Ассистирование в йоге. Часть 3
Содержание статьи
Продолжаем серию отрывков из новой книги всемирно известных учителей и создателей метода Дживамукти-йоги Шэрон Гэннон и Дэвида Лайфа «Искусство ассистирования в йоге. Полное иллюстрированное руководство к ассистированию в асанах», изданной впервые в России Издательским бутиком «Книжные Сети». По ссылкам доступны другие фрагменты из книги: первая и вторая части.
Сила намерения
Видение мастерства ведет к достижению мастерства. Согласно Учителю Патанджали, асана йоги тогда совершенна, когда ее пронизывают радость и покой. Он рассказывает нам о законе кармы и о том, что семена, которые мы сажаем, прорастут и принесут плоды в какой-то момент нашей жизни. Зная это, мы обязаны дарить радость и покой там, где это необходимо, и тогда мы сами сможем их познать. Доброе намерение положить конец страданиям других существ неизбежно приводит к прекращению наших собственных страданий.
Но если именно благие намерения в основном определяют успех действий, а мы знаем, что наши намерения в целом благие, то почему же не каждое действие, совершаемое нами с добрыми намерениями, приводит к немедленному успеху?
Этот вопрос задали известному буддийскому мудрецу по имени Мастер Шантидева примерно 13 веков назад. У него есть книга, которая называется «Путь Бодхисаттвы». В ней Мастер Шантидева говорит, что нам нужно понять «временной разрыв». Наше намерение — желание помочь кому-то другому — сеет семя в нашем уме, но требуется время, чтобы это семя выросло. Результат, плод, выходит наружу только потом... не сразу. Это похоже на то, что происходит с настоящими семенами овощей. Никто не бросит арбузное семя в почву, а затем сядет, уставившись на землю и ожидая, что арбуз мгновенно вырастет. Арбузу нужно время, чтобы вырасти и созреть.
К тому же, если мы посадим семя арбуза, не стоит ожидать, что появится росток дерева яблони! Семена радости и покоя со временем дадут плоды радости и покоя, это неизбежно. Положительное намерение не может привести к отрицательному результату, но пагубное намерение всегда приводит к болезненным результатам.
Нужно практиковать и ассистировать в асанах йоги, имея намерение в уме и сердце, чтобы практика приносила правильные плоды.
Цель йоги не в том, чтобы стать более отождествленным с телом и умом, которые конечны. Асана — это практика, которая может привести к Самореализации, но только если она выполняется с правильным намерением. Если учитель понимает, как направлять физическое тело ученика, следя за тем, чтобы он сознательно и равномерно дышал, а также использовал дыхание, чтобы наполнить движения духовным намерением, тогда есть шанс, что практика может повлиять на состояние ума человека и посеять семена, которые вызовут сдвиг в сознании, ведущий к Йоге.Далее Мастер Шантидева говорит, что если Ваши попытки в ассистировании регулярно терпят неудачу, то это может быть только потому, что Ваше намерение не так чисто, как Вы думали, — или не так чисто, как Ваши помыслы.
Устранение гордыни, осуждения, зависти и жадности из нашей собственной мотивации — важная работа йогина, независимо от того, берет ли он на себя роль учителя или ученика. Йогин воплощает, невозмутимо и уравновешенно, баланс действия и восприятия. Когда мы совершаем действия в практике асан йоги, мы соединяемся с Землей, посылая свою энергию через каналы Ида-нади и Пингала-нади Земле, где они алхимически соединяются в одно целое. То, что мы называем нисходящей энергией, является проводником «земной силы гравитации». Если способность восприятия находится в балансе с действием, эта объединенная сила возвращает движущуюся вверх энергию через центральную ось к третьему глазу. А то, что мы называем восходящей энергией, есть «небесная сила левитации».