Какие принципы йогов стоит применить в своей жизни
В «Йога-сутрах» Патанджали, главном трактате йоги, говорится о 8 её ступенях. Но мы обратим внимание только на первую – яму.
Это принципы, с которых должен начаться путь каждого практикующего йогу, того, кто хочет духовно развиваться. Но если перечислить эти правила, то на ум приходит мысль о том, что все должны придерживаться этих принципов. Ведь нет ничего естественнее, чем эти этические правила:
- Ахимса – ненасилие по отношению ко всему, существующему на Земле, и к себе тоже.
- Сатья – честность ко всем и к себе.
- Астейя – отказ от стремления обладать чем-то, непринадлежащим тебе.
- Апариграха – ненакопительство.
- Брахмачарья – сдержанность и отказ от потакания страстям.
Особый акцент на этих правилах делается в Раджа-йоге и подчёркивается, что сначала должны практиковаться яма и нияма, затем уже Хатха-йога – очищение тела.
[banner]Но в реальность современного мира такое утверждение не вписывается, поскольку у людей возникло бы много вопросов и проблем при смене привычек ума и тела. А в Хатха-йоге всё было разработано для людей Кали Юги – эпохи невежества.
В Хатха-йоге всё начинается с очищения тела – 6 шаткарм, и только после их освоения осуществляется переход к асанам и пранаямам. А сместить фокус внимания на яму и нияму можно позднее, когда ум станет устойчивее.
В «Хатха-йога Прадипике» яма и нияма именуются маяком, который удерживает практикующего на пути ближе к концу его практики.
Ахимса (ненасилие)
Оставаться пассивным тогда, когда возникает вероятность причинения кому-/чему-либо физического, эмоционального или психического вреда.
Придерживаться этого принципа значит отказаться от намерения применить насилие ко всему существующему на планете. Намеренное причинение вреда – создание дисбаланса в себе.
Сатья (честность)
В первую очередь, вы должны быть правдивы сами с собой, затем с людьми. У вас не должно возникать намерения обмануть кого-либо ради извлечения выгоды или нанесения ущерба.
Астейя (неприсвоение чужого)
С этим принципом связана карма. Кража вызывает у нас чувство вины, что создаёт новые образы и впечатления, которые нам не нужны. Не нужны они, поскольку мы пытаемся избавиться от прошлых.
Апариграха (отказ от ненужного)
Это значит жить, радуясь тому, что есть и не принимать даров, которые не были преподнесены от чистого сердца. Принятие подарка, сделанного вам с целью получения выгоды, нарушает предыдущий принцип – астейю – неприсвоение себе чужого и незаслуженного.
Брахмачарья (сдержанность, отказ от потакания страстям)
В более узком смысле – самоконтроль и самодисциплина, контроль над желаниями. С течением времени трактование этого правила менялось: например, в более ранних текстах Брахмачарья описывается как период ученичества, а в более поздних уже как сексуальное воздержание.
В «Хатха-йога Прадипике» говорится, что Брахмачари – человек, находящийся в постоянном общении со своей душой. А если говорить о Брахмачарье как о сексуальном воздержании, то в трактате есть слова о том, что если у вас нет половых отношений, но ум одержим сексуальными фантазиями – это не брахмачарья.
Следование этим 5 этическим правилам – путь к духовному развитию, к которому стремятся йоги. Но если посмотреть ещё раз на описание этих принципов, то становится ясно, что они – простой свод правил, которых должен придерживаться каждый человек, желающий жить в мире и спокойствии.
Автор: Сальникова Ольга