Стоит ли вовлекаться в чужие проблемы
Однажды весенним днем Джанет Уайт вместе с мужем и дочерью Кейт обедала в ресторане на одной из набережных Сан-Франциско. Внезапно Кейт разразилась слезами. На вопросы обеспокоенных родителей она, всхлипывая, ответила: «Мне кажется, что, обручившись, я совершила большую ошибку». Пятидесятивосьмилетняя Джанет, художник-график и мать шестерых детей, еще никогда не видела свою дочь в таком смятении. Думая, что это пойдет ей на пользу, она предложила Кейт прогуляться до Кафедрального собора. Однако, пройдя лишь полпути, сама Джанет почувствовала такую слабость и опустошенность, что ей пришлось прилечь на траву в парке.
Эмоциональный кризис, который переживала Кейт, застал ее мать в состоянии нервного истощения: ей приходилось мириться с тем, что муж-адвокат сутками просиживает на работе, а ее вторая дочь постоянно прогуливает уроки.
Джанет старалась держать себя в руках, но, несмотря на ежедневные занятия йогой и пилатесом, все чаще давали о себе знать проблемы со здоровьем, вызванные стрессом: то и дело поднималось давление, а на коже рук появились кровоточащие трещинки.
Причиной недомоганий была склонность к чрезмерному сопереживанию. Последние исследования показали, что способность ставить себя на место другого – эмпатия – запрограммирована в нас. Когда мы начинаем сопереживать человеку, испытывающему физическую или эмоциональную боль, особые клетки мозга – зеркальные нейроны – активизируются, вызывая реакцию, которая обычно возникает при непосредственном переживании боли. Исследователи полагают, что у тех, кто склонен к слишком сильной эмпатии, уровень зеркальных нейронов чрезвычайно высок. Более того, у таких людей эти клетки особенно активны. Итак, подозрения психологов оправдались: склонность к излишнему сопереживанию опасна для здоровья.
По словам доктора философии, преподавателя психиатрии из Калифорнийского университета и автора книги «Положительная энергия» Джудит Орлофф, слишком остро переживая чужую боль, мы можем заработать синдром хронической усталости и фибромиалгию. Она утверждает, что люди, склонные к сильной эмпатии, подвержены депрессии, часто чувствуют тревогу, страх или, как в случае с Джанет, упадок сил и истощенность. Это не значит, что мы должны избавиться от своей способности сопереживать, однако необходимо научиться управлять ею.
По словам учителя йоги и автора книги «Исцеляющий путь йоги» Нисчалы Джой Деви, без эмпатии нельзя развить в себе сострадание – ключевой аспект любой духовной практики. Но, потерявшись в чужих переживаниях, оставаться сострадательным невозможно.
По сигналу
По словам Бо Форбс, клинического психолога и учителя йоги из Бостона, если вы склонны к слишком сильной эмпатии, видя страдания другого человека, вы стремитесь во что бы то ни стало избавить от боли его – и себя. Однако если в своем стремлении помочь вы заходите слишком далеко и вторгаетесь в чье-то личное пространство, вы берете на себя чужую карму. По той же причине не следует разрешать кому бы то ни было нарушать ваши собственные границы. Возможно, это прозвучит жестоко, но подчас лучшее, что мы можем сделать, – это позволить человеку самому справиться с болью.
Как же определить черту, которую лучше не переступать? Психиатр и психоаналитик Дэвид Найчол призывает прислушиваться к каждому сигналу, который посылает нам наше тело. Например, если кто-то рассказывает вам о своих проблемах и при этом испытывает тревогу или находится в депрессии, старайтесь обращать внимание, не появилось ли у вас чувство скованности в плечах или тяжести в груди, не заболела ли голова. Отдавая себе отчет в подобных ощущениях, можно предотвратить их дальнейшее развитие.
Честное слово
Если вы чувствуете, что разговор о чужих переживаниях истощает ваши эмоциональные ресурсы, важно четко осознать – и дать понять это собеседнику, – что вы можете сделать для него, а что вам не под силу. Иногда необходимо просто проводить меньше времени с человеком, общение с которым опустошает вас. Не бойтесь сказать: «Я люблю тебя и очень хочу, чтобы у тебя все было хорошо, но сейчас не могу долго говорить». Так вы сумеете воспитать в себе сатью – правдивость.
Памела Каплан, владелица йога-студии, проявила сатью при увольнении одного из учителей. Сообщить о неприятном решении было нелегко, преподавательница плакала и извинялась. Каплан сочувствовала ей и одновременно была предельно честна, так как четко осознавала, что с этим человеком у них ничего не выйдет. Памела заверила ее, что в качестве независимого инструктора та добьется большего успеха. Так и оказалось: после увольнения перед преподавательницей открылись новые возможности, и она создала собственную студию.
В пределах разумного
Может показаться, что, не вовлекаясь в чьи-то проблемы, мы не проявляем должного участия. Однако важно понимать, что речь идет о здоровой невовлеченности. Мы можем выслушать близкого человека, но это не значит, что нужно уносить с собой его проблемы.
Прошлой весной по настоянию своей семьи Джанет отправилась в Канаду навестить сестру. Там они вместе посещали классы йоги, и у Джанет наконец-то появилась возможность уделить внимание себе, сосредоточиться на том, что происходит с ее телом и умом. В отпуске ее давление пришло в норму, а кожа очистилась. Джанет почувствовала себя отдохнувшей и полной сил.
Однако, когда она вернулась домой, проблемы со здоровьем вновь начали ее беспокоить. Тогда-то и стало ясно, что Джанет необходимо научиться не вовлекаться слишком сильно в проблемы членов семьи. Она сильно переживала, когда Кейт неожиданно сообщила о своих сомнениях по поводу предстоящей свадьбы: боялась, что дочь собирается расторгнуть помолвку из страха перед будущими обязательствами. Джанет думала, что, возможно, Кейт живет фантазиями, а жизнь тем временем проходит мимо. Первым ее порывом было успокоить Кейт, сказав, что ее страхи – это просто нервы. Но потом на ум пришли слова ее преподавательницы йоги: «Я не могу избавить человека от проблемы, которую не создавала. Единственное, что в моей власти, – быть с ним, любить и проявлять сострадание». И Джанет просто дала дочери пережить душевный кризис. В результате Кейт смогла принять правильное решение и расторгнуть помолвку.
Научившись устанавливать нужные границы, Джанет стала чувствовать себя гораздо лучше: давление вернулось в норму, а кожа снова стала гладкой. Теперь она понимает, что полностью оградить своих родных от стресса невозможно. Ее дочь встретила другого мужчину, и теперь Джанет намерена быть рядом с Кейт и поддерживать, что бы ни случилось.