Как полюбить трудных людей
Дом Френ, расположенный в пригороде на Тихоокеанском побережье, мог бы стать идеальным местом для медитации, если бы не Ларри – домовладелец Френ, живущий по соседству. У него была навязчивая потребность критиковать все вокруг, и Френ доставалось больше всех. Ларри никак не мог взять в толк, как взрослая женщина может быть столь невежественна в вопросах быта. «Только полная идиотка, – неустанно твердил он, – может сажать цветы в горшок без отверстия на дне». И это только начало.
Да, он привозил ей продукты из города и помогал разобраться с неполадками в автомобиле. Однако, придя вечером домой, она запросто могла обнаружить Ларри у себя в гостиной в окружении пивных бутылок. Для него все было просто: дом принадлежит ему, так почему же Френ возражает против того, чтобы Ларри проводил здесь время в ее отсутствие?
Ситуация казалась безвыходной. Френ не хотела переезжать, но общение с домовладельцем отравляло ей жизнь. Хуже всего было то, что своей грубостью Ларри вызывал ответные вспышки гнева с ее стороны.
Будучи сознательным человеком, пытающимся следовать предписаниям йоги, Френ испытывала чувство вины за то, что не знает, как вести себя с Ларри.
Мало кому в течение жизни удается избежать общения с людьми, один лишь разговор с которыми стоит неимоверных усилий. Но как бы то ни было, сложные отношения – это одна из задач, которую ставит перед нами школа жизни, и решая которую мы становимся опытнее и мудрее.
Как же строить общение с тяжелыми людьми, не замыкаясь, не срываясь на грубость и не выкидывая их из своего сердца? Что делать, если в жизни нам постоянно приходится иметь дело с теми, с кем по доброй воле мы едва ли перекинулись парой слов? Свалить все на карму? Пытаться разрешить ситуацию мирным путем или предпринять упреждающие действия? Или же занять качественно иную позицию? Например, ту, на которой стоят многие психологи-юнгианцы, а вместе с ними и духовные учителя. Они считают, что сложные люди обычно отражают наши собственные, запрятанные глубоко внутри наклонности. Другими словами, пытаясь найти подход к трудному человеку, быть может, полезнее заглянуть в себя?
Это все ты
На последний вопрос йога отвечает просто: «Да». Естественно, это не значит, что мы должны закрывать глаза на чью-то грубость. Более того, взаимоотношения бывают настолько сложными, что лучший выход из ситуации – просто уйти. Но нам следует уяснить, что мы не можем контролировать других и влиять на чужое поведение. Единственный человек, с которым мы можем работать в данном случае, – это мы сами. Ни одна техника налаживания взаимоотношений не сработает, если мы будем использовать ее, пребывая в состоянии страха, гнева или осуждения. Открытость и доверие – вот та точка опоры, которая позволит нам перевернуть мир.
Мне приходилось работать с женщиной – вспыльчивой, властной и эксцентричной. Не было и дня, чтобы она с кем-нибудь не сцепилась. Лишь один человек – Терри – буквально обезоруживал ее. И дело здесь было именно в его внутреннем отношении к ней. В течение многих лет он занимался тем, что я называю йогой принятия. Терри считал, что, поскольку все в этом мире является проявлениям единой божественной реальности, ко всему нужно относиться с радушием и почтением. Именно благодаря Терри я поняла, что общение – это не что иное, как обмен энергиями. Истинные изменения в отношениях происходят на энергетическом уровне. Не надо быть знатоком квантовой теории поля или изучать метафизику буддизма, чтобы почувствовать, как велико воздействие энергии на наши чувства и эмоции. То, что мы называем личностью, на самом деле является совокупностью энергетических оболочек. Энергия может быть мягкой, уязвимой, мощной, подавляющей или раздражающей. Проявляясь через тело, мысли, эмоции и ум, она обнаруживает себя в каждый момент жизни. Во время разговора на собеседника воздействуют не слова, а та энергия, которая скрывается за ними. Когда домовладелец Френ выходил из себя, его голос звучал сурово и угрожающе, а тело напрягалось и оттого казалось больше. Френ, будучи гораздо более мягким человеком, в присутствии этой зловещей энергии чувствовала страх. Она пыталась или задобрить Ларри, или уйти, или самой проявить агрессию и отплатить ему той же монетой.
Хорошенькое дело
Перемены начинаются, когда мы учимся распознавать и контролировать собственную энергию. Чем осознаннее мы становимся, тем легче нам оставаться сторонними наблюдателями и не отождествлять себя с энергией своих мыслей и чувств.
Но мало кто знает, что такое энергия и как она воздействует на окружающих. Еще меньше тех, кто умеет управлять ею. Часто, отказываясь признать за собой некоторые не очень приятные проявления энергии, мы сами только усугубляем ситуацию. Подавляя в себе такие эмоции, как злоба или обида, мы вынуждаем их искать обходные пути выхода. В результате гнев прорывается наружу саркастическими замечаниями, а обида – внезапными рыданиями. Подобную реакцию обычно вызывают ситуации, в которых энергетические модели повторяют те, что были запрограммированы в детстве или в процессе общения с родными.
Проблема Френ и Ларри частично заключалась именно в этом. Френ всегда считала себя «хорошей»: она скорее загонит злость внутрь себя, чем даст ей вырваться наружу. По ее признанию, ее старший брат обладал бешеным темпераментом и часто повышал на нее голос. Френ предпочитала задобрить его, подавляя тем самым свое негодование. Она осознала, что, став взрослой, постоянно притягивает к себе агрессивных мужчин, чей нрав в точности повторял характер брата.
Одно лишь осознание этого изменило ситуацию. Френ обрела способность наблюдать за процессом общения с Ларри и фиксировать момент, когда ее гнев начинал закипать и всплывать на поверхность. Однако она все еще боялась рассказать ему, что думает по поводу их взаимоотношений. И пугала ее отнюдь не перспектива ссоры. Френ просто сомневалась, что из этого выйдет толк.
Представляешь?
Одним из методов, который я использовала в своей работе с Френ, была визуализация – практика, заимствованная из тантры. Эта техника помогает воспитать в себе почтительное отношение к учителю или божеству. В йоге эта практика известна как бхавана – активное воображение.
Итак, Френ закрывала глаза, успокаивала дыхание и представляла себя в небольшой уютной комнате, расположенной внутри ее сердца. В комнате была дверь, за которой начиналась лестница. Френ открывала ее и начинала спускаться вниз. Дойдя до последней ступеньки, она оказывалась перед другой дверью, за порогом которой видела комнату с двумя стульями. Устраиваясь на одном, она представляла, что на другом сидит Ларри. Френ протягивала ему букет роз со словами: «Я хочу, чтобы между нами установился мир и мы относились друг к другу с пониманием и добротой». Поначалу образ Ларри был безликим, а сам он не проявлял никакого интереса к цветам. В конце концов, после нескольких сеансов визуализации Френ стала чувствовать в воображаемой комнате энергию Ларри, и ощутила, что он принимает ее подарок.
Несколько дней спустя теперь уже реальный Ларри появился в дверях дома Френ в неожиданно хорошем расположении духа. Френ пригласила его на чашку чая и спросила, не могли бы они поговорить. Она сказала, что благодарна ему за все хорошее, что он для нее сделал, но хотела бы установить в их отношениях дружеские границы. Она предпочла бы, чтобы он не сидел у нее дома в ее отсутствие. «Дело не в том, что ты мне не нравишься, – заверила она его, – просто для меня важно, чтобы в моем доме царил мой дух». К удивлению Френ, Ларри принял ее позицию. Ей показалось, что он проникся к ней уважением за то, что она смогла поговорить с ним начистоту. В их отношениях возникли легкость и взаимопонимание – то, о чем раньше не приходилось и мечтать. Френ чувствовала, что метаморфоза произошла благодаря медитации с цветами. Она определенно ощущала облегчение, и это внутреннее изменение позволило ей говорить с Ларри без напряжения. Теперь, когда он начинает грубить ей, Френ может спокойно сказать ему, чтобы он следил за своим тоном. В ответ Ларри смеется и начинает вести себя более дружелюбно.
Школа магии
Согласно Йога Васиштхе, одному из основных текстов Веданты, мир, в котором мы живем и который познаем, является проявлением нашего сознания. Поэтому когда мы меняем что-то глубоко внутри себя, мир тоже меняется в соответствии с нашим преображением. Таким образом, если мы хотим изменить что-то во внешнем мире, сначала необходимо преобразить свои мысли и чувства. Какой бы способ мы ни выбрали – формирование точного намерения или создание умиротворяющих образов, – та работа, которую мы совершаем и в которую включаем своего противника, является серьезным шагом к уничтожению преград между им и нами.
Вот один из способов изменить сложные отношения через трансформацию себя. Сначала постарайтесь распознать энергию, возникающую внутри вас в присутствии неприятного человека. Вспомните вашу последнюю встречу и понаблюдайте за ощущениями в теле, возникающими при мысли о ней. Почувствуйте, что происходит с вашим горлом и животом, осознайте каждую эмоцию и мысль. Посмотрите, как долго вы сумеете оставаться сторонним наблюдателем. Осознанность – одно из мощнейших свойств сознания, благодаря которому мы соприкасаемся с созидательной силой Вселенной. Как только мы занимаем позицию наблюдателя, все негативные эмоции тают, как дым. Этого может оказаться достаточно, чтобы изменить энергетику общения со сложным человеком. Но если вы готовы идти дальше и использовать созидательную силу сознания, чтобы общаться с человеком на более тонком уровне – или по меньшей мере изменить свое внутреннее отношение к нему, – используйте символы, которые воспринимаются подсознанием лучше, чем слова. Например, вы можете включить в свою практику медитацию с цветами, которая помогла Френ. Цветы – это универсальный символ признания и примирения. Мне, например, нравится представлять, как я вхожу в собственное сердце. От мозга к сердцу простирается лестница. На каждом вдохе и выдохе я спускаюсь по ступеням вниз. В сердце я представляю, как я сижу со своим антагонистом и между нами горит свеча. Я заговариваю с ним и призываю жить в мире или стать друзьями. Иногда я делюсь тем, что меня беспокоит, и прошу помощи. Но чаще просто вижу нас сидящими в пространстве моего сердца.
Однажды осуществив этот внутренний процесс, я обнаружила, что конфронтация, которая меня тяготила, обернулась вполне разумным обсуждением. Люди, которые казались чужими и неприветливыми, стали проявлять себя иначе. И что самое главное, я почувствовала облегчение.
Связь с созидающей силой Вселенной лучше всего устанавливать через сердце. Практикуя бхавану, мы решаем конфликт внутри себя, а образ, который мы используем, начинает изменять окружающую действительность.
Так тяжелые люди, с которыми мы постоянно сталкиваемся в жизни, превращаются в наших лучших учителей. Ведь, меняя отношения с ними, мы меняемся сами.