Александр Куликов о законе кармы
Известные учителя йоги отвечают на шесть одинаковых вопросов о влиянии кармы на жизнь человека.
1. Что такое, на ваш взгляд, карма?
Карма — это очень многомерный термин, который охватывает духовную и материальную сферы. Понимание кармы варьируется в зависимости от контекста. В Бхагавад-гите в 4-й главе, (стих 16 — 18) говорится о карме — благотворной материальной деятельности, викарме — греховной материальной деятельности и акарме — духовной деятельности. Йоги Бхаджан сравнивает карму с третьим законом Ньютона (сила действия равна силе противодействия). Если я сейчас причиняю кому-то боль, то со временем получу по отношению к себе аналогичный по силе ответ от окружающего мира, если я у кого-то что-то украл, то следует ожидать кражи у себя, соврал — нужно готовиться, что обманут тебя. То же со знаком плюс. Помог кому то — помогут тебе. Поэтому можно сказать, что карма — это ответственность за свои действия. Как говорил Жеглов Шарапову в фильме «Место встречи изменить нельзя»: «Наказания без вины не бывает». А также награды без правильного усилия.
2. Случались ли в вашей жизни события, которые можно было бы назвать кармическими?
Здесь важно понять, что карма бывает проявленная (прарабдха карма), тогда мы получаем ответ сразу и можем его осознать, и непроявленная (апрарабдха карма), когда ответ будет в будущем или просто пойдет на усиление кармической тенденции. В этом смысле, если какое то событие повторяется несколько раз, его точно можно назвать кармическим. Для меня самыми показательными событиями является ответ на жадность. Стоит мне не сдать десятину от занятий, как с моей машиной что-то происходит и приходится раскошеливаться за ремонт или штрафную стоянку. Если я злюсь на машину, она мне устраивает такое... И много других моментов. Но так как карма — это ценник, выставляемый Богом нашей душе за «услуги» материального мира, то рассказ о кармическом воздаянии — это тайна исповеди.
3. Может ли человек изменить свою карму (карму других людей), или все события предопределены?
Свою — до определенной степени может, особенно непроявленную. Практика йоги хорошо справляется с этой кармой. С проявленной кармой работать очень трудно, так как это наша судьба, наша конституция тела, состояние ума, наш пол, наша страна, наше место рождения, наши родители... С ней можно работать, только уповая на Творца (Ишвара пранидхана или бхакти) или очень жесткой аскезой и покаянием (праяшчитта карма). Что касается кармы других, то обычно более «свободные» могут взять карму менее «свободных». Люди несут ответственность за карму своих близких. Хозяева несут карму домашних животных, родители — карму детей, мужья — карму жен, учителя — карму учеников.
4. Все ли события являются кармическими?
Да, все. Кроме некоторых исключительных случаев, когда Бог вмешивается по своей милости, для своих лил (игр). Но тогда часто человек начинает заниматься акармой.
5. Чем карма отличается от судьбы?
Судьба — это прарабдха карма (проявленная карма). Ее нужно принять как волю Бога за свои прошлые действия, как урок, который мы должны пройти и сдать на отлично, то есть, как говорил Йоги Бхадждан, «с благородством проецировать себя через существование».
6. Выражение «почистить карму» — это идиома, или есть вполне конкретные действия, которые иллюстрируют и реализуют это словосочетание?
Нет, не идиома. В «Йога-сутрах» Патанджали гл. 2.1,2 написано: «Крия-йога. Для развития сосредоточения и для ослабления аффектов». Это как раз то, что останавливает вызревание кармы и проявляет тонкую мудрость — постижение разницы между сознанием и материей. А Крия-йога — это конкретные действия, такие как практика, самообучение и упование на Бога. При этом практика — это хорошо всем известные восемь ступеней йоги.
Фото: Андрей Васильев
Александр Куликов проведет 2 мастер-класса на 8-ой Международной Конференции Yoga Journal, которая пройдет 19-21 сентября 2014 года.