Не отрекаются любя

Бхакти-йогу называют "любовью ради любви" и "слиянием с окружающим миром через любовь и преданность". Само слово имеет санскритский корень "бхадж", означающий "любить и почитать бога". Бхакти-йога, как и любая другая духовная практика, – это способ внутреннего развития и обретения гармонии с миром. "Бхакти предполагает общение с богом, – говорит музыкант Джай Уттал, последователь учения гуру Ниима Кароли Бабы. – В ее основе лежит отречение: отказ от эгоизма ради достижения божественного, который происходит, когда мы обращаем все свои помыслы и чувства к богу". Почитание божества или гуру – не обязательное условие для практики бхакти-йоги. У каждого свое понимание и ощущение бога, поэтому не важно, к кому мы направляем свои помыслы: богине Кали, мудрецу Патанджали или просто к некому абсолютному духу, пронизывающему всю вселенную; главное – делать это бескорыстно и от чистого сердца. Тогда в нашем сердце пробуждаются любовь и доверие, благодаря чему мы чувствуем легкость и распространяем позитивную энергию на окружающих.

Служить бы рад!

Одним из ярких примеров служения является история Акка Махадеви, которая восходит своими корнями к XII веку. В ней повествуется о десятилетней девочке, которая, вместо того чтобы играть с другими детьми, стала поклоняться Шиве, богу-разрушителю. Спустя какое-то время Махадеви вышла замуж за местного царя, однако быстро обнаружила, что ее земная любовь не идет ни в какое сравнение с любовью к богу. В результате она сбежала, оставив супруга и дом. Остаток жизни Махадеви всецело посвятила Шиве, воспевая его во время своих странствий по Индии. Если рассматривать развитие йоги в историческом аспекте, то путь бхакти стал альтернативой суровому подвижничеству, которое было популярно среди адептов йоги пять тысяч лет назад. В те времена йога символизировала собой дух борьбы, стремление преодолеть тело и ум. С этой целью йоги уходили от цивилизации, отвергая материальные блага и мало заботясь об удовлетворении потребностей в еде и сексе. На первый взгляд Акка Махадеви пошла по тому же пути, однако на самом деле это не так. Главным для индийской святой была не борьба с плотью, а обращение своего сердца к богу. Считается, что бхакти-йога берет свое начало из Бхагават-гиты, которая была написана между III и II веками до н.э. В этой книге, которую часто называют "песней любви к богу", отразилась идея о том, что духовное развитие может осуществляться через связь с сердцем.

Так бхакти-йога впервые была утверждена в качестве отдельного – полноценного – пути. Тем не менее Бхагават-гита не дает конкретных указаний на то, как пройти путь бхакти. Потребовалось несколько столетий регулярной практики, чтобы это направление йоги обрело законченную форму. К V веку н.э. в Южной Индии стали появляться первые школы традиции шаива. Они проповедовали преданную любовь, которую выражали через пение мантр, посвященных Шиве, Вишну, Кришне и Кали, медитацию, объектом которой было божественное, чтение и написание стихотворений, исполненных любви к божественному, а также через ритуальные церемонии, например пуджу (обряд, во время которого вы выражаете свое почтение к богу). Интересно, что в поэзии того времени бог именуется "Возлюбленным". Бхакти-йога предполагает терпимость, что в условиях индийской кастовой системы было принципиально новым. Традиционно духовными поисками занимались лишь представители высшей касты, а небраминам и женщинам путь йоги был заказан. В Бхагават-гите утверждается обратное: бхакти открыта каждому, независимо от пола и происхождения. История Махадеви – яркий тому пример.

Помни о главном

Бхакти-йога не исключает возможности следовать другими путями, будь то карма-, крия- или хатха-йога. Специалист по аюрведе, писатель Роберт Свобода говорит, что практика асан позволяет освободить прану, жизненную энергию, и направить ее на служение богу. Одновременно он предостерегает от чрезмерной увлеченности хатха-йогой. Многие из тех, кто практикует асаны и пранаяму ради духовного совершенствования, настолько увлекаются этим процессом, что забывают, что, собственно, привело их в йогу. "Нужно решить для себя, что ваш путь – это путь преданной любви, а асаны и пранаяма – не более чем средство достижения цели, – говорит Свобода. – Чтобы отречься от себя ради божественного, нужно обладать терпением, отвагой и даже долей отчаянья. Вы должны признать тот факт, что жизнь коротка, а смерть неизбежна".

Любовь нечаянно нагрянет

Многие адепты выбирают в качестве объекта почитания какое-либо божество или гуру. Так, последователи интегральной йоги посвящают себя Свами Сатчидананде, а приверженцы сиддха-йоги – Гурумайе Чидвиласананде. Каждая школа имеет свой ашрам или центр, где ученики собираются для совместных медитаций, проведения ритуалов, например пуджи, а также для того, чтобы получить наставления от учителя. Многие адепты не мыслят своей практики без учителя. По признанию Уттала, его гуру, Ниим Кароли Баба, помог ему осознать единую природу всего живого, что, в свою очередь, помогло ему открыться миру. В то же время Уттал утверждает, что в качестве учителя не обязательно иметь индийского гуру. "Суть бхакти не в том, чтобы посвятить себя какому-либо конкретному объекту, будь то божество или человек, – говорит он. – Хотя если вам хочется обратить свои помыслы и чувства к индийскому гуру – пожалуйста. Для меня же бхакти осуществляется тогда, когда я пою киртаны (священные гимны), исполняю музыку, да и просто живу в браке, являясь мужем и отцом". Вопрос того, что же такое бхакти и как ее практиковать, каждый решает сам для себя. Многие адепты разделяют мнение о том, что бога можно найти во всем. В этом случае бхакти становится состоянием души, сознанием, которое постигает "Возлюбленного" в любой форме, которую бы тот не принимал.

Такое сознание рождает истинную любовь: мы чувствуем себя так, словно после долгих странствий вернулись домой, и все люди на земле становятся для нас братьями. "Все испытывают любовь, но каждый это делает по-своему, – говорит преподаватель анусара-йоги Шианна Шерманн. – Одни безумно влюбляются во что-то осязаемое, другие – в танец или поэзию. Любовь может принимать самые разные формы. Как преподаватель я не указываю своим ученикам на конкретный объект, а стараюсь помочь раскрыть источник любви в себе".

Нам песня строить и жить помогает

Один из способов обнаружить этот источник – это пение, в особенности пение гимнов богу. Киртан, который в переводе с санскрита означает "восхваление", – традиционная форма бхакти-йоги. В Индии люди поклоняются определенным божествам, распевая хвалебные песни. Сегодня во многих ашрамах, студиях йоги и религиозных центрах по всему миру проводятся совместные пения киртанов. Уттал говорит, что киртан помогает направить все свои эмоции на исцеление. "Представителям западной цивилизации необходимо исцелить свое сердце. Бхакти-йога дает людям возможность открыть душу и дать выход чувствам. Когда сердце исполняется любви, мы чувствуем слияние с богом и одновременно помогаем исцелиться всем остальным". С Утталом соглашается Свобода, который считает, что пение санскритских гимнов идеально подходит для перехода в пространство, наполненное любовью. Однако он утверждает, что для полной практики бхакти-йоги одних киртанов недостаточно. "Чтобы полностью преобразить себя и всю свою жизнь, любовь должна проникнуть в самые глубокие слои нашего существа, – говорит он. – К сожалению, большинство практиков настолько увлекаются внешней формой служения, что не понимают всю глубину истинного чув­ства, которое необходимо для того, чтобы бхакти-йога принесла плоды". Тем не менее, если вы осознаете, что для достижения высших духовных целей одних асан недостаточно, и предпринимаете попытку обратить все свои чувства и мысли к богу, вы приближаетесь к достижению заветной цели.

Читайте также