Поиграем?
Гурудас каур известна во всем мире как исполнительница мантр, преподаватель кундалини-йоги и создательница уникальной методики преподавания кундалини-йоги детям: ChildPlay Yoga.
Гурудас, для начала расскажите, как вы начали преподавать кундалини-йогу?
Я училась в педагогическом университете штата Массачусетс и собиралась стать преподавателем начальных классов. В США, чтобы получить диплом, нужно набрать определенное количество баллов. Поэтому, когда я увидела объявление «кундалини-йога для баллов», тут же записалась на урок. К тому моменту я уже практиковала буддистскую дзен-медитацию и трансцендентную медитацию Махариши Махеши. Тем не менее на первый урок я надела черный пиджак и красную юбку. Учитель, весь одетый в белое и с тюрбаном на голове, был очень удивлен. В конце урока он достал гитару, и мы начали петь мантры. Тогда я подумала, что никогда не слышала ничего прекраснее. Через несколько месяцев моя жизнь полностью изменилась. Я просыпалась, когда мои друзья ложились спать. Постепенно я переехала в ашрам, который располагался недалеко от университета. Там я провела полтора года, окончила колледж, затем переехала в Вашингтон и пошла учиться в школу Монтессори. Окончив ее, стала учить детей при ашраме в Вашингтоне и в самой школе Монтессори.
А как появилась система преподавания кундалини-йоги для детей?
Все эти факты из моей жизни были нужны для того, чтобы появилась на свет система ChildPlay Yoga (дословный перевод «детская игровая йога». – Прим. ред.) Да и сама я в душе немного ребенок. Но не сразу поняла, что люди могут получать пользу и выгоду от процесса игры. В моей программе есть два основных мотива: один из них – научить взрослых работать с детьми, а другой – научить взрослых находить ребенка в самих себе. Мария Монтессори (автор системы воспитания, в основе которой свобода развития личности. – Прим. ред.) была внимательна и наблюдательна, ее программа основывается на утверждении, что дети сами знают, чего они хотят и что любят. И если вы предлагаете ребенку то, что ему нравится, вам не нужно заставлять его – достаточно просто оставить в покое: он сам найдет, чем заняться. Дети же не учатся в привычном понимании: они наблюдают и вбирают в себя знания, исследуют. Их ум наблюдателен, их не нужно учить, не нужно «вдалбливать» знания. В два года моя дочь говорила на английском, испанском и каталонском, не путаясь в них, несмотря на то, что ее никогда не учили этим языкам. Дети впитывают в себя знания. Не нужно делать усилий, чтобы дать ребенку что-то новое. Основной принцип Childplay Yoga в том, что ребенок приходит на йогу, потому что хочет. Поэтому урок не должен базироваться на том, что учитель может чему-то ребенка научить. Родители знают: ребенок останется в классе столько, сколько захочет там оставаться. Если его поведение неприемлемо, например, он обижает других детей, ты просто приближаешься к нему и спрашиваешь: «Ты точно хочешь быть в классе? Глядя на тебя, можно подумать, что ты не желаешь здесь оставаться. Это класс, где дети могут получать удовольствие и веселиться. Если ты обижаешь другого ребенка, это не веселье».
А если ребенок говорит, что не хочет оставаться в классе?
Ты говоришь ему: «Хорошо, можешь идти. Вернешься, когда захочешь. Если ребенок скажет: «Я хочу здесь быть», ты говоришь: «Я тоже хочу, чтобы ты здесь был, но тогда мы должны договориться». Здесь нет никакой необходимости в дисциплинарных мерах и криках – нужно лишь всегда вставать на сторону ребенка и работать вместе. Необходимо найти подход и слова, чтобы криков не было. Классы направлены и на то, чтобы дети развивали свое внимание. Особенность ChildPlay Yoga в том, что учитель не пытается изменить детей, к чему-то принудить их, сделать лучше, чем они есть. Смысл в том, чтобы они проявили себя такими, какие они есть на самом деле. Потому что дети находятся там, где они находятся, у них много потребностей, и мы просто стараемся дать то, что им нужно. Ведь когда вы получаете то, что нужно, вы расслабляетесь. Тем не менее это просто игра. Дети учатся, получают навыки, развиваются и становятся свободными, играя. Именно так они вырастают здоровыми и счастливыми.
Почему Childplay Yoga полезна в первую очередь детям, живущим в мегаполисе?
Родители таких детей, как правило, довольно сильно «застрессованы», у них нет времени не то что на игры с детьми – иногда они не успевают даже поговорить с ребенком. Чаще они обращаются к ребенку в повелительном наклонении: сделай то, сделай это, а детям нужна свобода, чтобы быть просто сумасшедшими – прыгать, бегать, выплескивать свою энергию. Такие родители отводят своего ребенка в класс, потому как думают, что в йоге есть «магическая формула», которая сделает ребенка аккуратным и послушным. Но здесь нет никакой магии. В классах детской йоги довольно много хаоса – он просто необходим, чтобы энергия ребенка выходила и после всех этих игр он мог спокойно сесть.
Большинство родителей забывают о том, что воспитывают человека, а не ребенка. Они думают, что ответственны за то, чтобы сделать ребенка лучше, и пытаются навязать ему все свои идеи. В результате дети растут вместе с этим ненужным грузом. А детям нужна лишь поддержка от родителей, их признание. И часто в ребенке созревает внутренний конфликт, потому что он этого признания не получает. С другой стороны, любой ребенок нуждается в том, чтобы быть свободным и быть самим собой. В идеале Childplay Yoga – это йога для родителей. Потому что она учит родителей тому, как расслабить ребенка и через это расслабиться самим.
Может ли человек, который вообще ничего не знает о йоге, прийти на урок и попробовать?
Если даже убрать из моих занятий йогу, класс все равно получится: он будет состоять из игр. Дети не практикуют йогу – они играют в йогу. Для них это просто игра. В Childplay Yoga мы можем давать медитацию, но только в последнюю минуту и недолго, можем включать и асаны – и тогда мы учим детей тому, чему учим взрослых. Разница в том, что дети выполняют их, только если им хочется. По моей методике ребенка ни к чему не принуждают. Некоторые дети привлекают к себе внимание тем, что отказываются что-то делать – они знают, что их начнут уговаривать. Но если вы ничего не говорите ребенку, то даете ему понять, что он свободен. Хочешь делать – делай. Можешь даже просто сидеть и наблюдать за другими. Есть же очень скромные дети – таких вообще нельзя ни к чему принуждать. Их лучше оставить в покое. Они сами присоединятся, когда захотят.