«Высшая ценность - это жизнь»

«Высшая ценность - это жизнь»

участники-2.png

В летней Конференции Yoga Journal примет участие Леонид Гарценштейн — йогатерапевт с 45-летним опытом в йоге, автор уникального метода терапии позвоночника, не имеющего аналогов в мире. Редакция YJ поговорила с Леонидом о его личной практике, истоках йогатерапии и значении йоги.

WhatsApp Image 2021-05-25 at 15.06.31.jpeg

— Расскажите о ваших главных жизненных постулатах.

- Есть один, очень простой.

Высшая ценность — это жизнь.

Но мы, осознавая, что однажды родились, должны понимать, что мы смертны. То есть в этой мистерии жизнь и смерть постоянно сочетаются друг с другом. И вот, когда человек, скажем так, осознает, что он здесь в гостях, временно у этой жизни, тогда он начинает не бояться смерти. Но мы боимся смерти, а смерть — это лучшая подруга жизни. Если углубиться в изучение того, что мы из себя представляем, то мы поймем, что мы чистая энергия, мы состоим из атомов, из частиц. И движение заряженных частиц — это чистая энергия. То есть не смерть-то вот в каком-то примитивном представлении происходит, а переход из одного состояния энергии в другое. И вот, это все происходит внезапно, иногда непредсказуемо. И вот теперь главный постулат в жизни — это ценить не просто жизнь в целом, а каждое мгновение. Мгновения не повторимы, так же как дни неповторимы. Они даются нам один раз. И вот мой главный постулат — это наполнять каждое мгновение смыслом и радостью.

— Что для вас йога? Может ли йога для каждого человека означать что-то свое?

- Мы можем услышать такую фразу, что «у каждого своя правда». Но на самом деле это не так. Что есть правда?

Правда — это отражение объективной реальности, то есть жизни.

Но даже тут можно, поковыряясь, выяснить для себя, что есть правда поверхностная, а есть правда истинная. Есть много мнений, и как минимум надо отличать мнения от знания. Более того, знание истинное от знания ложного. Как сказал один из наиболее почитаемых мною мастеров, Джидду Кришнамурти, «истина — это страна без дорог». Потому что вчерашняя истина не вписывается в сегодняшний день. Жизнь — это бесконечный поток. И каждый день является нашему вниманию совершенно по-новому. При чем тут йога?

Йога в переводе с санскрита «йудж», это единение.

Мы должны для начала спросить себя — о каком единении речь идет? И когда мы осознаем, что представляет из себя биосистема человека, объединяющая под своим началом три структуры. Ментальную — это наш разум. Физическую — это наше тело. И Духовную — это наша душа, или джива Атма. И вот единение этих трех структур — это первый шаг в йоге. Йога — это тот процесс, который принадлежит тебе лично и абсолютно всем. Это наука. Это образ жизни. И все зависит от степени осознанности. И вот мы учимся тому, как наш разум будет сотрудничать с нашим телом. А сотрудничать с телом — это значит надо узнать те законы природы, которые лежали в основании создания жизни этого тела, поддержания его жизни. Ну, и, естественно, разрушения после жизни. То есть не должно быть никаких эмоций, никакой романтики, а просто трезвое, спокойное и естественное восприятие законов природы, которые записаны в этой великолепной, данной тебе от природы, от бога, живой книги твоего тела. А тело состоит из 10 в шестнадцатой степени маленьких живых существ, клеточек. И вот моя практика — это способ восстановления диалога с этими живыми клеточками. Это и есть путь единения между разумом и телом. Трудиться над познанием глубинных процессов, которые заложены самой жизнью, богом, природой. В этом теле. И это происходит на коврике.

Йога — это всего лишь способ, как прийти к единению и к согласию с собой.

— Что мешает современному человеку приходить к этому единению?

- Невежество. Единственное, что мешает. Отсутствие знаний о жизни, о природе жизни. О законах бытия. Отсутствие знаний о мироустройстве. Отсутствие знаний о тех абсолютных законах, которые заключены в каждой нашей клеточке и о тех законах, которые управляют мирозданием в бесконечных мирах. Мы нарекли это знание богом. И в йоге это Ишвара Пранидхана. Это преклонение божественному разуму. Вот это людям мешает. Люди эгоистичны, меркантильны, алчны, и все то, что присуще животной природе. То есть человек, не вырвавшись из природы эволюции своего животного, оставшись на уровне грубого знания животной природы, он эгоистичен, и он использует все и вся вокруг себя для удовлетворения потребности своей временной бренной плоти. Это очень мешает.

— Вы согласны с изречением: если ты йог, это еще не значит, что ты хороший человек. А если ты хороший человек, это значит, что ты йог?

- Все субъективно. Человек меняется многократно в течение дня. И человек — это субъект. И все, что выдает этот субъект, нужно подвергать сомнению. У каждого есть свое мнение, и мы, соединяясь с этим мнением, начинаем рассуждать пространно. И я склонен к тому, что ни одну из версий не принимаю, я ни одну из версий не отрицаю. А что я делаю? Я говорю — ну, вполне возможно, что вы правы. Поживем, увидим. Это лучшая концепция. Здесь надо понять, что человек называет йогой и что человек называет хорошим человеком. И тут вы увидите огромное количество разных, иногда противоречащих мнений. Спорить о мнениях — это самое глупое, чем мы можем заниматься.

Надо не болтать о йоге и не болтать о том, что такое хороший человек, а показать это своей жизнью.

Поэтому мудрецы так и говорят: поживем, увидим. Или чуть по-другому: жизнь покажет, надо жить, а не рассуждать.
Порекомендуйте полезную литературу.
Я рекомендую собрать абсолютно все книги Джидду Кришнамурти, Уппалури Гопала, потом Садгуру Субрамуниясвами, Рамачарака, Вивекананда, «Хатха йога Прадипика» и, скажем, «Йога Сутры» Патанджали. Много замечательной литературы, я об этом могу дать достаточно обширный обзор. Фрэнк Вильчек, это нобелевский лауреат, который разоблачает псевдонауки или парапсихологию, Ник Лейн, прекрасный автор, который является и антропологом и в то же время цитобиологом, «Энергия, секс, самоубийство: митохондрии и смысл жизни». Потом его прекрасная книга для тех всех, кто пытается практиковать какие-то пранаямы, «Кислород, молекула, изменившая мир». Брюс Липтон, это тоже автор, который занимается цитологией, исследованием клетки. Валерий Иванович Слесарев «Химия, основы химии живого», или скажем «Атлас анатомии» Синельникова, «Клиническая анатомия человека» Егорова. Могу, как я уже сказал, долго продолжать.

— Расскажите и своем методе терапии спины. Почему вы выбрали йогатерапию?

- Я не выбирал. Так уж случилось, что в подростковом возрасте я состоял на учете в поликлинике с диагнозом слабое физическое развитие — дистрофия. В 9-м классе я весил всего 38 килограммов. На уроке физкультуры в шеренге по росту, я оказывался последним, уже за девочками стоял я. И я просто хотел быть здоровым. Потом я встретил человека в парке, который практиковал странные какие-то, на мой взгляд, упражнения, пыхтел как-то вообще непонятно. И вот я получил в дар первую книгу по йоге, автора Есудиан. И мне казалось, что эта книга написана вообще про меня. Меня эта книга очень впечатлила. Это была пища для моего изголодавшегося мозга, который постоянно искал какие-то крупицы здоровья, но ничего емкого не находил. А тут я нашел. Далее я стал заниматься по тем редким книгам, которые попадали ко мне в руки. И лет семь прозанимавшись по этим книгам, я наконец-то встречаюсь с человеком, который закончил два института йоги, йогатерапии. Это Зубков Виталий Анатольевич. Он учился в традиции Дхирендра Брахмачари, наставником которого был Гуруджи Махариши Картикейя. Обучение происходило в классическом варианте. Мне давали упражнения из системы Сукшма- Вьяяма, которые воздействуют на 108 марм. Мармы — это энергетические точки йоги и аюрведы, и они имеют прямую связь со всеми органами и системами организма человека. И вот когда ты правильно делаешь эти упражнения, ты начинаешь стимулировать жизненную деятельность определенных органов. Ты, когда изучаешь систему марм, понимаешь, на что воздействует та или иная асана. И знаешь, как стимулировать, возбуждать деятельность органов, так и притормаживать действия органов при необходимости, когда они излишне возбуждены. И вот это уже началась моя йогатерапия.
Сегодня многие объявляют о том, что открывают курсы йогатерапии. Но я, откровенно говоря, вижу в этом не те классические ступени йогатерапии, а медицину, совмещенную с физической активностью. Я ее так собственно и называю, медицинская физкультура. Йога, это много больше. Во-первых, это энергоструктура, это первое отличительная черта йоги от любой другой формы физической активности. Это чакры, это мармы, это нади каналы. И энергоструктуры, биосистемы человека следует осваивать. Далее йога — это путь эволюционного развития, это путь от материального, физического тела к духовности, от материи к духу. И невозможно стать здоровым, если у тебя больная душа. Ты можешь быть в хорошем костюме, изысканно одетым, хорошо сложенным, с хорошими дипломами. Но все это не мешает быть интеллектуально проявленному садисту.

При этом именно путь духовного развития отличает йогу от других форм совершенства каких-то качеств и способностей.

— Сейчас ваша личная практика присутствует?

- Каждое утро я делаю комплекс упражнений и самомассажа. Для этого я использую мячики. Совершенно замечательная штука. Также я придумал спортивный снаряд, который может в пространстве одной комнаты, или ну в совершенно небольшом пространстве. Весит он всего 400-500 грамм. Я его назвал карманный спортзал. Его можно положить в чемоданчик, куда бы вы ни выехали, вы можете прикрепить к двери или к любой ветке дерева. За 20 минут вы прорабатываете все тело. Минимальная затрата времени на то, чтобы проработать все тело. Я провожу разные исследования и, конечно, развиваюсь в сторону улучшения способов, комплексной очистки организма от агрессивной среды. И вот сейчас был сезон, когда я проводил такие процедуры.

— Что бы вы пожелали участникам Конференции и людям, неравнодушным к йоге?

- Быть внимательными к процессу, в который человек входит, то есть к процессу обучения в школе жизни. И внимательное наблюдение той реальности, в которой мы существуем — это и есть медитация. Не что-то другое. Вот я хотел бы пожелать внимательного, осознанного, спокойного исследования, изучения, со всей страстью к познанию отнестись к тому процессу, в котором человек находится в настоящий момент.
end.png

Читайте также