Ваша религия и практика йоги: есть ли противоречие?

Ваша религия и практика йоги: есть ли противоречие?

Восток всегда манил меня, а в 1975 году, познакомившись с учением Свами Муктананды, я всерьез увлекся йогой. И в том же 75-м распевал утреннюю мантру «Гуру Гита» в калифорнийском ашраме Муктананды в компании новообращенных. Сладкий аромат благовоний окутывал нас, когда мы медленно погружались в созерцательное блаженное состояние под странные звуки фисгармонии, напоминавшие старинный орган. На стене висел портрет Нитьянанды, учителя Муктананды, и взгляд его как будто сулил награду самым преданным. Я приближался к состоянию экстаза и буквально растворялся в песнопении. И хотя я не совсем отдавал себе отчет в происходящем, меня вдруг осенило: именно такой я всегда хотел видеть синагогу.

Что ж, я был не одинок, огромное количество американцев искало того же неземного удовольствия в многочисленных разбросанных по всей стране ашрамах и школах йоги. Кто-то решил окончательно порвать с религиозными традициями, в которых был воспитан. Кто-то пытался объединить старую и новую веру – Запад и Восток и должен был ответить для себя на вопрос: можно ли заниматься йогой и придерживаться религиозных взглядов, довольно далеких от индийской философии? И если да, то можно ли посещать и йогу, и храм? Не значит ли это молиться двум богам сразу?

Где прячется дьявол?

Йога – по крайней мере так, как ее преподносят на Западе или в Америке, – не претендует на то, чтобы навязывать какие-то религиозные убеждения. Но в то же время перед занятием учитель и ученики обычно приветствуют друг друга «Намасте»  (что означает «Я чту божественное внутри тебя»), а в начале и конце поют мантры. Эти на первый взгляд незначительные и невинные ритуалы могут насторожить верующих. Фундаменталисты любого направления могли бы заявить, что поиск бога внутри себя – это оскорбление бога, который над нами. Мантры, обращенные к индуистскому божеству, также могут послужить тревожным сигналом для представителей христианского, мусульманского и иудаистского духовенства.

Многие ученые, и среди них Хьюстон Смит, Джейкоб Нидлман и теолог Мэтью Фокс, придерживаются мнения, что все крупные религии, в сущности, предлагают разные способы достижения одной и той же цели. В своей новой книге One River, Many Wells («Одна река, много колодцев») Фокс приводит строки из священных текстов и цитирует великих учителей, пытаясь обосновать свое положение о том, что откровения, легшие в основу той или иной религии, сближают веры. В то же время и Фокс, и его коллега Нидлман, преподаватель философии Государственного университета Сан-Франциско, автор A Little Book On Love («Маленькая книжка о любви»), пишут о том, что религия – это не только духовный мир человека. Любое религиозное учение – это институты и люди, которых эти институты наделяют властью.

И естественно, что представители духовенства радеют не только за веру, но и за церковь, которую они представляют и которую хотят сохранить. Поэтому, сколько бы мы ни размышляли над вопросом, запрещает ли та или иная религия йогу, ее лидеры всегда смогут убедить вас, что дьявол в буквальном смысле слова скрывается в мелочах.

Иудаизм занимает, пожалуй, самую непримиримую позицию по отношению к йоге, заставляя людей сделать свой выбор. Но, несмотря на это, ортодоксальные иудеи среди практикующих не редкость. Джонатан Фоуст, заведующий учебными программами в Kripalu Center for Yoga and Health в Леноксе (Массачусетс), вспоминает, как ортодоксальные иудеи выражали беспокойство по поводу алтарей, расположенных на территории центра «Крипалу», хотя политика центра – учить йоге, не навязывая никаких религиозных взглядов. По словам Фоуста, работа центра направлена на то, чтобы люди обрели душевное равновесие. Но, естественно, здесь почитают индийские традиции и при этом пытаются соблюдать политкорректность. Все это хорошо, но не соответствует еврейскому канону, который учит почитать одного бога. Ортодоксальные иудеи, так же как и фундаменталисты других религиозных направлений, считают неприемлемыми любые проявления индуистской религиозности.

Однако взгляды Раббанессы Мириам Клотц, последовательницы реконструктивистского иудаизма,  не мешают ей преподавать йогу в еврейских центрах по всей Америке. По ее словам, не все ортодоксальные иудеи придерживаются крайних взглядов – многие практикуют йогу и не испытывают при этом чувства вины. Клотц считает, что сходство между йогой и иудаизмом легко обнаружить в традиционной иудейской литургии – в практике кавваны (состояния сосредоточенного внимания, умения открыть душу перед богом) во время молитвы. Духовная зрелость, по мнению Клотц, приходит вместе с искусством кавваны, или умением “направлять ум по внутренним, предначертанным богом путям”.

Согласно мистическому учению хасидов каждый человек во время рождения уже обладает некой истиной, которую только открывает в течение жизни. Йога помогает Клотц концентрироваться, чтобы увидеть “святой умысел”. По ее словам, способность к концентрации, которую она воспитала в себе за время занятий йогой, обогатила ее духовную жизнь. Теперь, читая молитвы, Клотц произносит слова неторопливо и одухотворенно, как будто превращает молитву в медитацию. 

Что в имени тебе моем

Прежде чем сделать выбор, кому-то из верующих необходимо получить благословение священника или одобрение других членов своей семьи. Кому-то – найти подтверждение правильности своего решения в священных текстах. Мэтью Фокс не сомневается, что если вы заглянете в священные тексты и попытаетесь глубже проникнуть в них, то обнаружите очевидное сходство с философией йоги. Многие верующие не подозревают о мистическом богатстве своей собственной традиции. Мало кто из христиан знаком с учениями магистра Экхарта, пророка Магомета и хасидов или Хильдегард фон Бинген и с мистическими откровениями Фомы Аквинского. Не все хотят признавать, что Христос тоже был мистиком. Фокс уверен, что стоит только копнуть глубже, как обнаруживаются совершенно удивительные вещи.

Если же вы давно решили для себя вопрос, заниматься йогой или нет, а духовный наставник или набожные родственники по-прежнему считают вас заблудшей овцой, может быть, откровения Экхарта помогут развеять их сомнения? Одна из любимых строк Мэтью Фокса из Экхарта звучит так: «Я молю господа, дабы избавил он меня от господа». Автор книги A Heart as Wide as the World («Душа, широкая, как мир») Шэрон Зольцберг, занимающийся медитацией, настаивает на том, что, убеждая скептически настроенных по отношению к йоге верующих, нужно опираться на собственный опыт. Главное – доходчиво объяснить близким людям, какую пользу приносит нам йога и как она обогащает наш духовный мир. 

Что можно возразить родственникам, которые не могут примириться с пением мантр, обращающихся к индуистскому божеству? Если мы постоянно думаем о боге, то Брахма, Шива, Шакти просто дополняют список имен господа. В конце концов, люди поклоняются не именам, а божеству, которое эти имена символизирует. Как считает Фокс, настоящие идолы – это не новые имена бога, а кумиры, которых мы создаем, и все то, что мы боготворим и что губит наши души, – деньги, власть, слава, машины, большие дома.

Шведский стол

Но путь компромисса, на который встали многие верующие, таит в себе одну опасность. Безусловно, никто не станет отрицать, что йога предлагает такой оздоровительный комплекс упражнений, которым не может похвастать ни одна мировая религия. Но, пускаясь в поиски новой духовности и продолжая соблюдать заповеди, мы в каком-то смысле начинаем молиться двум богам. Нидлман замечает, что довольно трудно быть одновременно глубоко верующим христианином и, скажем, индуистом. И дело не в том, что две традиции противоречат друг другу, – сбить с толку могут не только совершенно различные ритуалы, но и огромное количество образов.

Шейла Вайнберг, последовательница реконструктивистского иудаизма, соглашается с тем, что “смешение понятий” представляет собой реальную опасность для последователей йоги. Вместе с Сильвией Бурнштайн Вайнберг проводит тренинги по медитации осознанности для представителей духовенства. В свой утренний молитвенный ритуал Вайнберг включает также выполнения комплекса Сурья Намаскар («Поклонение Солнцу») и некоторые фрагменты тибетской йоги. Но ее религией остается иудаизм. По ее мнению, для человека чрезвычайно важно принадлежать какому-то сообществу и чувствовать себя частью его истории, знать, что у тебя есть свой дом.

Только когда у человека есть какая-то поддержка и уважение к традициям, новые заимствованные техники и практики действительно обогатят его внутренний мир. Если же он одновременно пытается примкнуть к разным религиозным традициям, ему вряд ли удается постичь хотя бы одну из них. Скорее всего, у него останутся довольно смутные представления как о том, так и другом.

Хьюстон Смит говорит о том, что очень важно понять: на самом деле между йогой и религиозными взглядами выбирает наше разборчивое эго. И благодаря ему многие подходят к решению духовных вопросов как к блюдам на шведском столе, говоря себе: «Ага, пожалуй, я попробую хатха-йогу для тела, а для ума мне подойдет випассана». Покойный тибетский учитель буддизма Трунгпа говорил, что большое заблуждение думать, что мы знаем, чего хотим. Ведь если бы мы действительно знали это, мы бы уже находились в конце духовного пути, а не в его начале.

Джонатан Фоуст из центра «Крипалу» считает, что в настоящее время йоге не угрожают нападки фундаменталистов, так как люди в большинстве своем занимаются йогой прежде всего для поддержания хорошей физической формы. Правда, во время практики внутри может вдруг что-то проснуться. Но существует большая разница между тем, чтобы копать один колодец, но глубоко, и тем, чтобы рыть несколько и не обнаружить воду. В конце концов, поиск пути – это тоже путь, где йога может стать большим подспорьем в решении серьезных проблем.

В контексте

Вопреки опасениям многих церковных представителей йога вряд ли соблазнит западного человека и уведет от своей веры. И все же эта популярная индийская практика серьезно повлияла на отношение к религии в Америке, и это, по мнению многих прогрессивных религиозных лидеров, довольно позитивное влияние. Если раньше йоге отдавали предпочтение мечущиеся люди, отошедшие от традиционных западных религиозных направлений, то сегодня происходит взаимное обогащение йоги и других традиций. Возьмите, например, Мириам Клотц и Мешьях Алберт, которые преподают сегодня йогу, не изменяя при этом тем традициям, в которых они были воспитаны, – в данном случае иудаизма.

В настоящее время на Западе очень популярно сочетать йогу с еще одной восточной практикой – буддийской медитацией осознанности. Многие студии йоги и буддийские центры США серьезно рассматривают возможность интеграции двух традиций, полагая, что от этого выиграют как последователи буддизма, так и те, кто практикует йогу.
Сама по себе религия может принести как пользу, так и вред, поэтому наша цель – находить полезные стороны в любом религиозном учении. Шейла Вайнберг уверена, что главная задача каждого человека – это прийти к такой духовности, которая была бы реальной и целостной и давала бы ему то, к чему он внутренне стремится.

Фото: istockphoto.com

Комментарии

Читайте также