Как справиться с грустью и унынием
Моя знакомая (назовем ее Анна) буквально увязла в болоте неизбывной грусти. Все началось с расставания с молодым человеком несколько месяцев назад. Почему происшедшее вызвало подобную реакцию, непонятно даже ей самой, ведь отношения были не слишком серьезными, более того, она сама положила им конец. «Теперь, – признается Анна, – любое расставание отзывается болью в сердце, даже если я просто избавляюсь от вещей, которые отслужили свое. А рассказы о чужих несчастьях и вовсе повергают в депрессию».
С тех пор она только и делает, что плачет: прерывается на просмотр очередной мелодрамы – и снова в слезы. Она словно получает от этого удовольствие. «Иногда грусть кажется такой сладкой, – объясняет Анна, – порой приятно позволить себе погоревать вволю».
Кому-то это покажется странным – и зачем сознательно нагонять на себя тоску? Большинство из нас и мысли об унынии не допускает: уж лучше с достоинством принять жизненный вызов. Однако даже если вы совсем неромантичны и никогда не оплакивали ушедшую страсть, но читали о любовных коллизиях Руми и других суфийских поэтов, значит, вам все же знакома глубина ощущений, порождаемая грустью. Как и моя подруга, вы, возможно, даже заметите, что печаль сильно напоминает любовные переживания.
Склонность Анны смешивать любовь с тоской легко поддается объяснению с психологической точки зрения: она была младшим ребенком в семье, родители обычно оказывались слишком заняты, никогда не приходили на школьные спектакли, да и вообще не принимали особого участия в ее жизни. В результате она росла, бесконечно плача от обиды под грустные песни о любви. Тогда-то она и обнаружила, что следовать за грустью – один из возможных путей.
«Как бы странно это ни звучало, но тоска как будто помогает моей душе раскрыться. Это одновременно и больно, и приятно. Я наблюдаю за людьми на улице, гадая, испытывают ли они то, что чувствую я. Порой сердце просто разрывается».
Грусть затягивает в омут. Она подобна фуге из минорных аккордов, обыгрывающей знакомые мелодии на новый лад. Звучат в ней и жалость к себе, и отчаяние, и безнадежность. Если дать печали волю, она может перерасти в депрессию, что не лучшим образом скажется на иммунной системе.
Парадоксально, но у грусти есть скрытая сущность – тайная дверь, открыв которую, вы испытываете нечто очень похожее на влюбленность. Гнев обращается силой, сексуальное желание – тягой к творчеству, а грусть развивает милосердие и смиренность, без которых невозможен духовный рост.
Все это превосходно вписывается в тантрическую традицию: страх, похоть и гнев, разрушающие тело и разум, в умелых руках превращаются в инструмент преодоления негативных эмоций. Их колоссальная сила при правильном использовании может вывести нас на новый уровень осознания.
В тантре считается, что всё сущее соткано из божественной энергии. Такое целостное недвойственное восприятие помогает распознать скрытые силы, которые просыпаются в нас, если мы подходим конструктивно к работе с негативными состояниями.
Правда, подобная работа с грустью никому не дается легко. Она похожа на серфинг: чтобы добиться успеха, необходимо поймать волну и быть готовым к бесчисленным падениям. Не менее важно понимать, как далеко вы готовы зайти.
Старые раны
С одной стороны, грусть – естественная эмоция, нормальная реакция каждого из нас на потерю. В идеале нужно просто пропустить ее через себя, не цепляясь за нее и не удерживая внутри. С другой – мимолетная печаль часто оседает на душе мрачным облаком, вызывая к жизни целый ворох забытых тревог. Гнетущие воспоминания детства и не проработанные вовремя тяжелые эмоциональные травмы обычно находят свое отражение в теле, формируя крепкие нейронные связи с новыми потерями.
«Спусковым крючком» может стать все что угодно, например расставание с любимым. А дальше одно событие тянет за собой целый клубок прошлых разочарований, и в результате то, что должно было быть проходящей грустью, оборачивается океаном слез. Чаще всего мы сами усугубляем ситуацию, сочиняя целую историю о делах давно минувших дней, чтобы придать смысл своим переживаниям.
Да-да, именно наши домыслы о произошедших событиях затягивают хандру надолго и даже формируют шаблоны поведения, которые влияют на развитие событий в будущем. Например, мой знакомый в детстве страдал от невнимания тяжело больной матери. Она никогда не прикасалась к сыну, и даже едва ли разговаривала с ним. В результате он вырос с жизненной установкой «Я никому не нужен». Нет ничего удивительного в том, что он притягивает только тех друзей, возлюбленных и партнеров по бизнесу, которые «подтверждают» его убеждение.
Здравствуй, грусть!
Осознав, что ваша печаль состоит из множества слоев, вы сможете найти ключ к тому, что я называю «трансформирующей грустью». Для начала нужно принять факт, что горе и страдания случаются в жизни каждого человека. Так вы перестанете отождествлять себя с грустью и начнете с ней работать.
Когда-то меня очень впечатлила новелла великого немецкого писателя XVIII века Иоганна Вольфганга фон Гете «Страдания юного Вертера». Тоска студента, главного героя книги, казалось, не имела под собой ни единого разумного основания. Гете окрестил его печаль за судьбы человечества мировой скорбью (Weltschmertz). Новелла затронула особо чувствительные струны в душах целого поколения, и меланхолия даже вошла в моду, что вызвало волну самоубийств среди подростков в Германии.
Как бы то ни было, в своем произведении Гете открывает нам глаза на истинную природу печали. Оставшись один на один со своей собственной грустью, вы обнаруживаете, что она не является личностным качеством. На определенном уровне печаль любого из нас – это Общечеловеческая Грусть, которую мы испытываем, осознав, что все проходяще, мечты редко претворяются в жизнь, а мир полон несправедливости. С этой точки зрения трансформирующая грусть – это воплощение первой благородной истины Будды: жизнь есть страдание.
Йоги веками доказывали, что страдание служит инструментом духовного роста. Когда великого Мастера XX века Чогьяма Трунгпа спросили, что он делает, сталкиваясь с дискомфортом, он ответил: «Я стараюсь остаться в этом состоянии как можно дольше». Трунгпа Ринпоче, переживший изгнание из родного края, много болевший и даже страдавший от алкоголизма, вовсе не предлагает заниматься самобичеванием. Он лишь описал тантрическую практику работы с негативными эмоциями, когда вы пребываете в настоящем мгновении и осознаете их точно так же, как любую другую энергию.
Обратите внимание, насколько этот метод отличается от нашей обычной реакции на грусть. Как правило, мы спасаемся от любой формы страдания бегством. Даже у самых преданных практиков в моменты душевного кризиса возникает соблазн «заесть» грусть чем-нибудь вкусным, забыться перед телевизором или с головой окунуться в работу. Можно пойти и по более здоровому пути, повысив уровень эндорфинов с помощью аэробных нагрузок, йоги или даже медитации. Есть и такие, кто пытается разобраться в ситуации, анализируя ее с психологической или духовной точки зрения, говоря себе: «Возможно, это научит меня состраданию».
Разумеется все эти способы помогают пережить тяжелые времена, а некоторые из них еще и полезны для здоровья. Однако грусть по-настоящему преображает нас только тогда, когда мы поворачиваемся к ней лицом и пребываем с ней в настоящем мгновении, отбрасывая в сторону все ассоциации и интерпретации.
Нельзя казнить, помиловать
Для начала просто побудьте с грустью, позвольте себе почувствовать ее. Постарайтесь понять, в какой части тела вы ощущаете ее. Направляйте туда вдохи и выдохи, разрешая печали быть там, где она есть. Возможно, этот опыт откроет вам что-то новое. Отмечайте все, что приходит в голову, и возвращайтесь к настоящему моменту. Такая внутренняя работа требует мужества и решимости. Смотреть в глаза боли и печали нелегко, особенно если, подобно большинству, мы отождествляем себя со своими эмоциями.
Чтобы проработать чувства, не дав им себя поглотить, нужна практика, которая поможет увидеть, что за тем «я», которое идентифицирует себя с эмоциями, стоит «осознающее я», или «наблюдатель», – тот, кто присутствует в настоящем с этими чувствами, не осуждая, не оправдывая и не интерпретируя их.
Большинству из нас проще всего погрузиться в чистое осознавание с помощью медитации. Чем прочнее связь, которую вы устанавливаете с «наблюдателем», тем легче вам справляться с возникающими эмоциями.
Практикуя таким образом, вы, возможно, откроете для себя еще один пласт трансформирующей грусти – сожаление по поводу собственной обусловленности. Психолог Джон Вэлвуд называет это чувство «очищающей печалью». Именно его мы испытываем, когда вдруг осознаем, насколько ограничено наше восприятие. Очищающая печаль может стать мощнейшим стимулом к преображению – и пробуждению, особенно если вы не будете казнить себя за то, что недостаточно хороши, осознанны и милосердны.
Остановка по требованию
Пару лет назад мне довелось наблюдать за жизненными перипетиями своей ученицы. Десять лет она состояла в браке с мужчиной, который вдобавок был ее партнером по бизнесу. Однажды он позвонил из командировки, признался, что давно влюблен в другую, и попросил развода. Она была ошарашена его предательством, ослеплена гневом и страхом перед будущим, но самым сильным чувством было горе.
Ежеутренняя медитация, обычно помогавшая ей бороться со стрессом, превратилась в бурный поток переживаний всех мастей. Ощущения были настолько болезненными и интенсивными, что она решила сосредоточить внимание на тех частях тела, где эмоции чувствовались наиболее остро.
С каждой медитацией она слой за слоем погружалась все глубже в свое горе. И измена мужа была лишь вершиной айсберга: на хрупких плечах она несла тяжкий груз расставаний с любимыми, школьных обид и всепоглощающего чувства заброшенности, которое, казалось, не имеет ни начала, ни конца. Со временем она поняла, что сама подсознательно не позволяла себе быть любимой и счастливой. Печаль, которую она испытала, осознав это, была острее ножа. Однако, продолжая наблюдать за своими переживаниями, она вдруг ощутила, что добралась до самой сердцевины горя. Проснувшись однажды утром, она обнаружила, что чувствует страдания детей-сирот, мужчин и женщин, потерявших семьи в зонах военных действий… Ее душили рыдания, но на этот раз она оплакивала не свои потери, а муки всего человечества. Сердце, казалось, открылось миру, словно врата в небо. Ее переполняла нежность. В душе точно рухнула древняя стена, и она оказалась в пространстве безусловного сострадания и любви. Она испытала божественную печаль, по ее собственным словам, граничащую с экстазом.
Эти события ознаменовали поворотный момент в ее жизни. Грусть была преобразована, и, хотя она не исчезла в одночасье, справиться с ней стало возможно. Теперь я вижу, как легко она позволяет эмоциям просто быть, не цепляясь за них и не отождествляясь с ними.
В конце концов, грусть, даже трансформирующая или очищающая, не должна становиться «конечной станцией» на жизненном пути. Это всего лишь этап, пройти который нужно с открытым сердцем. Когда вы научитесь управлять своей печалью, вместо нее вы обнаружите мягкость, а вместо страдания – нежность. Ведь оборотная сторона грусти – это нечто сильно напоминающее… любовь.