В трех соснах

Ученик великого индийского поэта и мистика Кабира Даса однажды задал вопрос своему учителю: «Кабир, где находится Бог?» Ответ был прост: «Он – дыхание внутри дыхания». Чтобы понять глубину ответа Кабира, нужно осознать, что процесс дыхания – это, нечто большее, чем поступление в человеческий организм кислорода и выведение из него углекислого газа. «Внутри» дыхания происходит циркуляция праны – универсальной жизненной энергии, составляющей в буквальном смысле саму основу нашего бытия.

Задача тех, кто практикует йогу, – научиться правильно направлять эту энергию, способствуя таким образом своему физическому, умственному и духовному развитию. А для этого, в свою очередь, необходимо знать, как устроены наши ум и тонкое энергетическое тело. Еще в древности практики тантры разработали подробную «карту» маршрутов движения энергии в человеческом теле. Они ввели понятие «нади» – энергетических каналов, образующих обширную систему.

Санскритское слово «нади» происходит от корня «над», что означает «поток», «движение» или «вибрация». В нем выражена изначальная природная сущность нади – течь подобно потоку воды, отыскивая пути наименьшего сопротивления и питая все на своем пути. Нади – это каналы внутренней энергетической ирригации по сути именно они поддерживают в нас жизнь. Согласно многим тантрическим текстам, в человеческом теле более 72000 энергетических каналов. Некоторые из них широки и подобны бурному потоку, другие напоминают ручейки. Когда энергия в нашем теле течет свободно, мы здоровы и полны сил. Но если ток энергии ослаблен и на ее пути возникают заторы, наше физическое и умственное здоровье страдает. Техники хатха-йоги столь эффективны именно потому, что усиливают, «подстегивают» движение праны, чтобы она, «смыв» все препятствия, текла по нашему телу свободно.

Поскольку нади, так же, как чакры (психоэнергетические центры), прану и другие составляющие тонкого тела, невозможно разглядеть под микроскопом, ученые предпочитают относить их к разряду метафор. Однако у йогов существование тонкого тела не вызывает сомнений, и работа с ним дополняет и гармонизирует работу с телом физическим.

День и ночь

Наибольший интерес для практикующих йогу представляют три канала. Первый из них – сушумна (канал «наивысшей благодати»), центральный энергетический канал, который начинается в основании позвоночника, проходит через каждую из семи чакр и заканчивается в области макушки. По этому каналу поднимается шакти кундалини («спящая» сила «змеи»): из источника в муладхара-чакре (от слова «мула» – «корень») она движется в свою истинную обитель в сахасрара-чакре (чакра «тысячелистного лотоса»), пробуждая высочайшую духовную осознанность. «На языке» тонкого тела сушумна – это путь к просветлению.

Каналы ида (канал «успокоения») и пингала («рыжеватый») обвивают сушумну, подобно двойной спирали человеческой ДНК, пересекаясь друг с другом в каждой чакре. Кадуцей – символ современной медицины, изображающий двух змей, обвивающих скипетр, – дает общее представление о том, как соотносятся между собой сушумна, ида и пингала. В конечном итоге все три нади встречаются в аджня-чакре (чакре «повелевания»), расположенной в области межбровья. Канал ида начинается и заканчивается слева от сушумны. Ида считается лунным каналом, прохладным и питающим по своей природе. Он отвечает за все умственные процессы и женственные аспекты нашей личности. Его цвет – белый, он символизирует тонкие вибрации иды.

Пингала, солнечный канал, начинается и заканчивается справа от сушумны. Он теплый и стимулирующий, контролирует все важнейшие соматические, или телесные, процессы и соответствует мужскому началу. Цвет пингалы – красный. Он символизирует ее активные вибрации. Взаимодействие между идой и пингалой – это внутренний «танец» интуитивного и рационального, сознания и жизненной энергии, право- и левополушарного восприятия. В повседневной жизни один из этих каналов доминирует. Несмотря на то что в течение дня каналы господствуют попеременно, один из них всегда активнее. Преобладание качеств иды или пингалы формирует наши личностные характеристики и особенности поведения, а также влияет на состояние здоровья.

Личности типа ида обладают лунной, «материнской», энергией, им может не хватать пыла для активной практики йоги. У них большой потенциал, но, если они не будут развивать качества пингалы, этот потенциал может никогда не раскрыться – как в повседневной жизни, так и в том, что касается духовного роста. Людям типа пингала присуща солнечная энергия, они проактивны, креативны, жизнь в них бьет ключом, но им недостает внутренней тишины, интроспективности и восприимчивости, необходимых для духовного пробуждения.

Достижение баланса Основная задача хатха-йоги – привести работу иды и пингалы к равновесию. «Хатха-йога» означает «союз Солнца и Луны». Буквальный перевод с санскрита слова «хатха» – «мощный», «сильнодействующий». При этом оно состоит из слогов – «ха» и «тха», которые являются биджа-мантрами («семенными» мантрами или священными слогами), обладающими сокровенным смыслом и силой. «Ха» – это солнечные качества, жизненная энергия, пингала, а «тха» – Луна, ум, ида. Достижение баланса между Солнцем и Луной способствует поднятию кундалини и пробуждению высшего сознания. В некоторых учениях йоги утверждается, что, до тех пор пока ида или пингала преобладают, сушумна остается закрытой, а сила кундалини дремлет.

Самый мощный способ достижения баланса между идой и пинга-лой – это пранаяма нади-шодхана, попеременное дыхание ноздрями (в буквальном переводе с санскрита – «очищение нади»). Эффективна эта техника потому, что ида напрямую соединена с левой ноздрей, а пингала – с правой. Несколько циклов нади-шодханы в конце практики асан – отличный способ уравновесить работу иды и пингалы и компенсировать любой дисбаланс, который вы могли ненамеренно создать во время занятия.

Баланс через дыхание

Прежде чем приступить к практике нади-шодханы, сядьте в любую удобную позу для медитации. Сожмите правую руку в кулак, а затем освободите безымянный палец и мизинец. Расположите подушечку большого пальца возле правой ноздри, а подушечки безымянного пальца и мизинца – у левой. Очень мягко зажав безымянным пальцем и мизинцем левую ноздрю, сделайте глубокий вдох правой. Затем выдохните полностью через правую ноздрю. Далее вдохните через нее, мягко зажмите большим пальцем, откройте левую ноздрю и сделайте через нее выдох. Вдохните левой ноздрей, прижмите ее пальцами, отпустите правую ноздрю и выдохните через нее. Таким образом, вы завершили один цикл нади-шодханы.

Кроме того, вы можете поэкспериментировать и с использованием самих асан в качестве инструмента гармонизации работы иды и пингалы. В начале практики сядьте и понаблюдайте за своим дыханием. Обратите внимание, какая ноздря – и, соответственно, какой энергетический канал – более активна. Помочь в этом может все та же нади-шодхана. Выполнив несколько циклов, вы поймете, какая ноздря дышит свободнее, и ситуация сразу прояснится. Если доминирует левая ноздря и, соответственно, канал ида, стоит сделать акцент на бодрящих асанах, таких, как прогибы назад, позы стоя и скручивания. Когда главенствует правая ноздря, полезна охлаждающая, успокаивающая энергия поз сидя и наклонов вперед.

В ходе практики асан можно делать паузы, чтобы отметить, какой энергетический канал управляет вашим дыханием и, если необходимо, внести коррективы. Полезно наблюдать и за состоянием ума: как вы убедитесь, оно тесно связано с доминирующим нади. Если вы возбуждены и кипите энергией, значит, активен канал пингала. Спокойное и восприимчивое состояние говорит о том, что в данный момент доминирует ида.

С помощью подобной самопроверки со временем вы определите, практика каких поз активирует тот или иной канал, и какие из асан наиболее эффективны – по крайней мере, в вашем случае – для обретения физического и эмоционального равновесия. Наблюдение за собой поможет вам развить осознанность, углубить практику и тем самым открыть путь для духовного роста.

Читайте также