Ваш ход

Знание
|  03 марта 2010

Сотни паломников со всего мира каждую зиму отправляются в «загадочную древнюю Индию», чтобы своими глазами увидеть мир, так непохожий на наш. Кто-то едет в Гоа по совету друзей и проводит на пляже дни и ночи, а кто-то не спеша идет по духовному пути, на котором многочисленные индийские храмы, как пит-стопы для гонщика: остановился, обновился – и снова в путь…

«Духовный» багаж большинства туристов чаще всего ограничивается пачкой-другой индийских благовоний, охапкой разноцветных штанов и кучей разнообразных фенечек. Людям, едущим в Индию за дхармой – истиной, иногда удается увезти из страны немного спокойствия и толику мудрости. Но и этого хватает ненадолго: лишь осознанно практикующим удается сохранять «внутреннюю Индию» в бессмысленной суете и погоне за материальными, социальными и физическими благами. Кого-то индийская философия захватывает сразу, в кого-то проникает постепенно, а кто-то, облачившись в национальную одежду и сфотографировавшись с улыбчивым святым старцем, навсегда забудет его спокойные глаза, сияющие кристальной пустотой.

Но как бы люди ни относились к индуизму – религии и философии, объединяет их всех одно: желание быть счастливыми, обрести равновесие между радостью и печалью, научиться понимать друг друга и найти тот путь, по которому можно, не сворачивая, следовать до самого-самого…

Вы в игре

Идти по пути самопознания сложнее, чем босиком по углям, и дольше, чем вокруг горы Аруначала. На этом пути встречаются такие препятствия, как лень, нетерпение или отсутствие видимого результата спустя аж целую неделю духовного путешествия. Даже искренне заинтересованному, но суетливому и вечно чем-то недовольному европейцу трудно вот так с бухты-барахты начать процесс знакомства с собственным «Я», расслабиться и выбросить из головы все ненужные мысли: «Как? Просто так неподвижно сидеть и ничего не делать? Время же идет!» Как же сквозь тернии неведения, самоуверенности и «законов общества» пробраться к звездам дхармы? Знающие человеческую природу как никто другой, древние индийские мыслители, йоги и служители духовенства задумывались о том, как помочь живым существам вернуться к себе, научиться понимать свои чувства, отличать истинное знание от иллюзий – конструкций ума, основанных на предвзятости, эмоциях и эгоизме. Понимая, что большинство людей не готовы к отрешению от внешнего мира и сложным духовным практикам, они пришли к выводу: человека играющего можно привлечь только игрой, форма которой развлечение, а суть – познание. И такая игра появилась.

Тяжело в учении

Более двух тысяч лет тому назад игра самопознания «Лила» (сначала она называлась «Джняна Чаупада», что в переводе с санскрита значит «Игра знания», была придумана святыми провидцами и передавалась из поколения в поколение в семьях браминов как ценнейшее знание. Целью этой игры является освобождение сознания человека от оков материального мира и его воссоединение с универсальным Космическим сознанием.

Подобно капле океана, содержащей все элементы, присутствующие в ее источнике, человеческое сознание является микрокосмиче­ским проявлением Универсального Сознания. Все, что человек сможет когда-либо узнать или испытать, уже содержится внутри него как потенциальная возможность – буддисты называют это природой Будды. Чтобы реализовать эту потенциальную возможность, необходимо жить, а жизнь – это деятельность, принятие решений, социальная активность, поступки. Все это приводит к определенным результатам, а результаты, в свою очередь, проявляются в изменении состояния сознания. Негативные действия ведут игрока в западню, а позитивные – к освобождению.

«Что посеешь, то и пожнешь» – в этой русской поговорке содержится суть закона кармы (причинно-следственной связи), на котором и основана игра «Лила». Осознавая это, игрок (если он не развлекается, а учится) начинает рассматривать игру как инструмент, с помощью которого можно понять свое текущее состояние и увидеть дальнейший путь развития. Задача игрока состоит в том, чтобы распознать присутствие и воздействие кармы в своей жизни. Из этого осознания рождается мудрость, необходимая для перехода на более глубокие уровни сознания.

Главное – участие

Подобно тому, как внешний мир управляется общими принципами, внутренняя жизнь человека также подчиняется определенным законам. Йоги, исследовавшие лабиринты человеческой природы, установили существование 72 изначальных состояний бытия. Эти состояния и соответствуют клеткам игровой доски «Лилы». Основные правила невероятно просты и знакомы с детства – бросаешь кубик и двигаешься по игровому полю от старта до финиша. Но в «Лиле» стартом является рождение, а финишем – космическое сознание. Существуют и нюансы, основанные на некоторых кармических законах и индуистских представлениях о мире. Играть можно и в одиночестве, и в компании. Для игры необходимы четыре вещи: игральная доска, кубик, книга с толкованиями и какой-нибудь предмет, принадлежащий игроку (например, браслет или кольцо), который и будет его символом, перемещаемым по доске. Важно помнить, что это не гонка за просветлением в прямом или переносном смысле, здесь нет победителей и побежденных. Настрой игрока уже перед первым броском кости невероятно важен: неправильное отношение к процессу лишит вас шанса узнать о себе что-то новое. Определяющий момент игры – вдумчивое чтение описаний клеток, по которым вы передвигаетесь. Несмотря на то, что «Лила» по форме является настольной игрой, одного желания играть недостаточно – если вам лень читать до конца определения, вдумываться в них и вникать в суть философских терминов, процесс теряет смысл – практика самопознания превращается в бесцельную аркаду с бросанием кости и гонкой к финишу. А это так же глупо, как стремиться поскорее прожить свою жизнь и умереть, обогнав остальных участников.

Рассказать друзьям:
Печатать

 
Подпишись на новости от Yoga Journal
и получи скидку в магазине
-10%
Нажимая кнопку «Подписаться», я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности
21947

СЛОВАРЬ ЙОГИ

Смотрите также
«ХОЧУ» vs «НАДО» Делать то, что хочется, можно и нужно  
Развитие семьи и женщины в семье Как женщине не замкнуться на потребностях своей семьи и раскрыть творческий потенциал.
Йога Айенгара при высоком давлении Понижаем напряжение в теле
Что сдать на переработку на фестивале Eco Friendly Fest Экологичная утилизация ненужных вещей
О злости во время медитации Отвечает Алиса Ротенберг, интегративный психолог, учитель Кундалини йоги, основатель Академии Интегративной Кундалини Йоги IKYA
Регистрация
Вход
Регистрация
Вход