Самадхи

Самадхи – это, по сути, и есть состояние просветления (нирвана). Оно достигается с помощью длительной медитации, в результате которой снимаются противоречия между внутренним и внешним миром, а индивидуальное сознание сливается с абсолютным. Согласно учению йоги, самадхи внезапно возникает из медитации, когда течение мыслей приходит к своему естественному прекращению, потому что запасы идей и переживаний истощаются. Однако состояние концентрации при этом продолжается и сопровождается возникновением интуитивной связи или восприятия. В йоге самадхи – это последняя ступень восьмеричного пути Аштанга-йоги. (Весьма близко самадхи понятие «сатори» в дзен-буддизме, но пути его обретения отличаются от индуистских.)

«Йога-сутры»

Согласно Патанджали, автору «Йога-сутр», самадхи нельзя достигнуть ни усилием воли, ни сильным желанием этого ощущения. Самадхи приходит и развивается только с опытом. Утвердившись в самадхи, сознание (читта) может непосредственно познавать «Я» (Пурушу). Посредством такого созерцания (которое на самом деле является соучастием) прекращаются страдания, причиняемые существованием.

bigmind435.jpg

В Бхакти-йоге самадхи достигается преданным служением и поклонением Богу, а также постоянной направленностью ума на осознание Бога.

Историк религий Мирча Элиаде о разных типах самадхи. Из книги «Йога. Свобода и бессмертие»

«Патанджали и его комментаторы различают несколько этапов предельной концентрации. Когда самадхи достигается при помощи объекта или идеи (фиксация мысли на точке или идее), то экстаз называется сам­праджнята самадхи (экстаз с опорой, или дифференцированный – различающий – экстаз). Если же, напротив, самадхи достигается без какой-либо «связи» (внутренней или внешней), то есть йог достиг «единения», в которое не может проникнуть никакое «отличие» и которое просто является полным осознанием, то йог реализует асам­праджнята самадхи (недифференцированный – неразличающий – экстаз). Йог Виджнянабхик­шу добавляет, что сампраджнята самадхи является сред­ством освобождения, так как делает возможным осо­знание истины и прекращает все виды страдания. Но асам­праджнята самадхи разрушает «впечатления» (санскары) предыдущих ментальных действий и даже может остановить уже активизированные прошлыми поступками йога кармические силы. Во время дифференцированного экстаза, продолжает Виджнянабхикшу, все ментальные функции приостановлены, кроме той, которая медитирует на объект; в то время как при асампраджнята самадхи исчезает сознание целиком и блокируются все ряды ментальных функций. «Во время такого экстаза не существует и следа ума (читта) за исключением впечатлений (санскар), оставленных позади вследствие их прошлого функционирования. Если бы эти впечатления не присутствовали, то вернуться в сознание было бы невозможно».

Таким образом, мы имеем дело с двумя совершенно различными состояниями. Первое достигается по­средством йогической техники концентрации (дхарана) и медитации (дхьяна); второе состоит только из одного состояния – неспровоцированного экстаза – «прорыва». Несомненно, что асампраджнята самадхи достигается исключительно благодаря длительным усилиям йога. Оно не является подарком или милостью. И йог вряд ли сможет достичь его, если прежде он не испытал самадхи с опорой».

Читайте также