Сила слова: как превратить речь в духовную практику

Сила слова: как превратить речь в духовную практику

Недавно меня пригласили на ужин, во время которого присутствующим был задан вопрос: приходилось ли вам в детстве слышать от родителей что-то такое, что вы пронесли с собой через всю жизнь? По мере того, как люди делились воспоминаниями, мы с изумлением обнаружили, насколько родительские слова формируют нашу жизнь. «Чем бы ты ни занималась – будь лучшей» – именно к этому призывал в свое время отец одной из приглашенных, которая в результате стала успешным предпринимателем. Другая гостья, слышавшая от родителей лишь «да тебя никто не замечает», предпочла работать ассистентом, из-за кулис помогая другим достигать поставленных целей. Эти фразы в буквальном смысле определили их жизнь.

Слово властно над всеми. Удовольствие, полученное от искреннего комплимента, чувство вины и досады от выданной тайны, которую обещали хранить, – все эти ощущения – следствие нашей речи. Слова и то, что они в себе заключают, вершат наши судьбы: возносят на вершину успеха или сбрасывают вниз. Именно слова делают из нас то, что мы есть. Но несмотря на это, мы, как правило, поступаем со словами так, будто бросаем в воду камни, рассеянно и бездумно. И только ответная реакция, подобная кругам, расходящимся по водной глади, заставляет нас остановиться и задуматься о том, что и как мы говорим.

Многие тексты, посвященные внутренней жизни человека, – от Упанишад и «Йога-васишты» до Бхагават-гиты – учат нас осторожному обращению со словами. И не случайно одним из восьми столпов Благородного восьмеричного пути, провозглашенного Буддой, стала правильная речь. Мудрецы говорили, что, произнося ненужные слова, мы попусту расходуем энергию, которую можно направить в правильное русло – на изучение себя и на совершение благих поступков. Но что еще важнее, слова способны влиять на взаимоотношения: делают их честными или лживыми, привносят в них любовь или отчуждение, вызывают радость или печаль.

Мы живем в эпоху слухов, которые неумолимо заполняют все сферы нашей жизни. Неудивительно, что слова утрачивают свое значение и люди с недоверием относятся к заявлениям известных и влиятельных людей. Кажется, что в этих условиях мысль о правильной речи противоречит самой нашей культуре. И все же, в какое бы смутное время мы ни жили, изречения йогов сохраняют свой глубокий смысл и актуальность. Ведь сколько боли и страдания нам удалось бы избежать, относись мы с большей осознанностью к соб­ственным словам. Наши отношения, наше окружение, даже восприятие себя можно изменить, стоит лишь на миг остановиться и задуматься о том, насколько сильно наша речь влияет на реальность. В буквальном смысле – она ее созидает. Именно эту мысль вы обнаружите, обратившись к различным философским традициям. Особенно отчетливо звучит она в Ведах и тантре, а также в близком им по духу учению о каббале.

Основная идея тантрического учения о словах сводится к следующему: поскольку все существующее – от мельчайших частиц до планет – суть вибрация различной плотности, то есть коагулированный звук, слова – это не просто обозначения, но реальная сила. Наиболее мощная трансформирующая энергия сосредоточена в мантрах. Правильно произносимые, они способны изменить течение всей нашей жизни. Однако не только мантры, даже обычные слова содержат в себе вибрирующую силу. Любая речь, особенно та, что преисполнена сильного чувства, создает волны энергии, которые, пронизывая наше тело, устремляются во внешний мир. Сливаясь с вибрацией мира, они создают атмосферу, царящую вокруг нас. Наши тело и подсознание удерживают в себе остаточные впечатления о каждом слове, которое мы когда-либо слышали в свой адрес. Во внешнем мире то же самое происходит с воздухом и землей. Оказавшись в каком-либо помещении и чувствуя там определенную атмосферу, вы, скорее всего, улавливаете энергетический остаток тех слов, которые были произнесены здесь незадолго до вашего появления. Слова, произносимые или возникающие в уме, постоянно меняют реальность, приводя в движение вибрацию мира, начиная от нашего тела и заканчивая городом, в котором мы живем. И поэтому выбор того, что произнести, а о чем умолчать, не должен быть случаен.

Вызвать на разговор

Если вы хотите превратить свою речь в духовную практику, очень важно тренировать в себе способность говорить правильно. Первая стадия того, что мы назовем йогой речи, – это осознание каждого слова, которое срывается с наших губ. Проведите день, «подслушивая» самого себя, в идеале – отключив своего «внутреннего критика». Старайтесь замечать не только то, что вы говорите, но и тон, с которым вы произносите слова. Посмотрите, может, вам удастся почувствовать эмоцию, которая рождается от ваших слов. Что вы чувствуете, получая в ответ те или иные замечания? Как реагируют на ваши слова окружающие?

Следующий шаг на пути йоги речи – внутреннее исследование. Спросите себя: Что заставляет меня говорить то, что я произношу? Есть ли в моих словах невыраженный гнев, подавленная печаль или нереализованное желание, готовые вырваться на свободу ложью и сарказмом, чтобы скрыть то, что я действительно хочу сказать? Как влияет моя речь на людей вокруг?

Отвечая на эти вопросы, вы сможете осознать погребенные глубоко внутри эмоции, которые укрываются за привычными словами. Они вынуждают нас сетовать на жизнь, срываться на грубость или просто сотрясать воздух пустой болтовней. Признать наличие эмоциональных проблем и решать именно их – задача чрезвычайно важная. Мало только осознавать свою речь – необходимо исцелить себя от эмоций, которые причиняют боль. Если этого не произойдет, мы уподобимся тому, кто строит дом на трясине: вода постепенно заполнит подвал – и не признанная нами боль неизбежно просочится сквозь слова.

Идеальный вариант работы с болезненными эмоциями – это сочетание терапии с мощными йогическими практиками. Одна из них – повторение мантры, постоянное воспроизведение в уме священного звука, такого как «ом», например. С точки зрения звуковой вибрации наиболее могущественными древними языками считаются санскрит, иврит и арабский, и поэтому повторение мантр или молитв на этих языках благотворно воздействует на энергию физического и тонкого тел и придает нашей речи новую ясность и мощь.

По мере того как энергия будет становиться чище, мы обретем способность тщательнее подбирать слова, не жертвуя при этом спонтанностью и выразительностью своей речи.

Слово – не воробей

Мне как человеку, склонному к импульсивной речи, пошел на пользу такой внутренний протокол. Благодаря ему у меня появлялась возможность обдумать, стоит ли произносить уже готовое сорваться с языка замечание. Моя учительница как-то заметила, что, прежде чем высказаться, нелишне задать себе три вопроса: Правда ли это? Хорошо ли это? Необходимо ли это? Она называла эти вопросы тремя вратами речи. Различные их версии можно найти во многих современных буддистских и индуистских учениях. Задавая их себе, вы делаете паузу, которой часто оказывается достаточно, чтобы вовремя остановиться и промолчать.

Честно говоря

Эти простые вопросы открывают нам огромное пространство для размышлений. Например, нужно ли понимать слово «правда» буквально? Мы знаем, что нечестны (по крайней мере хочется верить, что знаем), когда сознательно искажаем или отрицаем факты. Ну а как насчет легких преувеличений? Если вы утаиваете что-то, остается ли ваш рассказ правдивым? И что делать с субъективной точкой зрения? Где правда о молодом человеке вашей подруги, который для нее умен и интересен, а для вас – глуп и высокомерен? Как здесь быть с личным взглядом на вещи, который способен так повлиять на восприятие действительности, что одно и то же событие будет восприниматься двумя людьми совершенно по-разному?

Ответы на эти вопросы приходят не сразу. Что же касается быстрых результатов, то, спрашивая себя «Правда ли это?», мы получаем замечательную возможность осознать некоторые из собственных довольно пагубных вербальных тенденций: легкие преувеличения, необоснованные утверждения и стремление оправдать себя.

Молчание – золото?

Кажется, что отличить доброе слово от злого – проще некуда. Но как быть, когда добро вступает в противоречие с правдой? И бывают ли случаи, когда о правде лучше умолчать: слишком сильную боль она может причинить? А может, умолчав, мы лишь проявим малодушие? Сказать ли то, что поставит крест на дружбе, расстроит брак, разрушит жизнь?

Сказано – сделано

Один друг сказал мне, что, видя противоречие между добром и правдой, он предпочитает хранить молчание. Объясняет он это тем, что «слова просто застревают в горле». И тем не менее порой стоит говорить, даже если мы страшимся последствий. Врач должен сказать смертельно больному пациенту, каковы его шансы. Ваша вторая половина должна узнать, что вы не чувствуете себя счастливым, до того, как совместная жизнь станет невыносимой и вынудит вас собирать вещи. Но нужно ли говорить приятелю, что видели его девушку с другим? Или вовлекаться в ежедневные обсуждения на работе о последних провалах руководства?

Несколько лет назад после очередного семинара ко мне подошла молодая женщина. Грета, назовем ее так, рассказала мне, что, когда она была подростком, ее изнасиловал отец. Она посещала психотерапевта и в итоге решила, что для ее пользы ей необходимо открыто противостоять отцу и рассказать о произошедшем сестрам. Грета понимала, что это разрушит ее семью, унизит отца и, по всей вероятности, не принесет ей желаемого удовлетворения. Она очень переживала, сомневаясь, правильно ли поступает.

Я предложила Грете задать себе эти три вопроса. На первый (правда ли это?) она с уверенностью ответила «да». На второй (хорошо ли это?) незамедлительно и даже яростно тоже дала положительный ответ: свое намерение она толковала как пусть жесткое, но все же проявление любви. И только третий вопрос поверг ее в пучину сомнений.

Грета рассудила, что сообщить о произошедшем нужно, в частности потому, что ее сестры продолжали жить с родителями. Реакция семьи оказалась вполне предсказуемой – тяжелой и болезненной. И тем не менее Грета считает, что поступила правильно. В таких случаях мы принимаем решения, основываясь на собственных критериях, а последствия – ожидаемые или случайные – не в нашей власти.

Я использую эти вопросы не для введения цензуры, а ради стремления говорить, исходя из самого высокого уровня осознанности, который доступен нам на данный момент. Внутри каждого из нас возникает множество импульсов, и все мы способны действовать на многих уровнях своего существа, исходя как из сомнительных сторон своей натуры, так и из благородных побуждений. Однако истинная магия слов кроется в их способности трансформировать сознание.

Звуковой эффект

Кэти, только приступающая к йоге речи, преподает в государственном колледже, которому недавно серьезно урезали бюджет. Многие преподаватели остались без работы. Те же, кто сохранил за собой место, были напуганы и возмущены. Они стали проводить много времени в обсуждениях, которые не только были малоутешительными, но и повергали людей в еще большее отчаянье. Глубина чувств, переполнявшая их, придавала мощь словам, и после этих разговоров Кэти часто не могла уснуть. А в один прекрасный день она осознала, что эти обсуждения породили тысячи отрицательных эмоций. Она спросила себя: «Что нужно сделать для того, чтобы пробудить в людях позитив?»

Решение, к которому пришла Кэти, полностью отвечало духу йоги: она решила очистить свой ум мантрой. Считается, что это самая чистая форма речи – слова, освобождающие того, кто их повторяет. Мантры способны в мгновение ока связать нас с высшими уровнями реальности. Кэти использовала мантру «Ом Нама Шивая» (Приветствую высшее сознание), которая при очищении ума и речи особенно действенна. Мысленно повторяя ее в течение 20 минут, Кэти почувствовала, как ее сознание обретает свежесть. По мере того как ум становился все более ясным, она успокаивалась и в итоге обрела способность сопротивляться фру­стра­ции, когда это было необходимо. Она предложила своим коллегам пересмотреть манеру, в которой они говорили о работе. Как сказала сама Кэти, жалобы – это плохая привычка, которую очень сложно преодолеть. Когда же мы высказываемся, четко осознавая то, что хотим сказать, мы генерируем небывалую мощь.

На самом деле Кэти смогла найти ключ, который открывает нам двери туда, где сосредоточена «заряженная речь». Это не острый язык и не болтливый ум. Слова, которые способны преобразить и вдохновить нас, слова, которые резонируют с высшим Я, возникают из нашего контакта с тихим пространством за пределами слов, пространством, которое мы достигаем, когда на миг останавливаемся, обращаемся к сердцу и позволяем говорить неподвижности. Речь, исходящая из неподвижности, – это речь, которая исходит из истоков самой мудрости.


Комментарии

Читайте также