Сколько стоят деньги?

С точки зрения йоги, деньги — это один из видов энергии. Применять ее можно, только хорошо подумав, взвесив все за и против.

Брент Кессел, специалист по финансовому планированию, давно практикует аштанга-йогу, применяя основные принципы «Йога-Сутры» в своей профессиональной деятельности, и считает, что люди, к сожалению, не воспринимают деньги как некий духовный инструмент, недооценивают эту их роль. «По тому, как вы обращаетесь с деньгами, можно судить, чем и как вы живете», — говорит он. Классический пример нейогического отношения к наличности — утка Скрудж МакДак. Купающийся в волнах из миллионов золотых долларов, пытающийся собрать в своих кладовых все богатства мира, этот персонаж являет собой алчный антипод бескорыстного йога.

Йог не может хотеть объять необъятное. Ему не нужно лишнее, ни к чему чужое. Он помнит слова мудреца Патанджали, который 2000 лет назад написал, что «утвердившийся в отрицании присвоения чужого получит любое богатство». То есть нельзя искать, нельзя алкать — и дастся. «Так говорит любая религия, — возразите вы. — При чем тут йога? Йога — это же спорт, система растяжек». В принципе, да. Но надо помнить, что йога — прежде всего философия. Да, йога не требует от человека жертв на свое собственное существование. Не просит десятину в монастырь, не клянчит мелочь на ремонт храма или новый дом для епископа. Йога — путь, встав на который человек понимает, что главное — думать о себе и уже после появятся мысли о Сущем. Но эти мысли и этот путь и есть цель йоги. Если этого не понимать, не верить в это, тогда можно говорить только о физкультуре, но никак не о йоге.

С другой стороны, в классическом трактате «Йога-Сутра», как раз и написанном древнеиндийским мудрецом Патанджали в I веке до н. э., нет ни единого упоминания о деньгах как таковых. Только общие фразы, которыми обрисовывается путь, состоящий из восьми ступеней, восьми этапов постижения Бога. И деньги если и находятся на каких-то из них, то только на первых двух. То есть когда человек, решивший встать на эту благословенную тропу, готовится к принятию всеобщих моральных ценностей, называемых ямой, и начинает создавать свой собственный кодекс поведения — нияму. Именно яма и нияма организуют чувства и эмоции. Потом уже асаны сохраняют здоровье, силу тела и гармонию с природой. Практика пранаямы дает возможность контролировать дыхание — и даже управлять разумом. Последние три ступени (дхарана, дхияна и самадхи) дают йогу гармонию с самим собой и с силами Вселенной.

Так на что же следует обращать внимание человеку, решившему посвятить свою жизнь йоге? Маршалл Гликман, автор книги — руководства по вопросам планирования семейного бюджета, считает, что сознательный йог понимает важность проблемы выбора между желаниями и возможностями и предпочитает делать этот выбор ответственно. “Независимо от того, чем занимается человек, он должен задать себе вопрос: «Думаю ли я о других, учитываю ли их интересы, не поступаю ли я эгоистично?» Гликман пишет о том, что всегда надо задумываться, куда идут наши деньги. Когда мы платим за такси, покупаем одежду, еду. Возможно, покупать дорогие, не зараженные пестицидами продукты правильнее не только потому, что они полезнее для нашего организма, но и потому, что от этого уменьшится количество вредных веществ в природе. И наша карма очистится вместе с водой одной из перуанских речушек. Второе — очень важно знать меру. Не перебирать. Как правило, женщины, следящие за каждой съеденной в день калорией, начинают беспорядочно затариваться совершенно ненужными им вещами. У них наступает своеобразное вещевое обжорство. Я видел немало таких, когда сотрудничал с одним магазином. Но никогда не пытался их остановить, ведь касса ждет.

Даянанда Сарасвати, духовный наставник и учитель йоги, считает, что задача учения — в сосредоточении на познании самого себя. «Что нам действительно нужно, так это самим жить достойно, не забывая о своих обязательствах по отношению к семье, подчиненным, окружающим нас людям, — говорит он. — Все, что у нас есть сверх необходимого для удовлетворения собственных нужд, надо использовать во благо других». Йога обнажает человека, как капустную кочерыжку, отрывая бесполезные листья жадности, коварства и обмана. В результате мы учимся радоваться простым вещам: солнцу, морю, дождю, улыбкам своих детей, здоровью родителей. Все остальное — наносное, лишнее, неразумное. Другое дело, что считать излишком, а что разумно необходимым в материальном плане. Это вопрос сложный, и каждый должен решить его для себя сам. «Обратитесь к своему сердцу, к своей совести. Я думаю, все мы знаем, когда бываем лицемерами», — советует Маршалл Гликман.

Специалист по финансовому планированию, автор книги «Семь шагов к финансовой зрелости», Джордж Киндер вместе со своим коллегой Диком Вагнером основал движение планирование жизни. Его цель — научить людей правильно тратить деньги. Работу с клиентом Киндер всегда начинает с анкетирования, пытаясь выяснить, какие ценности для человека являются истинными. Кульминационный вопрос звучит так: если бы вы услышали от врача, что вам осталось жить 24 часа, с чем вам было бы тяжелее всего расстаться? Знаете, каким был самый распространенный ответ? С собственным бизнесом. И вот тут возникает еще один важный вопрос: а правильно ли мы управляем своим делом? Основатель Independent Media, вице-президент «Онэксима» Дерк Сауэр занимается йогой уже несколько лет. «Я уверен, что йога сделала меня более прозорливым и успешным бизнесменом. Я совсем не сразу смог достичь значительных успехов в практике, потому что, преодолевая усилие, заставлял себя выполнить трудную асану, — рассказывает Дерк. — И только через некоторое время я почувствовал, что наконец-то узнал себя, “познакомился” со своим телом и сознанием. Я научился относиться с уважением к своему телу, прислушиваться к нему. А новое направление в бизнесе осваивается так же, как новая поза. Можно действительно творить чудеса, если ты относишься к сотрудникам со спокойствием и уважением».

Говоря о правильности выполнения асан, Патанджали замечает, что они должны быть устойчивыми, комфортными и свободными от напряжения, а настрой во время их выполнения — доброжелательным. Именно это и надо иметь в виду, вспоминая о ямах и ниямах.

Стабильность, но не закоснелость. Гармония. Релаксация, но не небрежность. Доброта и к другим, и к себе. Ну хорошо. К другим можно быть чуть-чуть добрее.

Фото: istockphoto.com

Комментарии

Читайте также