Основной инстинкт: как йога решает проблемы в сексуальной жизни

Основной инстинкт: как йога решает проблемы в сексуальной жизни

Сексуальность – одна из немногих тем, которая пользовалась повышенным вниманием в обществе всегда, во все времена. Менялась степень дозволенной откровенности, система запретов, представления о женской и мужской красоте, но вопросы сексуальности, подобно шекспировскому “быть или не быть”, никогда не утрачивали остроты. Сегодня, стремясь к идеальным отношениям, многие берут за образец поведение героев телевизионной рекламы или звезд со страниц журналов, не задумываясь о том, что это лишь искусственный образ, навязываемый нам извне. Это образ “пожирателей жизни”, безудержно поглощающих огромное количество товаров, пищи и информации. Печально, но эти герои нашего времени – потребители во всем, в том числе и в сексе. Обычный человек не может столько потреблять и не нуждается в таком количестве половых контактов. Тем не менее агрессивное сексуальное поведение, которое благодаря средствам массовой информации многие принимают за норму, на самом деле скорее можно назвать патологией.

Ради жизни на Земле

Секс, наряду с пищей и сном, относится к витальным потребностям (“вита” – жизнь): именно эти три составляющие необходимы для нормального существования любого из нас. Неудовлетворение или перенасыщение любой из них неблагоприятно сказывается на здоровье и общем состоянии человека. Главное здесь – умеренность: человек, в чьей жизни секс занимает центральное место, так же далек от гармонии, как и тот, кто думает исключительно о еде или сне.

Где же та золотая середина, которая обеспечит нам счастливое и здоровое существование? Для ответа на этот вопрос стоит отвлечься от социальных стереотипов и обратиться к началу начал – матери природе.

Биологическая потребность в частоте и количестве сексуальных контактов у животных зависит от длины репродуктивного цикла – естественного периода от одного зачатия до другого. Это время, которое затрачивается на беременность и выкармливание у самок. Чем меньше продолжительность жизни, тем короче репродуктивный цикл биологического существа и тем большее количество половых актов за жизнь ему предстоит совершить. Ярким примером такой активности являются, разумеется, кролики.

Человек же по своей природе – существо гипосексуальное, его естественная биологическая потребность в сексуальных контактах относительно невелика. Наша жизнь куда длиннее, и естественная – предусмотренная природой – продолжительность репродуктивного цикла составляет в среднем около четырех лет. Он состоит из двух этапов: девять месяцев женщина вынашивает ребенка – и в это время у нее, как правило, нет потребности в сексе. Затем следует период грудного вскармливания (2–4 года), в течение которого у женщины также наблюдается пониженная сексуальность. Именно по этой причине у наших предков существовали правила, запрещающие половые контакты с беременными и кормящими женщинами, а в некоторых культурных традициях, чтобы облегчить участь представителей противоположного пола, были приняты групповые браки и полигамия. По окончании периода кормления к женщине возвращается фертильность (способность иметь потомство), а с ней и желание заниматься сексом: мужчина вновь становился для нее привлекательным.

В современных условиях подобный ритм жизни вряд ли достижим. Но тем не менее вероятность появления проблем в сексуальной сфере прямо пропорциональна степени отклонения от биологической нормы. Чтобы яснее понять, что же такое биологическая норма, рассмотрим более наглядный (и менее волнующий) пример: для человека естественно ложиться спать с заходом солнца и вставать с рассветом. Но в силу множества причин, в том числе и благодаря техническому прогрессу, мы имеем возможность продлить свой день с помощью электричества и перестроить биологические часы. Все зависит от того, насколько мы злоупотребим этой возможностью: постоянные ночные бдения рано или поздно приведут к проблемам со здоровьем и к нарушениям в работе организма.

Количество – в качество

Проблемы в сексуальной сфере часто возникают на фоне относительного внешнего благополучия, и из-за этого не всегда понятно, в чем их причина. Почему одни чувствуют себя зажатыми и неудовлетворенными, а другие, напротив, придают сексу слишком большое значение? Где истоки закомплексованности и неспособности найти подходящего партнера?

Прежде чем браться за решение этих проблем, необходимо понять и признать тот факт, что для гармоничной и здоровой жизни человек вовсе не нуждается в большом количестве сексуальных контактов. Постоянная потребность в них вызвана скорее игрой беспокойного ума. Чрезмерную привязанность к сексу можно сравнить с увлечением гастрономическим разнообразием. Мы много едим оттого, что хотим новых ощущений и вкусов, хотя для нормальной работы организма достаточно совсем небольшого количества пищи.

Естественная частота половых контактов, обусловленных именно физиологической потребностью, – один раз в 3–4 недели. Речь идет о тех, над кем не довлеют социальные нормы, кто живет в гармонии с природой, либо о людях самодостаточных, сумевших справиться с беспокойством ума. Более активная сексуальная жизнь как раз и является средством успокоения ума, стремление к положительным эмоциям рождает желание постоянно испытывать состояние влюбленности. За потребностью в активных сексуальных отношениях могут скрываться психоэмоциональные проблемы, например недостаток внимания и тепла. А иногда секс становится средством самоутверждения. Какими бы ни были причины, очевидно одно: физиология здесь ни при чем.

Без комплексов

Все мы – существа социальные, а значит, в большей или меньшей степени подвержены определенным жизненным стереотипам. Для одних биологическая норма приемлема, а у других может вызвать бурный протест. Так или иначе, социум уводит нас все дальше от естественного ритма жизни, искажая непосредственное природное восприятие. Наиболее наглядно эта тенденция выражена на Западе, где культура потребления затрагивает все сферы жизни, включая даже духовные практики. Яркий пример тому – тантра: эта древняя восточная практика, использующая сексуальную энергию для духовного развития, на Западе превратилась в прикладной инструмент, помогающий решить проблемы в личной жизни. В силу разницы в традициях и приемах воспитания западному человеку сложно понять истинный смысл подобных практик и использовать их “по назначению”.

В классическом учении йоги одной из этических норм является соблюдение брахмачари. Различные школы по-разному интерпретируют это понятие. В некоторых традициях под брахмачари подразумевается полное отсутствие половых отношений (целибат), в других – умеренность в сексе или невозможность его вне брака, в третьих к сексу прибегают только с целью рождения детей. Однако искусственное привнесение в жизнь каких-либо изменений без соответствующей подготовки может печально сказаться на физическом и психическом здоровье практикующего.

Какое же воздействие может оказать йога на нашу сексуальную жизнь и готовы ли мы к этим изменениям?

Внешним проявлением сексуальной неудовлетворенности часто является закрытый, жесткий таз. Сильный лордоз в области поясницы, тугоподвижность тазобедренных суставов и пояснично-крестцового отдела позвоночника – все это блокирует сексуальную энергию, не позволяя ей свободно циркулировать в теле.

При гармоничной практике асан и пранаямы улучшается наше общее физическое состояние, мы начинаем осознавать свое тело и его составляющие, в том числе и область таза. Многие из нас только на занятиях узнают о существовании тазовой диафрагмы и о том, где именно расположен копчик. Мы учимся принимать свое тело и не испытывать неудобства, слыша слова “промежность” или “анус”.

Выполняя те или иные асаны, практикующий учится поднимать тазовую диафрагму, включать в работу мышцы тазового дна и пояснично-крестцового сочленения. Позвоночник становится более сильным, таз принимает правильное положение, приобретает в одних случаях лучшую подвижность, а в других – больший тонус. Появляется способность вовлекать в работу внутренние мышцы и те участки тела, которые раньше плохо осознавались.

Когда мы впервые слышим слова учителя “направьте копчик внутрь”, “поднимите тазовую диафрагму вверх” или “заверните бедра внутрь”, эти движения кажутся невыполнимыми. Как правило, мы просто не представляем, как это сделать. Мы не можем подать телу сигнал, чтобы вовлечь в работу определенные мышцы. Причина в том, что мы плохо осознаем (или не осознаем вовсе) отдельные части тела и внутренние органы. У нас нарушена связь между головой и, например, копчиком. Чтобы эти связи восстановились, нужно не просто механически выполнять позы, а пытаться вовлекать в работу именно эти “спящие” мышцы. Не менее важно научиться их расслаблять. Во время выполнения Шавасаны необходимо уделять особое внимание тем частям тела, которые плохо осознаются и “не желают” работать. Когда во время релаксации преподаватель говорит “расслабьте ягодицы”, возможность этого действия, по крайней мере теоретическая, не вызывает у нас сомнений. Но когда мы слышим “расслабьте крестец и копчик”, многие недоумевают: “Можно ли расслабить копчик? Разве он напрягается?” Вопрос правомерный, но именно такое повышенное внимание к плохо осознаваемым частям тела во время Шавасаны и помогает восстановить с ними связь.

Свобода, сила, гибкость

Когда под воздействием практики таз начинает раскрываться, это сказывается на сексуальной жизни. Возрастает чувствительность, а следовательно, появляются новые ощущения, увеличивается способность переживать оргазм более ярко, особенно у женщин. У многих появляется способность в принципе испытывать оргазм. Для мужчин становятся возможны более длительные половые акты, их оргазм также становится ярче. На этом этапе у практикующего может возникнуть потребность в частом сексе – и это нормально. Повышенная сексуальность – свидетельство свободной циркуляции энергии в теле, ведь блоки сняты. Тело приобретает большую силу и гибкость, поэтому, что немаловажно, заниматься сексом становится легче физически.

Но иметь хорошо осознаваемое, послушное тело – еще не решение проблемы. Важно и то, насколько свободно мы себя ощущаем. Прослеживается явная связь между внутренней свободой, раскрепощенностью тела и чувственным восприятием человека.

Посредством практики йоги мы постепенно приходим к тому, что все наши эмоциональные и физиологические реакции, в том числе и те, что связаны с сексуальной сферой, становятся более адекватными. Типична ситуация, когда при чрезмерном напряжении, возбуждении ума человек имеет навязчивые сексуальные идеи, но оставаясь наедине с партнером, не способен наиболее полно проявить себя. Его потребность в сексе повышена, но нет качественной ее реализации, ему что-то мешает, он не может настроиться на то, чтобы это произошло. Посредством практики ум успокаивается, нервная система становится стабильной, а реакции – естественными. Человека перестают преследовать навязчивые мысли о сексе, и в соответствующей ситуации он может проявить себя более адекватно, его сексуальный контакт происходит более ярко, снижается значимость негативных факторов (мало времени, родители или дети за стеной, неподходящая обстановка и пр.).

Иногда внутреннее напряжение настолько велико, что люди не могут заниматься сексом без дополнительного допинга – алкоголя или легких наркотиков, только так они в состоянии открыться друг другу. Причина кроется в страхе нарушить свою целостность, и эта проблема тоже уходит, так как человек становится более раскрепощенным. Практикующий освобождается от страхов, свободнее контактирует с миром, ему становится легче делать шаги навстречу другому человеку.

На одной волне

По мере развития практики мы приходим к пониманию, что наше тело – это не только мышцы, кости и внутренние органы, но еще и некая составляющая, которая создает ощущение комфорта или дискомфорта, симпатии или антипатии. У некоторых такое осознавание присутствует изначально, у кого-то развивается постепенно.

Качество сексуальных отношений прежде всего зависит от того, есть ли у двоих тонкое соединение на уровне энергии. Когда вы находитесь рядом с потенциальным партнером, чем вы ощущаете этого человека? Возможно, низом живота и низом спины. К каким-то людям вы чувствуете душевное, сердечное стремление, и это проявляется как физическое ощущение в области сердца. С другими вам хочется общаться интеллектуально. Союз гармоничен, когда вы ощущаете человека на всех трех уровнях, когда вы можете сказать: “Я его желаю, он мне нравится, он мне интересен”. Способность переживать такого рода отношения свидетельствует о зрелости личности, приносит покой и ощущение счастья.

Читайте также