«Высшая ценность - это жизнь»
В летней Конференции Yoga Journal примет участие Леонид Гарценштейн — йогатерапевт с 45-летним опытом в йоге, автор уникального метода терапии позвоночника, не имеющего аналогов в мире. Редакция YJ поговорила с Леонидом о его личной практике, истоках йогатерапии и значении йоги.
— Расскажите о ваших главных жизненных постулатах.
- Есть один, очень простой. Но мы, осознавая, что однажды родились, должны понимать, что мы смертны. То есть в этой мистерии жизнь и смерть постоянно сочетаются друг с другом. И вот, когда человек, скажем так, осознает, что он здесь в гостях, временно у этой жизни, тогда он начинает не бояться смерти. Но мы боимся смерти, а смерть — это лучшая подруга жизни. Если углубиться в изучение того, что мы из себя представляем, то мы поймем, что мы чистая энергия, мы состоим из атомов, из частиц. И движение заряженных частиц — это чистая энергия. То есть не смерть-то вот в каком-то примитивном представлении происходит, а переход из одного состояния энергии в другое. И вот, это все происходит внезапно, иногда непредсказуемо. И вот теперь главный постулат в жизни — это ценить не просто жизнь в целом, а каждое мгновение. Мгновения не повторимы, так же как дни неповторимы. Они даются нам один раз. И вот мой главный постулат — это наполнять каждое мгновение смыслом и радостью.— Что для вас йога? Может ли йога для каждого человека означать что-то свое?
- Мы можем услышать такую фразу, что «у каждого своя правда». Но на самом деле это не так. Что есть правда? Но даже тут можно, поковыряясь, выяснить для себя, что есть правда поверхностная, а есть правда истинная. Есть много мнений, и как минимум надо отличать мнения от знания. Более того, знание истинное от знания ложного. Как сказал один из наиболее почитаемых мною мастеров, Джидду Кришнамурти, «истина — это страна без дорог». Потому что вчерашняя истина не вписывается в сегодняшний день. Жизнь — это бесконечный поток. И каждый день является нашему вниманию совершенно по-новому. При чем тут йога? Мы должны для начала спросить себя — о каком единении речь идет? И когда мы осознаем, что представляет из себя биосистема человека, объединяющая под своим началом три структуры. Ментальную — это наш разум. Физическую — это наше тело. И Духовную — это наша душа, или джива Атма. И вот единение этих трех структур — это первый шаг в йоге. Йога — это тот процесс, который принадлежит тебе лично и абсолютно всем. Это наука. Это образ жизни. И все зависит от степени осознанности. И вот мы учимся тому, как наш разум будет сотрудничать с нашим телом. А сотрудничать с телом — это значит надо узнать те законы природы, которые лежали в основании создания жизни этого тела, поддержания его жизни. Ну, и, естественно, разрушения после жизни. То есть не должно быть никаких эмоций, никакой романтики, а просто трезвое, спокойное и естественное восприятие законов природы, которые записаны в этой великолепной, данной тебе от природы, от бога, живой книги твоего тела. А тело состоит из 10 в шестнадцатой степени маленьких живых существ, клеточек. И вот моя практика — это способ восстановления диалога с этими живыми клеточками. Это и есть путь единения между разумом и телом. Трудиться над познанием глубинных процессов, которые заложены самой жизнью, богом, природой. В этом теле. И это происходит на коврике.— Что мешает современному человеку приходить к этому единению?
- Невежество. Единственное, что мешает. Отсутствие знаний о жизни, о природе жизни. О законах бытия. Отсутствие знаний о мироустройстве. Отсутствие знаний о тех абсолютных законах, которые заключены в каждой нашей клеточке и о тех законах, которые управляют мирозданием в бесконечных мирах. Мы нарекли это знание богом. И в йоге это Ишвара Пранидхана. Это преклонение божественному разуму. Вот это людям мешает. Люди эгоистичны, меркантильны, алчны, и все то, что присуще животной природе. То есть человек, не вырвавшись из природы эволюции своего животного, оставшись на уровне грубого знания животной природы, он эгоистичен, и он использует все и вся вокруг себя для удовлетворения потребности своей временной бренной плоти. Это очень мешает.— Вы согласны с изречением: если ты йог, это еще не значит, что ты хороший человек. А если ты хороший человек, это значит, что ты йог?
- Все субъективно. Человек меняется многократно в течение дня. И человек — это субъект. И все, что выдает этот субъект, нужно подвергать сомнению. У каждого есть свое мнение, и мы, соединяясь с этим мнением, начинаем рассуждать пространно. И я склонен к тому, что ни одну из версий не принимаю, я ни одну из версий не отрицаю. А что я делаю? Я говорю — ну, вполне возможно, что вы правы. Поживем, увидим. Это лучшая концепция. Здесь надо понять, что человек называет йогой и что человек называет хорошим человеком. И тут вы увидите огромное количество разных, иногда противоречащих мнений. Спорить о мнениях — это самое глупое, чем мы можем заниматься. Поэтому мудрецы так и говорят: поживем, увидим. Или чуть по-другому: жизнь покажет, надо жить, а не рассуждать.Порекомендуйте полезную литературу.
Я рекомендую собрать абсолютно все книги Джидду Кришнамурти, Уппалури Гопала, потом Садгуру Субрамуниясвами, Рамачарака, Вивекананда, «Хатха йога Прадипика» и, скажем, «Йога Сутры» Патанджали. Много замечательной литературы, я об этом могу дать достаточно обширный обзор. Фрэнк Вильчек, это нобелевский лауреат, который разоблачает псевдонауки или парапсихологию, Ник Лейн, прекрасный автор, который является и антропологом и в то же время цитобиологом, «Энергия, секс, самоубийство: митохондрии и смысл жизни». Потом его прекрасная книга для тех всех, кто пытается практиковать какие-то пранаямы, «Кислород, молекула, изменившая мир». Брюс Липтон, это тоже автор, который занимается цитологией, исследованием клетки. Валерий Иванович Слесарев «Химия, основы химии живого», или скажем «Атлас анатомии» Синельникова, «Клиническая анатомия человека» Егорова. Могу, как я уже сказал, долго продолжать.
— Расскажите и своем методе терапии спины. Почему вы выбрали йогатерапию?
- Я не выбирал. Так уж случилось, что в подростковом возрасте я состоял на учете в поликлинике с диагнозом слабое физическое развитие — дистрофия. В 9-м классе я весил всего 38 килограммов. На уроке физкультуры в шеренге по росту, я оказывался последним, уже за девочками стоял я. И я просто хотел быть здоровым. Потом я встретил человека в парке, который практиковал странные какие-то, на мой взгляд, упражнения, пыхтел как-то вообще непонятно. И вот я получил в дар первую книгу по йоге, автора Есудиан. И мне казалось, что эта книга написана вообще про меня. Меня эта книга очень впечатлила. Это была пища для моего изголодавшегося мозга, который постоянно искал какие-то крупицы здоровья, но ничего емкого не находил. А тут я нашел. Далее я стал заниматься по тем редким книгам, которые попадали ко мне в руки. И лет семь прозанимавшись по этим книгам, я наконец-то встречаюсь с человеком, который закончил два института йоги, йогатерапии. Это Зубков Виталий Анатольевич. Он учился в традиции Дхирендра Брахмачари, наставником которого был Гуруджи Махариши Картикейя. Обучение происходило в классическом варианте. Мне давали упражнения из системы Сукшма- Вьяяма, которые воздействуют на 108 марм. Мармы — это энергетические точки йоги и аюрведы, и они имеют прямую связь со всеми органами и системами организма человека. И вот когда ты правильно делаешь эти упражнения, ты начинаешь стимулировать жизненную деятельность определенных органов. Ты, когда изучаешь систему марм, понимаешь, на что воздействует та или иная асана. И знаешь, как стимулировать, возбуждать деятельность органов, так и притормаживать действия органов при необходимости, когда они излишне возбуждены. И вот это уже началась моя йогатерапия.Сегодня многие объявляют о том, что открывают курсы йогатерапии. Но я, откровенно говоря, вижу в этом не те классические ступени йогатерапии, а медицину, совмещенную с физической активностью. Я ее так собственно и называю, медицинская физкультура. Йога, это много больше. Во-первых, это энергоструктура, это первое отличительная черта йоги от любой другой формы физической активности. Это чакры, это мармы, это нади каналы. И энергоструктуры, биосистемы человека следует осваивать. Далее йога — это путь эволюционного развития, это путь от материального, физического тела к духовности, от материи к духу. И невозможно стать здоровым, если у тебя больная душа. Ты можешь быть в хорошем костюме, изысканно одетым, хорошо сложенным, с хорошими дипломами. Но все это не мешает быть интеллектуально проявленному садисту.