За семью печатями

Индийская философия традиционно насчитывает семь основных чакр, которые выстраиваются по вертикали от основания позвоночника до макушки головы. В переводе с санскрита «чакра» означает «колесо», и именно эти «колеса» рассматриваются в качестве энергетических центров.

Каждую чакру связывают с определенной физиологической функцией, а также с определенными жиз­нен­ны­ми задачами – как внешними, так и внутренними – и тем, как мы их решаем, как взаимодействуем с окружающим миром. В чакре может наблюдаться дефицит энергии или ее излишек – все зависит от наших привычек или обстоятельств. Таким образом, внутри чакр нарушается равновесие. Нарушение рав­но­ве­сия бывает временным, возникающим под воз­дей­стви­ем внешних факторов, и постоянным, хро­ни­че­ским. Хронический дисбаланс – это результат событий, произошедших в детстве, стресса или психологической травмы, перенесенной в прошлом, а также глубоко уко­ре­нив­ших­ся установок. К примеру, ребенок, чья семья из года в год переезжает на новое место, не знает, что значит «пустить корни», и скорее всего это станет причиной дефицита энергии в первой (корневой) чакре. Когда чакра не раскрыта, она не в состоянии получать нужную энергию и уж тем более излучать ее во вне, что сказывается и на физическом, и на эмоциональном состоянии. Если же чакра слишком активна, значит, она перегружена и не может функционировать нормально, а ее энергия начинает доминировать в жизни человека. К примеру, если у вас чрезмерно активна пятая – горловая – чакра, вы будете слишком много разговаривать и окажетесь не в состоянии внимательно слушать другого. И на­обо­рот – при дефиците энергии в этой чакре вам будет психологически сложно общаться с окружающими людьми.

Ближе к земле

Итак, первая чакра расположена в области про­меж­но­сти и основания позвоночника и называется муладхара (корневая чакра). Она отвечает за первоочередные нужды, то есть те, что связаны с выживанием. Будучи уравновешенной, муладхара дает здоровое ощущение твердой почвы под ногами. Кроме того, она поддерживает здоровье организма, при котором не возникает желания предаваться излишествам. Части тела, связанные с муладхарой, – это основание позвоночника, ноги, в том числе стопы, а также толстый кишечник. Какие же обстоятельства выбивают почву из-под ног и создают дефицит энергии в первой чакре? В первую очередь это путешествия, переезд, перемены в жизни, а также ощущение страха. У определенной категории людей, тех, чей ум слишком активен, а воображение живо, нарушение равновесия в первой чакре происходит очень легко. Они редко чувствуют твердую почву под ногами и чаще живут головой, чем телом.

Дефицит энергии в муладхаре переживается как «кризис выживания». Каким бы тяжелым или легким он ни был – вас выселили, вы разорились или же просто подцепили простуду, – все воспринимается как катастрофа. Избыток энергии в первой чакре приводит к жадности, зацикленности на деньгах или же к попытке «заземлиться», набирая лишний вес. В йоге существует множество поз на уравновешивание первой чакры. Муладхара непосредственно связана с элементом земли. Она символизирует «заземленность» в физическом и эмоциональном плане. Ее цвет – красный, имеющий более медленные вибрации, чем цвета других чакр.

Раскрыть муладхару помогают позы, которые удлиняют и укрепляют ноги и стопы. Начните с простого упражнения: поочередно катайте стопами теннисные мячики, нажимая на них, чтобы пробудить подошвы. Чтобы активизировать пальцы ног и как следует раскрыть их для поз стоя, сядьте на стул, расположите голень одной ноги поперек бедра другой и переплетите пальцы рук с пальцами ног, вытягивая стопу от пятки до кончиков пальцев. Затем встаньте на колени, подверните пальцы ног и посидите на них в течение минуты. Укрепить мышцы нижней части тела помогают позы стоя. Кроме того, уделяйте время вытяжению икроножных мышц и мышц задней поверхности бедра. Если они слишком жесткие, создается ощущение, что мы вот-вот готовы кинуться наутек. Удлиняя заднюю поверхность ног в таких позах, как Уттанасана (Наклон вперед из положения стоя) и Джану Ширшасана (Поза головы к колену), мы начинаем чувствовать преимущества хорошо раскрытой и сбалансированной первой чакры: спо­кой­ствие, терпение, а также желание сбавить темп и пребывать там, где находишься. Укрепив четырехглавые мышцы бедра и раскрыв мышцы задней поверхности бедра, вы почувствуете уверенность в себе и обретете желание двигаться дальше по волнам своей жизни. Доверившись своему телу и земле, вы ощутите, как страх перед будущим отступает. Завершите занятие восстанавливающими позами: Супта Баддха Конасаной (позой Связанного угла в положении лежа), Саламба Шавасаной (позой Мертвеца с опорой) и Саламба Баласаной (позой Ребенка с опорой), каждая из которых успокаивает слишком активный ум и позволяет сдаться силе притяжения.

Откройся жизни

Название второй чакры – свадистхана – переводится как «свое место, или основание». Она связана с областью таза, крестцом, поясницей, гениталиями, маткой, мочевым пузырем, почками и отвечает за чувственность, сексуальность, эмоции, интимность и желание. Все, что связано с водой в организме: кровообращение, мочеиспускание, менструация, оргазм и даже слезы – имеет непосредственное отношение к этой чакре. Вода находится в постоянном движении, она постоянно меняется, и, если вторая чакра сбалансирована, мы и сами обладаем этими свойствами.

Свадистхана не побуждает нас менять что-то в себе или в окружающем мире, а позволяет переживать эмоции, которые возникают по мере того, как мы открываемся жизни. Принимая свои чувства такими, какие они есть, мы вкушаем сладкий (или горько-сладкий) вкус жизни. Перестав сопротивляться жизни, мы начинаем двигаться с ней в одном потоке, расслабляется область таза и бедер, репродуктивные органы становятся менее напряженными, и мы открываемся собственной чув­ствен­но­сти и сексуальности.

Вторая чакра, а вместе с ней и остальные «четные» чакры (четвертая, расположенная в области сердца, и шестая, в области третьего глаза) связаны с «жен­ским» типом расслабления и раскрытия. Они развивают нашу способность чувствовать, любить и видеть. Нечетные же чакры, расположенные в области ног, солнечного сплетения и макушки головы, связаны с «мужским» стремлением проявлять волю, воплощать задуманное и реализовывать право на то, чтобы обладать, спрашивать, говорить и знать. «Мужские» чакры двигают энергию через весь организм и выталкивают ее во внешний мир, создавая тепло и жар. Четные, или «женские», охлаждают и направляют энергию внутрь.

В современном мире равновесие мужского и женского начал нарушено: маскулинная энергия действия и самовыражения часто преобладает над женской энергией мудрости и принятия, что является причиной стресса. Жизнь предоставляет нам уйму воз­мож­но­стей для самовыражения и активности, но необходимо дополнять все это расслаблением, развивать в себе восприимчивость. Гармония требует равновесия. В йоге это значит, что практика должна сочетать в себе силу и гибкость, усилие и принятие. Любой дисбаланс в практике обязательно отразится и на чакрах. В культуре, где настолько искажены понятия сексуальности, удовольствия и эмоционального самовыражения, нарушить равновесие во второй чакре проще простого. К примеру, если вы выросли в окружении, где принято подавлять эмоции и отвергать удовольствия, скорее всего, вы будете испытывать дефицит энергии в свадистхане. А это значит – будете бояться удовольствий, «не слышать» своих чувств и всячески сопротивляться любым переменам в себе. Сексуальные проблемы и дискомфорт в области поясницы, таза и репродуктивных органов также могут свидетельствовать о проблемах со свадистханой. Слишком «заряженная» свадистхана проявляется в излишне эмоциональном поведении, беспорядочных сексуальных связях или же в слабых психологических границах. Асаны, приводящие в равновесие вторую чакру, помогают нам принимать и приспосабливаться. По­ло­же­ние ног в Гомукхасане (позе Головы коровы), на­клон вперед из Эка Пада Раджакапотасаны (позы Го­лу­бя), Баддха Конасана (поза Связанного угла), Упа­виш­т­ха Конасана (Наклон вперед из положения сидя с широко разведенными ногами), а также другие позы на раскрытие таза обеспечивают свободу движения. При выполнении этих асан ни в коем случае не следует прикладывать чрезмерные усилия – наоборот, эти позы требуют мягкости, «женственности», способности подчиниться.

Дух воина

В области солнечного сплетения и пупка расположена третья – огненная – чакра, называемая манипурой, «сияющей жемчужиной». Ее цвет – желтый. Она отвечает за чувство самоуважения, воинский дух и силу трансформации. На физиологическом плане манипура регулирует пищеварение и метаболизм. Если с третьей чакрой все в порядке, мы можем преодолевать инерцию, другими словами – при необходимости встать и сделать то, что нужно, беря таким образом на себя риск, выражая свою волю и проявляя ответственность за собственную жизнь. Из манипуры возникают тепло, легкость и вкус к жизни, который появляется, когда мы живем бес­корыстно. Разумный риск – это один из способов обрести уверенность и сделать мышцы вокруг манипуры более мягкими. Для одних риск заключается в том, чтобы войти в Урдхва Дханурасану (Перевернутую позу лука) из Тадасаны (позы Горы), для других – в том, чтобы просто прийти в класс йоги. Риск может подразумевать конфронтацию, установление границ или просьбу о том, в чем мы нуждаемся, – словом, все то, что возрождает нашу силу. Проблемы с пищеварением, расстройства пищевого поведения или нехватка самоуважения – все это говорит о дефиците энергии манипуры. Если вы чувствуете упадок сил, позы на раскрытие третьей чакры раздуют угольки внутреннего огня и помогут ощутить силу, исходящую из самого ядра вашего существа. Практикуйте Сурья Намаскар (Приветствие Солнцу), абдоминальные позы – Навасану (позу Лодки), Ардха Навасану (половинную позу Лодки), Урдхва Празарита Падасану (позу Вытянутых вверх ног), позы Воина, скручивания, а также пранаяму Бхастрика (Дыхание огня).

Стремление во что бы то ни стало достичь совершенства, злость, ненависть, зацикленность на силе, статусе, престиже – все это говорит об избыточной энергии манипуры. Восстанавливающие, пассивные прогибы назад успокаивают брюшной огонь и таким образом устраняют избыток энергии третьей чакры. Часто, чувствуя усталость, мы игнорируем желание отдохнуть и вместо этого всячески искусственно взбадриваем себя при помощи стимуляторов, таких как кофе или сахар, которые дают нам иллюзию воодушевления. А вместо того чтобы расслабиться и направить внимание внутрь себя, многие «отдыхают», переедая, употребляя алкогольные напитки или наркотики. Йога предлагает нам прислушаться к своему телу, понять, что нужно ему на самом деле, и дать ему это. Только так мы почувствуем настоящую силу.

Исцеление сердца

Четвертая – сердечная – чакра является центральной. Она – ядро нашего духа. Это точка равновесия, которая соединяет мир материи (нижние три чакры) с миром духа (верхние три). Сердечная чакра позволяет нам раскрыться миру и почувствовать связь с ним. Состояние сердечной чакры – это показатель того, на­сколь­ко сильно и бескорыст­но мы любим. На санскрите она именуется анахатой, что означает «то, чему нельзя причинить боль», «то, что нельзя уязвить». Это название говорит о том, что в нашем сердце таятся целостность, безграничная любовь и неиссякаемый источник сострадания. Элемент этой чакры – воздух, его свойство – распространяться и заряжать энергией. Подобно воде, воздух принимает форму любого предмета, который он заполняет, но, в отличие от воды, он не так зависит от силы притяжения. Когда вы чувствуете, что теряете голову от любви, чтобы спуститься с небес на землю, вам необходимо активизировать первую чакру. Воздух непосредственно связан с дыханием, поэтому сбалансировать энергию этой чакры помогает пранаяма.

Если большую часть времени вы сидите в положении, при котором голова наклоняется вперед, плечи округляются, а грудная клетка проваливается, пришла пора расширить область сердца и раскрыть четвертую чакру. Для этого существуют специальные позы. Если мы живем головой, а не сердцем, мы, как правило, уделяем чрезмерное внимание своим мыслям, отрезая себя от собственных эмоций и от того, что происходит с телом. Дефицит энергии сердечной чакры приводит к тому, что мы начинаем чувствовать себя робкими и одинокими, нам очень сложно испытывать со­чув­ствие к кому-либо или прощать. Физические симптомы закрытой сердечной чакры – неровное дыхание, различные легочные заболевания, в том числе и астма.

К асанам, активизирующим сердечную чакру, относятся пассивные прогибы назад, в которых мы мягко прогибаемся, лежа на одеяле или болстере. К ним же можно отнести позы на раскрытие плечевого пояса, такие как Гомукхасана и Гарудасана (поза Орла), а также обычные прогибы назад. Будучи женской, анахата побуждает нас прощать и отпускать. Практика прогибов назад развивает доверие и способность в нужный момент отступить, которые необходимы, если мы хотим полностью раскрыть свое сердце. Испытывая страх, мы не оставляем места любви, на что наше тело незамедлительно реагирует напряжением. Делая же выбор в пользу любви, мы избавляемся от страха. Во многих прогибах назад область сердца располагается выше уровня головы. Это уникальное положение, при котором голова утрачивает свои верховные позиции и мы начинаем жить сердцем. Но, как и в любой другой чакре, в анахате может наблюдаться избыток энергии. В этом случае возникают ревность, зависть, чувство собственничества, а также острая зависимость от своего партнера. На физиологическом уровне избыток энергии проявляется в различных сердечных заболеваниях и высоком давлении. Тогда незаменимыми становятся наклоны вперед, поскольку они имеют «заземляющий» эффект, а также позволяют направить внимание внутрь.

Наиболее эффективный способ раскрыть себя и почувствовать волю к жизни, сбалансировав не только сердечную, но и остальные чакры, – это любить себя и окружающих. Самый мощный целитель, который у нас есть, – это любовь. Когда, практикуя асаны на раскрытие сердечной чакры, мы помним о том, что любим и ценим, мы усиливаем силу этих поз и как следствие улучшаем свое общее состояние.

Услышьте свой голос

Пятая чакра является первой из оставшихся, относящихся к духовному плану. Цвет горловой чакры, вишуддхи, – бирюзовый. Ее элемент – эфир, которому соответствует звук. Эфир – это поле тонких вибраций, которые наполняют собой всю вселенную. Эта чакра расположена в области шеи и рта. Она отвечает за внутреннюю истину и помогает найти собственный способ донести свой голос до окружающего мира. Музыка, творческая сила танца, вибрация пения, а также письменное и устное общение – все это способы самовыражения, которые регулируются пятой чакрой. Вишуддха означает «чистый», «очищение». Очи­ще­ние с помощью диеты, йоги, медитации дает нам возможность соприкоснуться с тонкими аспектами верх­них чакр. Кроме того, звук сам по себе способен очищать. Если вы обратите внимание, как изменились ваши ощущения после пения мантр или любимой песни, после чтения поэзии вслух, вы обнаружите, насколько сильное воздействие возымели звуковые вибрации и ритм на ваше тело. Дефицит энергии вишуддхи вызывает жесткость в области шеи и плеч, заболевания челюсти, боли в горле, гипофункцию щитовидной железы и боязнь высказаться. И наоборот, словоблудие и неспособность слушать, проблемы со слухом, заикание, гиперфункция щитовидной железы говорят об избытке энергии этой чакры. Гармонизировать чакру помогают позы на удлинение мышц шеи и раскрытие плечевого пояса, в том числе Уштрасана (поза Верблюда), Сету Бандха Сарвангасана (поза Моста), Сарвангасана (Стойка на предплечьях) и Халасана (поза Плуга).

Увидеть

Способность к представлению, когда мы вспоминаем, что было в прошлом, воображаем свое будущее или просто фантазируем, является проявлением работы аджна-чакры, название которой можно перевести как «центр восприятия» и «командный центр». Эту чакру связывают со светом, ее цвет – синий. Она расположена чуть выше глаз, в области межбровья. В то время как наши глаза видят материальный мир, «третий глаз» обращен к тому, что находится за пределами физического. К такому видению относятся ясновидение, телепатия, интуиция, воображение, сновидения и визуализация. Шестая чакра имеет отношение к созданию и восприятию искусства. То, что мы видим, оказывает на нас непосредственное влияние. Даже не осознавая этого, мы все очень восприимчивы к образам, которые нас окружают. Когда «третий глаз» перенасыщен энергией, нас мучают головные боли, галлюцинации, ночные кошмары и рассеянность. Если же энергии недостаточно, возникают проблемы с памятью, заболевания глаз, трудности в узнавании предметов и представлении их.

На занятиях йогой я иногда прошу своих учеников в течение всего класса практиковать позы с завязанными глазами. Временно лишенные зрения, благодаря которому мы воспринимаем львиную долю информации из внешнего мира, мы глубже проникаем в суть йоги. Нас не отвлекают ни соседи по классу, ни соб­ствен­ное тело. Мы практикуем пратьяхару, обращая свои чувства внутрь. После таких классов ученики часто признаются мне, что им удалось по-новому взглянуть не только на свое тело, но и на всю свою жизнь. Есть еще один способ воздействовать на аджна-чакру – выполнять наклоны вперед с опорой под областью третьего глаза. Создание позитивных метальных образов и визуализация также помогают привести в равновесие энергию шестой чакры. Визуализация позитивных образов – это своего рода магнит, который притягивает воображаемые ситуации в вашу жизнь.

Пробуждение

Седьмая чакра носит название сахасрара, что означает «тысячекратный». Ее часто представляют в виде тысячелепесткового лотоса, символа чистоты и духовности, она непосредственно связывает нас с божественным. Ее цвет белый – комбинация цветов остальных чакр. Сахасрара расположена в области макушки и является венцом всех чакр. Она символизирует просветление и содействует нашему духовному развитию. Это своего рода ореол вокруг головы. Элемент этой чакры – мысль, а сама она имеет не­по­сред­ствен­ное отношение к высшим функциям сознания. Само по себе соз­на­ние нельзя увидеть или почувствовать, однако оно создает систему ценностей и убеждений, которая регулирует наши мысли и поступки. Избыток энергии в этой чакре проявляется как излишний интеллектуализм или как ощущение, что вы принадлежите к духовной или интеллектуальной элите. Если вы мало думаете о себе, чувствуете апатию или слишком зациклены на материальном – вы, наоборот, испытываете дефицит энергии сахасрары. Наиболее подходящей практикой для приведение в равновесие энергии сахасрары является медитация. Подобно тому как мы постоянно омываем свое тело, так и наше сознание должно очищаться от ненужных мыслей и забот. Энергия этой чакры позволяет нам соприкоснуться с божественным, открыться более высокой и глубокой силе. Всевозможные формы медитации, включая концентрацию, позволяют уму вернуться в настоящее, очиститься и прозреть.

Читайте также