Йога в Тибете
Популяризатор буддизма Игорь Берхин считает своей задачей дать заинтересованным людям «общее представление о глубоком, древнем и многообразном мире йогинов Тибета. Это мир, который все плотнее соприкасается с современной западной цивилизацией и при этом находится на грани исчезновения вместе с аутентичной культурой Тибета».
В мире существует несколько традиций духовного знания, которые называются «йога». Классическое направление связано с индуизмом. Различные аспекты йоги рассматриваются в шастрах — священных текстах: «Бхагавад Гите» и «Йога-сутрах» Патанджали. Йога разветвлялась внутри индуизма на различные учения и получила свое дальнейшее развитие в традиции натхов и тантрических системах, связанных с культом Шивы и Шакти.
Другой традицией, использующей слово «йога» для обозначения духовной практики, является буддизм. Хотя сам Будда использовал слово «йога» в его прямом значении — ярмо, узы, от которых необходимо освободиться, в дальнейшем индийские буддисты также стали называть йогой свою созерцательную практику. Один из основополагающих трактатов по медитации называется «Ступени практики йоги», а одна из важнейших школ махаяны (букв. «большой колесницы») носила название «йогачара», или «практика йоги».
С распространением тантрического буддизма ваджраяны («алмазной колесницы») слово «йога» стало намного шире использоваться в буддийском учении, и йогой стали называть различные фазы тантрической практики.
В ходе мусульманского нашествия буддизм был уничтожен не только в Индии, но и на территориях таких современных нам стран, как Иран, Афганистан, Пакистан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан. К счастью, древнее знание к тому времени успело проникнуть в труднодоступный Тибет, закрепиться там, сохраниться и стать доминирующей духовной традицией. Все буддийские учения махаяны и ваджраяны обрели в Тибете новую родину. Местные ученики Гуру Падмасамбхавы (второго Будды) и других просветленных мастеров продолжили непрерывную традицию учения йоги — переводили на тибетский язык все доступные тексты сутр и тантр.
То взлет, то посадка
На тибетский язык слово «йога» переведено как налджор. Изначально йогу связывают с единством, но термин «налджор» означает знание истинного состояния. Нал — это «истинный», а джор — «способ обнаружения истины». Таким образом налджор — это средство постижения своего истинного состояния. Такой подход отличается от традиционного для индуизма объяснения йоги как единства индивидуального и вселенского, Атмана и Брахмана. Тибетский подход вступает в противоречие определением йоги как «способа прекращения колебаний ума». Согласно постулатам тибетской йоги, налджор заключается не в единстве, поскольку индивидуальное и вселенское одинаково иллюзорны. Также налджор предполагает не прекращение деятельности ума, а выход за его пределы благодаря глубокому пониманию его истинной природы. Природа ума в свою очередь проявляется не только в покое, но и в движении. Это непрестанное чередование покоя и движения в ваджраяне называется тантра. Тантрами также называются тексты, в которых изложено знание йоги. «Кулаяраджа Тантра» (тантра «Царь всетворящий») — один из древнейших текстов дзогчен (учения великого совершенства) — говорит о четырех колесницах йоги: Саттва-йоге, маха-йоге, Ану-йоге и Ати-йоге. Классификация «Кулаяраджа Тантры» основана на принципе различий понимания истинного состояния. В Бхагавад-Гите классификация йоги разделена на Карма-йогу, Джняна-йогу и Бхакти-йогу. В отличие от шастр индуизма «Кулаяраджа Тантра» точно различает принцип вúдения (способности воспринять и пережить какое-то состояние) и принцип узнавания (способности распознать природу воспринятого и пережитого). При этом наличие первого совсем не предполагает появления второго: можно видеть, но не узнавать, испытывать какое-то состояние, но не понимать его смысла. И хотя естественное состояние одинаково для всех разновидностей йоги, понимание его зависит от индивидуальных способностей и источника, из которого получено знание. Каковы особенности четырех колесниц йоги? Саттва буквально означает «существо». Принцип Саттва-йоги состоит в том, чтобы посредством тантрической практики — садханы — установить связь с просветленным существом (божеством). Благодаря взаимодействию с божеством обретается мудрость. Три аспекта садханы — мудры (жесты), мантры (звуки) и медитация — связывают практика с божеством на трех уровнях человеческого бытия — телесном, словесном и ментальном. Для того чтобы приступить к практике Саттва-йоги, требуется посвящение, во время которого гуру знакомит ученика с техниками и помогает обрести личный опыт знакомства с божественной мудростью. Без такого посвящения практика йоги не может принести серьезные плоды. В Саттва-йоге три раздела: крия-тантра, убхайя-тантра и йога-тантра. Такие тантры называются внешними тантрами, потому что основаны на идее существования просветленного существа — внешнего по отношению к практикующему.
Маха-йога, Ану-йога и Ати-йога считаются внутренними практиками. Эти три вида йоги не предполагают наличия внешнего божества, но дают йогину личный опыт и знание ваджры, изначальной потенциальности энергии. Понятие божества все еще присутствует в Маха-йоге (великой йоге) и Ану-йоге (высшей йоге). Но с самого начала божество понимается не как внешнее существо, от которого можно что-то получить, а как многогранный символ нашей собственной природы, способствующий проявлению и раскрытию нашего потенциала. Для успешного применения Маха-йоги и Ану-йоги необходимо получить посвящение учителя. Считается, что благодаря взаимодействию с учителем в момент посвящения все способности ученика многократно усиливаются. Такой обряд называется приведением к созреванию. Он ведет к более глубокому пониманию своей истинной природы и выходу за пределы ограничений — освобождению. Это вовсе не означает, что любой посвященный сразу же достигает просветления. На достижение освобождения может уйти много лет и даже жизней. Предполагается, что обряд посвящения закладывает в ум ученика семена причин, созревание которых со временем принесет свои плоды. Маха-йога и Ану-йога используют особый метод преображения. Суть метода состоит в изменении двойственного видения по принципу «субъект-объект» на недвойственное «чистое» вúдение. Недвойственность в этом случае не означает единство индивидуального и божественного, как в индуистском учении о слиянии Атмана и Брахмана. Считается, что тибетский йогин полностью выходит за пределы мира — субъективного и объективного. Причем такая недвойственность является отправной точкой духовной практики, а не ее завершением. Во внутренних видах йоги есть две основные стадии практики: развитие и завершение. На стадии развития йогин учится развивать и стабилизировать недвойственное восприятие, а на стадии завершения интегрирует в этом знании разные аспекты своего существования. В чем разница между Маха-йогой и Ану-йогой? Маха-йога предполагает затраты усилий и времени на обретение ключевого знания. В практике Ану-йоги при наличии хороших способностей знание можно обрести мгновенно и почти без усилий. Затем йог старается полностью интегрировать знание в свою жизнь.
Высшей йогой в буддизме ваджраяны является Ати-йога (тотальное совершенство). Ати-йога еще известна как учение дзогчен. Ати-йога базируется на принципе использования знания за пределами любого, даже минимального действия. Это не означает, что практики Ати-йоги ничего не делают. Считается, что наличие знания не зависит от затраченных усилий на его обретение. Ати-йогин имеет право быть заурядным человеком и вести обычный образ жизни. Ключевым моментом Ати-йоги является получение от учителя знания своей изначальной природы. В Ати-йоге нет обряда посвящения. Учитель знакомит ученика с тем, что всегда очевидно, но в силу привычных склонностей ума остается незамеченным и неузнанным.
Тело и дыхание
Практика асан и дыхательных упражнений обязательно присутствует во всех йогах ваджраяны, но при этом не практикуются массово. Физические упражнения и пранаяма относятся к разделу тайных наставлений.
Эквивалентом пранаямы, по Патанджали, в тибетской йоге является практика ца-лунг (ца — каналы, лунг — прана). Ца-лунг помогает направлять энергию праны и кундалини. Для фиксации техник используются янтра-медитации. Во время янтра-медитации йогины объединяют физическое движение, особый тип дыхания и концентрацию внимания. Различные виды дыхательных упражнений включают в себя одновременную работу со звуком и визуализацию. Практики ца-лунг выполняются уже на второй, завершающей стадии тантрической практики. Предполагается, что йогин способен выполнять все эти упражнения, только если будет пребывать в недвойственном восприятии. Одной из наиболее известных практик является туммо, или практика внутреннего жара, которая выполняется не для борьбы с холодом, а для развития чувства недвойственного блаженства.
Небесный союз
Самый древний и полный текст по йоге, дошедший до наших дней, — это «Янтра союза Солнца и Луны». Текст составлен тибетским переводчиком Вайрочаной на основе наставлений Гуру Падмасамбхавы в XIII веке н.э. В тексте кратко описаны 108 янтр и пранаям. Все янтры (трулкор) должны выполняться одновременно с ориентированным на естественное сердцебиение дыханием в состоянии деконцентрированного тотального присутствия. Каждая янтра содержит в себе начальную и заключительную части. Центральная часть связана с одним из пяти основных типов задержки дыхания. Пранаямы Янтра-йоги одновременно являются и глубокими созерцательными практиками. Янтры направлены на овладение фундаментальной энергией семенных сущностей бинду (тигле) и кундалини. Хотя практика Янтра-йоги является вторичной, вспомогательной в дзогчен, в ней есть много несложных упражнений, которые могут быть полезны всем, кто заинтересован в гармонизации тела, энергии и ума. Особенно полезна Янтра-йога тем, кто желает раскрепостить свое дыхание и гармонизировать его с движением физического тела и ума.
Чогьял Намкай Норбу, учитель дзогчен о тибетской йоге специально для Yoga Journal
«Почему так важен учитель? Cами мы неспособны контактировать с чистым измерением, а без этого невозможно получить передачу учений ваджраяны. По этой причине в ваджраяне учитель дает посвящение, и мы получаем эту передачу от него. Все учения ваджраяны связаны с гуру-йогой. «Гуру» означает «состояние учителя», а «йога» означает живое, подлинное обретение этого знания.
«Йога» — это санскритское слово, которое также используется в индуизме — там «йога» объясняется как «союз». Но в буддийской традиции «йога» означает не «союз», а подлинное знание своего состояния. На тибетский «йога» переводится как «налджор». Из этих двух слов «нал» означает природное, естественное состояние, никак не измененное и никем не исправленное. Такое состояние называется нал или налма. В учении дзогчен это очень важно. Потому что когда мы находимся в созерцании, то должны быть в состоянии налма. Налма означает, что мы больше не используем ум. Мы больше не следуем за ним. Ум все создает и все изменяет. Поэтому мы выходим за пределы ума и пребываем в налма.
И это является подлинными условиями существования. Конечно, с рождения каждый находится в условиях налма. Но по мере нашего развития это состояние оказывается обусловлено умом. Маленькими детьми вы можете больше находиться в налма, поскольку не обусловлены умом и у вас нет особых идей. Но, конечно, даже у младенца есть физическое тело и все остальное: речь, ум. Например, как только младенец чувствует физическую боль, он сразу же перестает быть в налма — начинает плакать. Это связано с нашим физическим телом. Но когда такой проблемы нет, младенец все время находится в условиях налма. Хороший практик должен быть словно младенец, но это не так просто. Потому что мы начинаем думать, и в нас многое развивается: через образование, знание, понимание. Ум нас обуславливает.
Дети находятся в налма, но у них есть родители, которые их очень любят. Родители хотят сделать для детей все возможное, поскольку знают, что мы живем в ограниченном обществе. Мы не живем в обществе налма. Поэтому дети должны всему учиться, иначе они ничего не смогут сделать. Шаг за шагом мы учим детей: «Не делай этого, сиди так». И когда дети слушаются, образование идет успешно, родители счастливы. Счастливы, потому что дети вырастут и смогут жить нормальной жизнью. Потом дети идут в школу. Теперь их обуславливает начальная школа. Их воспитывают: «Ты должен делать это, изучать то», — так мы и растем, пока не окончим институт. Теперь мы полностью готовы к жизни, заняли в ней определенную ячейку: «Теперь я могу делать все». Но это лишь означает, что теперь мы окончательно ограничены. Мы не знаем, каковы наши подлинные условия.
И это именно то, что мы должны обнаружить с помощью учения, это самое главное».
В возрасте трех лет в Чогьял Намкай Норбу Ринпоче признали воплощение великого учителя дзогчен, Адзома Другпа. В 1964 году Намкай Норбу получил должность профессора тибетского и монгольского языка и литературы Института востоковедения Неаполитанского университета.