Сатья: яма номер два

Сатья: яма номер два

Знание
|  02 апреля 2014

В онтологическом смысле правдивость подразумевает нерасторжимое единство бытия и истины: сатья совпадает с высшим началом — душой или Богом, с бесконечным сознанием — джняной и блаженством — анандой.

Слово «сатья» означает истинность во всех ее проявлениях: мыслях, словах и поступках. Более точной формулировкой считается понятие «воздержание от неправды». Правдивость становится естественной в том случае, если преодолевается само желание искажать истину. Сатья не всегда выступает синонимом истины — если правдивая информация способна причинить вред, то ее невозможно считать истиной в высшем смысле. Когда произнесение правды способно причинить вред, следует практиковать мауну — молчание.

Внутренняя сатья — это проекция мыслей на действия. Ум созерцает, принимает решения и запоминает. Он совершает выбор и рождает решения, оценки и мнения. Когда говорит ум, говорит и сам человек. Поскольку мысленная сатья служит опорой для истины речи и тела, то важно переключать ум с ложной деятельности на истинную. Поэтому сама задача поиска истины должна стать основной целью жизни.

Последствия нарушения сатьи: любая неискренность препятствует достижению гармонии. Ложь в любой своей форме способна разрушить все типы энергий — физическую, ментальную, духовную.

Истинная сатья возможна при точном и последовательном исполнении своих обещаний и обязанностей. Достойно соблюдая сатью, человек может обрести сиддхи — сверхъестественные способности к ясновидению, он получает дар предвидения будущего, знания прошлого и настоящего.

Правда и ненасилие

Важное требование к соблюдению сатьи — это ее соответствие принципу ненасилия: придерживаясь правдивости в речи, поступках, человек должен соблюдать заповедь «не навреди». Правдивость в речи предполагает достижение блага всех существ. Ложная праведность (пуньябхаса — «видимость праведности») способна превратить правдивые слова в зло.

Ум, речь и действие — три формы, через которые реализуется сатья. Соблюдение принципа правдивости в мышлении, речи и действиях начинается тогда, когда все увиденное и услышанное подтверждается через созерцание. Реализация истины через поступки означает соотнесение действий с разумом и речью. Размышления и суждения — это фундамент нравственности, а значит, они должны соответствовать реальности.

САТЬЯ и речь: истина на уровне речи возможна при исполнении трех условий — правдивости, безошибочности и полезности. Контроль над речью ведет к освобождению от злобы, а человек, свободный от злобы, милосерден ко всем.

Об этом подробнее:
⎬ «Йога-сутры», Патанджали
⎬ «Жизнь, смерть и освобождение», Сатья Саи Баба
⎬ «Психосоматическая йога», Джон Мамфорд
⎬ «Йога и сила мысли», Свами Шивананда
⎬ «Яма-нияма как фундамент практики йоги», гуру Матсьендранатх Махарадж
⎬ «Моя жизнь», Махатма Ганди
⎬ «Нравственность йоги в идеале и в жизни», Б.В. Мартынов

Рассказать друзьям:
Печатать

 

СЛОВАРЬ ЙОГИ

Смотрите также
Боль и исцеление О важной роли, которую выполняют больные дети в семье
Как научиться жить осознанно и найти свое призвание Интервью с Ниной Коломийцевой, сертифицированным специалистом Международной ассоциации йоги Yoga Alliance, преподавателем йоги, основателем Культурной Организации 108
Йога VS шпагат Необходимость шпагата для занятий йогой.
Какие продукты выбрать, если вы решили отказаться от лактозы? Выбираем молочные продукты с пометкой «без лактозы», растительное молоко и тофу.
Регистрация
Вход
Регистрация
Вход