Пять столпов: нравственные принципы духовных практик
Как преподаватель йоги я часто слышу вопрос: "Йога, которой мы занимаемся, – это хатха-йога?" Вопрос этот довольно сложен, и дать на него однозначный ответ не так просто. Несмотря на то что в представлении подавляющего большинства западных людей словосочетание "хатха-йога" весьма устойчиво, многие направления и практики, столь популярные в наши дни, уходят корнями не в хатха, а в классическую йогу, зародившуюся на несколько столетий, а то и тысячелетий раньше.
Классика жанра
В Древней Индии существовало огромное количество философских школ и течений. Многие из них черпали мировоззренческие идеи из Упанишад – религиозно-философских трактатов, относящихся к ведийским откровениям, шрути. Учение, содержащееся в Упанишадах, сводилось к положениям о всеобщем единстве, о единстве абсолютного (Брахман) и индивидуального (Атман) начал. Они также содержали учение о круговороте рождений (сансаре), воздаянии за совершенные поступки (карме) и избавлении от цепи перерождений (мокша). Созданные в различное время Упанишады (их известно более 200, но индуистские традиционалисты признают 108) в своих трактовках сильно расходятся, а то и противоречат друг другу. Отчасти эти разночтения явились причиной появления различных философских школ, бравших за основу ту или иную идею Упанишад. Из всех этих школ (в санскрите употребляется название "даршана", то есть "видение, воззрение", от корня dars – "видеть") классическими принято считать только шесть. Это пурва миманса, уттара миманса (веданта), ньяя, вайшешика, санкхья и йога. У каждой из этих даршан есть свой основоположник, изложивший главные идеи данного течения.
Основоположником йоги считается полумифический мудрец Патанджали. Точная дата его рождения не установлена, но большинство современных ученых-индологов и санскритологов сходятся во мнении, что он жил во II веке до н.э., – в пользу этого говорит сравнительный анализ санскритских текстов. Несмотря на то что Патанджали часто называют "отцом йоги", он не был ее создателем. Своими истоками йога восходит к самой глубокой древности. Ведийская литература уже знает не только идеал подвижника, но и понятие "тапаса" – аскезы – как мощного движущего фактора мироздания. В Упанишадах излагаются конкретные элементы психофизического тренинга и перечисляются условия, необходимые для осуществления созерцательной практики, среди которых поведенческая дисциплина, практика особых положений тела (асаны) и дыхательные упражнения (пранаяма). В частности, Майтри-упанишада говорит о шат-анга-йоге – шести ступенях йогической практики.Патанджали обобщил и систематизировал более чем тысячелетний опыт и придал ему классическую форму, создав известнейший философский трактат "Йога-сутры". На рубеже тысячелетий и позже философская система, базировавшаяся на "Йога-сутрах" Патанджали, носила название Патанджала-йога или Патанджала-даршана. Позднее, классической йогой или аштанга-йогой (ашта – санскр. "восемь", анга – санскр. "часть"), по количеству ступеней – звеньев, описанных в "Йога-сутрах".
Прежде чем рассмотреть каждую из них, мы, как и Патанджали, коснемся конечной цели йоги, для того чтобы с самого начала понимать, куда ведут эти ступени. Во 2-й сутре I главы "Йога-сутр" Патанджали так определяет йогу: "Йогах читта вритти ниродхах (Йога – это прекращение колебаний сознания)",– и весь дальнейший труд его посвящен тому, как добиться этой цели. Большинству западных людей, впитавших идею Декарта "Cogito ergo sum (Я мыслю – значит, существую)" и плотно ассоциирующих себя с процессом мышления, остановка движений сознания внушает неподдельный страх. Однако с точки зрения йоги ум, как и тело, является частью материальной природы, смерть которой вовсе не влечет за собой исчезновение духа. Для того чтобы быть постигнутым, дух – наша истинная внутренняя сущность – нуждается в том, чтобы движения ума (так же как и движения физического тела) были остановлены. Именно этой и никакой иной цели служит аштанга-йога Патанджали. Впрочем, даже те из нас, кто уверен в том, что не достигнет конечной цели йоги в этой жизни, могут с успехом практиковать классическую йогу, принося немало пользы себе и окружающему миру. Как мы увидим дальше, нравственное основание йоги, ее базис, абсолютно идентично идеалам христианства, буддизма, ислама и других религий, а практика асан и пранаямы способна дать энергию и жизненные силы для движения вперед по выбранному вами пути.
Дело принципа
Основанием йоги, как и всякой истинно духовной традиции, служат всеобщие нравственные нормы. Поэтому первое звено у Патанджали – это не позы и не медитация, но нравственное поведение – яма (от yam – санскр. "обуздывать", "удерживать" – самоограничение, этика). В сутре II.30 перечислены пять нравственных обязательств, присущих всем основным религиям.
Они таковы:
ахимса – ненасилие,
сатья – правдивость,
астея – неворовство,
брахмачарья – воздержание,
апариграха – нестяжательство.
Вместе эти принципы составляют великий обет (маха врата), которому необходимо следовать независимо от места, времени или общественного положения человека. Если сравнить йогу с колесом, в котором спицы символизируют различные школы и течения йоги, а ступица – самореализацию, конечную ступень йоги, тогда яма и нияма (первое и второе звено аштанга-йоги) будут ободом этого колеса. Какой бы путь ни выбрал для себя практикующий, он должен ясно представлять, что начинать нужно не с асаны или медитации, а с контроля над своими действиями, словами и мыслями, иначе все выстроенное им здание йоги будет подобно замку на песке!
Без вреда
Согласно традиции самым главным принципом ямы является АХИМСА, или ненасилие. Буквально этот термин переводится с санскрита как "неубиение", но буквальный перевод не отражает всей многогранности данного принципа. В действительности ахимса – это непричинение вреда не только действием, но и словом, и мыслью. По утверждению Чараки (автора выдающихся трудов по аюрведе), причиняющий вред другим сокращает свою собственную жизнь, соблюдающий же ахимсу продлевает ее, потому что такая установка представляет собой положительное жизнеутверждающее состояние ума. Из принципа ахимсы возникает вегетарианство как нежелание быть причастным к убийству животных. Существуют примеры жесткого соблюдения ахимсы в джайнизме, индийской религии, некоторые последователи которой носят марлевые повязки, чтобы случайно не проглотить пролетающую мимо букашку, и метлами подметают дорогу перед собой, чтобы не раздавить проползающего червячка или гусеницу.
В основе ахимсы – идея единства всех живых существ, поэтому принцип ненасилия должен соблюдаться по отношению не только к другим, но и к самому себе. Иногда бывает сложно определить, что является насилием над собой, а что – борьбой с собственной ленью и следованием дхарме (то есть закону во всех его аспектах). Например, как расценить необходимость ходить на работу или ежедневные подъемы в 5 утра для практики асан и пранаямы? Ответ на этот вопрос может дать только ваш внутренний голос, который хотя бы иногда нужно попытаться услышать, или Гуру – Учитель, чья совесть чиста, а ум свободен от желаний.
Ничего, кроме правды
Правдивость, или САТЬЯ, является высшей добродетелью практикующего йогу. Слово сатья происходит от санскритского корня "сат" – истина, родственного европейскому "сант" или русскому "свят". Махатма Ганди говорил: "Истина есть Бог, и Бог есть Истина". Правдивость не должна ограничиваться только речью, она должна быть и в мысли. Однако правда, приносящая вред и боль другим, – это не истина, а грех. В Пуранах есть такая история. На перекрестке двух дорог сидел человек. Мимо проехал богатый купец с товарами, а через некоторое время показались разбойники, преследовавшие торговца. Они спросили сидевшего на перекрестке, куда поехал купец. Человек подумал, что если он скажет правду, то разбойники догонят купца, ограбят и убьют (то есть совершится насилие). Если же он покажет другую дорогу, купец будет жив, но будет нарушена сатья. Пураны умалчивают о решении, принятом героем притчи, но другие священные тексты, в частности Бхагават-гита, указывают на приоритет ненасилия перед правдивостью. В Бхагават-гите (XVII.15) написано: "Произнесение слов, которые не причиняют страданий, правдивы, приятны и благотворны, а также регулярное чтение Вед называется аскетизмом речи". Такова сатья.
Чужого не надо
АСТЕЯ, или неворовство, тесно связана с ахимсой, так как незаконное присвоение ценностей наносит вред тем, у кого они были украдены. Так же как и два предыдущих принципа ямы, астея должна соблюдаться не только в действиях, но и на уровне слов и мыслей. Стремление к власти, деньгам, славе и удовольствиям делает человека мелочным, нарушает поток спокойствия и уводит с пути йоги.
Кто воздержался?
БРАХМАЧАРЬЯ, или целомудрие, является одним из самых бурно обсуждаемых аспектов йогической практики. Если ни у кого не возникает сомнения, что убивать, красть и говорить неправду плохо, то полный или частичный отказ от физических отношений между мужчиной и женщиной вызывает массу споров. Брахмачарья (санскр. "благочестивое поведение") предлагается Патанджали как непременное условие йогической дисциплины. И за время своей собственной практики я не раз сталкивалась с мыслью великих учителей о том, что практикующий йогу должен соблюдать полное половое воздержание, как на деле, так и в помыслах и словах. Вместе с тем известно, что многие из великих йогинов прошлого и настоящего были женатыми людьми, как, например, Шри Т.Кришнамачарья или Шри Б.К.С. Айенгар – отец пятерых детей. Кроме того, некоторые санскритские тексты (смрити), например "Законы Ману", содержат предписания по заключению брака и соблюдению общественных и семейных обязанностей, которые вовсе не исключали возможности впоследствии (после того как появятся внуки) вести образ жизни отшельника, уйдя из собственного дома и оставив все сыну. Безусловно, йога, как и всякая духовная практика, призвана удерживать человека от беспорядочного расходования энергии (одним из видов которой является сексуальная энергия), с тем чтобы направить ее на достижение высших духовных целей. Этот самоконтроль и самоограничение дают невероятные силы тем, чья цель – освобождение от цепи перерождений (мокша).
Всего в достатке
АПАРИГРАХА означает свободу от накоплений, нестяжательство и неприятие даров. Это другая грань астеи. Соблюдая апариграху, практикующий йогу отказывается от вещей, которые не нужны ему в данную минуту. Не следует брать ничего незаработанного или даваемого в качестве услуги. Накопление богатств вызывает привязанность к ним и боязнь утраты. Это делает вас несвободным. В связи с апариграхой уместно вспомнить о деньгах, которые еще никто не отменил и которые являются определенным видом энергии, перетекающей от одного индивидуума к другому. До тех пор, пока деньги являются действительно энергией для самосовершенствования и духовного роста,– вы в безопасности, но стоит вам увлечься собирательством разноцветных купюр, чтобы обеспечить свое будущее,– вы попадаете в сети собственного невежества и перестаете верить в тот путь, который выбрали.
Считается, что каждая из этих пяти добродетелей, если их исполнять полностью и безусловно, дарует сверхъестественные способности (сиддхи). И с уверенностью можно сказать, что соблюдение этих нравственных принципов выводит человека на новый, гораздо более высокий уровень взаимоотношений с собой и миром.