Йога поможет справиться с чувством вины

Йога поможет справиться с чувством вины

Наверное, многим из нас приходилось, непрерывно прокручивая в голове какую-то ситуацию, сгорать от стыда за свое поведение. Чувство вины – одна из базовых человеческих эмоций, возникающая, когда мы поступаем вопреки своим моральным принципам. Все мы время от времени чувствуем себя виноватыми. Но некоторые испытывают чувство вины чаще и острее, чем другие, и далеко не всегда потому, что совершают больше ошибок. В чем же причина?

Поняв, откуда берется чувство вины в каждом конкретном случае, мы сможем найти пути избавления, идет ли речь об исправлении каких-то ошибок, работе со своими эмоциями или о чем-то, что нужно просто отпустить. Существуют три основных типа чувства вины: 1) естественное, или здоровое, чувство вины – обычное человеческое сожаление о сделанном или несделанном; 2) хроническое, или «метастазное», чувство вины – подспудное ощущение, что вы «всегда и во всем виноваты»; 3) экзистенциальное чувство вины – переживания из-за несправедли­вости мира и собственных неоплаченных долгов перед Вселенной и Жизнью.

Голос совести

Допустим, вы чувствуете себя виноватым по какому-то конкретному поводу. Например, вы по неосторожности поцарапали одолженную у друга машину или солгали своему молодому человеку о том, где были вчера вечером. Такую реакцию я и называю «естественным», или «здоровым», чувством вины. Его легко опознать, поскольку оно предметно и имеет отношение к поступкам, совершаемым в настоящий момент. Это переживание может быть очень болезненным, особенно если проступок серьезный. Но даже если так, дело поправимо. Вы можете попросить прощения, заплатить за ремонт машины, дать себе слово исправиться в будущем. Как только ситуация будет исправлена, чувство вины испарится.

Естественное чувство вины выполняет в нашей жизни функцию «воспитателя». Когда мы ведем себя неэтично, внутри нас раздается тревожный звонок – сигнал к тому, что следует изменить свой курс. Этот внутренний голос напоминает о том, что нужно позвонить матери, и заставляет оставить номер своего телефона, если, паркуясь, мы задели чужую машину. Естественное чувство вины и совесть являются производными от эмпатии – нашей способности сопереживать чужим эмоциям и страданиям. Наличие этой взаимосвязи определяет вектор наших действий (в частности, благодаря ей возникают сети взаимопомощи и движения за социальную справедливость).

Когда у нас здоровое отношение к чувству вины, мы не агонизируем, а используем его сигналы как подсказку для того, чтобы скорректировать свое поведение. Мучают угрызения совести из-за того, что не позвонили больной подруге? Вы просто набираете номер. Переживаете из-за излишних трат? Сокращаете расходы. Стыдно потому, что разделяли взгляды, ущемляющие чьи-либо права? Вы ищете способ внести свой вклад в изменение мира к лучшему. А если чувство вины вызвано тем, что находится за гранью ваших возможностей – например, вы работающая мама и при всем желании не успеваете каждый день сами забирать ребенка из школы, просто нажмите кнопку «стоп» и перестаньте себя пилить.

Между тем у естественного чувства вины существует и теневая сторона. Оно часто превращается в инструмент родительского или социального контроля. На эту тему есть анекдот. Сколько нужно еврейских мамочек, чтобы закрутить одну лампочку? Ни одной: «Не волнуйся, я посижу в темноте». Но не только матери (еврейские и прочие) манипулируют с помощью чувства вины. Так поступают наши супруги и любимые. Это свойственно религиозным и духовным группам, различным сообществам единомышленников. Это касается и последователей йоги. Вам никогда не становилось неуютно под жестким взглядом подружки-вегана, поймавшей вас за поеданием семги? В действительности злоупотребление чувством вины может довольно быстро привести к тому, что оно пустит «метастазы» и станет токсичным. Это происходит, когда мы излишне корим себя за что-то или кто-то использует наше чувство вины в качестве орудия контроля. Постепенно привкус виновности становится фоном нашего сущест­вования. Нас мучает подспудное ощущение собственной «неправильности», базовой неполноценности. Именно такое состояние я называю хроническим, или «метастазным», чувством вины.

Метастазы вины

«Метастазы» возникают, когда естественное чувство вины застаивается. Его симптомом является ноющее, всепроникающее и по большому счету ни с чем конкретно не связанное ощущение общей неблагополучности, как будто с нашей жизнью в целом что-то не так. С виной такого рода сложнее всего бороться, поскольку она возникает на базе прочно укоренившихся в нашем подсознании поведенческих и мировоззренческих отпечатков: самскар. Как искупить свою вину или простить себя, если мы уже и сами не знаем, в чем именно провинились? Или если нам кажется, что содеянного нами не исправить?

До определенной степени этот тип вины является нечаянным побочным эффектом иудейско-христианской культуры, осадком от доктрины первородного греха, согласно которой человек изначально наследует греховную природу от своих прародителей: Адама и Евы.

Классические йогические тексты, такие как «Бхагавад-гита» и «Йога-сутры», не имеют дела с понятием вины «вообще» или Вины с большой буквы, но в них много говорится о карме, неблагочестивых поступках, о том, как избежать последствий и очиститься от них. Несмотря на то, что токсичное чувство глобальной вины не обсуждается в традиционном перечне препятствий на йогическом пути, учения йоги могут помочь тем, в ком вина пустила корни. С этим состоянием необходимо работать не только для того, чтобы облегчить причиняемую им боль: дело в том, что накопленное чувство вины имеет тенденцию к возрастанию. Оно «цепляется» к любому, даже самому незначительному нашему проступку, вызывая новый поток самобичевания и ненависти к себе, несоизмеримый с тяжестью «преступления».

Как правило, хроническое чувство вины проявляется по двум сценариям. Во-первых, оно может просто дремать в нас, придавая гадкий привкус всему нашему сущест­вованию, и время от времени без видимой причины совершать набег на наше сознание, заставляя нас чувствовать себя плохими и неполноценными. Во-вторых, оно может быть спровоцировано внешними обстоятельствами – какой-то нашей оплошностью или чьим-то косым взглядом. Когда постоянно таскаешь на себе груз вины, чтобы выпустить демонов наружу, много не надо. В самых запущенных случаях человек непрестанно опасается сделать что-то такое, что продемонстрирует всем его никчемность. Таким образом, крайне важно научиться распознавать в себе «метастазы» чувства вины, чтобы они перестали программировать нашу жизнь изнутри.

Кто виноват?

Хроническое чувство вины часто уходит корнями в детские годы. Возможно, родители или учителя слишком заостряли внимание на ваших ошибках или вы получили строгое религиозное воспитание, в результате которого крепко усвоили урок о первородном грехе. Все это может привести к устойчивому, хотя и не имеющему под собой реальной основы, чувству вины.

Некоторые последователи доктрины реинкарнации считают, что хроническое чувство вины – это сохранившийся на тонком энергетическом уровне кармический осадок от действий, совершенных нами в предыдущих рождениях. В старинном тибетском тексте «Колесо Острых Кинжалов» перечисляются проступки, породившие некоторые наши сегодняшние проблемы, а также противоядия от них. Многие очистительные практики йоги, особенно ежедневное произнесение мантр и молитв, служение на благо других (карма-йога) и практика подношений, считаются эффективным лекарством от укоренившегося в нас чувства вины.

Но, конечно, хроническое чувство вины может возникнуть из-за болезненного багажа неисправленных ошибок в этой жизни. Когда мы периодически предаем собственные идеалы, время от времени обманываем любимых людей, забываем звонить родителям и даже просто ленимся заниматься спортом или йогой, недовольство собой постепенно нарастает. Кроме того, у тех, кто встал на путь духовного пробуждения, нередко развивается крайне щепетильное отношение к собственным проступкам. Чем старательнее мы придерживаемся новообретенных духовных принципов, тем труднее нам простить себе душевную черствость и другие проявления неподобающего поведения.

Если мы попробуем взглянуть на хроническое чувство вины «под микроскопом», то, вероятнее всего, не сможем напрямую соотнести его ни с одним из своих поступков и понять, в связи с чем, собственно, мы чувствуем себя виноватыми. Парадоксальным образом именно это и дает хронической вине такую власть над нами. Когда мы насквозь ею пропитаны, любой наш проступок тянет за собой весь «старый багаж», лишая нас возможности здраво оценить его тяжесть.

Бублик на дереве

Чувство вины может быть также социальным или политическим. Порой мы ощущаем себя виноватыми, когда читаем о гуманитарной катастрофе в Зимбабве или сравниваем собственную благополучную жизнь с бедственным положением других людей. Такой вид вины я называю «экзистенциальным». Он имеет под собой вполне реальную основу. Почему? Потому что в нашем мире в принципе невозможно существовать, не оказывая хотя бы минимального негативного воздействия на других. Слишком часто наличие определенных жизненных ресурсов у нас, даже если мы и нуждаемся в минимуме, означает, что они уже не достанутся другим.

Много лет назад одна красивая и обеспеченная женщина пожаловалась моей духовной наставнице, что ее неотступно преследуют чувство вины и депрессия. Наставница в ответ спросила: «А что сделала ты для Жизни? Ты хотя бы бублик на дереве оставила?»

Эта похожая на коан фраза врезалась мне в память не только потому, что «бублик на дереве» просто невозможно забыть. На самом деле в ней заключалась глубокая мудрость. Отчасти вина, которую испытывала та женщина, носила экзистенциальный характер, а такого рода страдания можно облегчить, только делая подношения Жизни, ничего не прося взамен. Большинство из нас живет в комфортных условиях, у нас есть блага, недоступные 95 процентам населения земного шара. Нетрудно понять, почему такие, как мы, время от времени ощущают бремя экзистенциальной вины.

Великие мудрецы риши – создатели вед, чья мудрость лежит в основе всех йогических традиций, учат, что у всех нас есть базовые обязательства – долг по отношению к предкам, земле, наставникам, Богу, всем тем, кто нам когда-либо помогал. Когда этот долг остается неоплаченным, мы страдаем от чув­ства экзистенциальной вины. Современное либеральное общество – с его культом индивидуализма, разрушенными семьями и потребительским подходом к духовности – буквально распахивает двери настежь перед экзистенциальной виной. Большинство из нас не обучены совершать некие элементарные, но важные жесты почитания Жизни во всей бесконечности ее взаимосвязей и проявлений. Я говорю не только об осознанном и бережном отношении к окружающей среде, но также о подходе «открытого сердца», который велит нам делить кров и стол, помогать нуждающимся, подкармливать бездомных животных, участвовать в волонтерских проектах, жертвовать часть наших доходов и заботиться о стариках.

Отдавая дань уважения Жизни и возвращая Вселенной наши долги, мы облегчаем бремя экзистенциальной вины. Именно это имела в виду моя наставница, когда задавала свой вопрос про «бублик на дереве». Дело обстоит сложнее, когда наша токсичная хроническая вина смешивается с экзистенциальной. Тогда нам начинает казаться, что мы несем персональную ответственность за боль всех и каждого. Моя подруга Эллен – тому наглядный пример. Она взрослела, наблюдая, как вечно раздраженная мать срывала свой гнев на ее сестре. Эллен глубоко сопереживала сестре, но спасти ее от нападок матери не могла.

Детский опыт фрустрации и беспомощности развился у нее в так называемый «комплекс вины уцелевшего», когда у человека, не по­страдавшего в обстоятельствах, причинивших ущерб другим, возникает чувство гиперответственности. Он пытается помочь всем. Эллен плакались в жилетку все, кто ее знал; она раздавала деньги направо и налево, и при этом ее сердце разрывалось на части из-за того, что она не может спасти всех. Эллен предстояло усвоить разницу между истинным состраданием и бессмысленным самопожертвованием. Для начала она должна была научиться при возникновении чувства вины каждый раз задавать себе вопрос, связана ли ее боль с неспособностью помочь в настоящий момент, или ее преследуют тени из прошлого. Когда она разобралась с этим, ее побуждения освободились от примеси хронической вины, а работа на благо других стала намного эффективнее.

Радикальное решение

В традиции йоги существует много методик, направленных на исцеление от чувства вины, но самая радикальная и сильнодействующая из них – это принципиальное признание нами собственной божественной и изначально чистой при­роды.

В тантрической традиции принято видеть за всем многообразием жизненных форм и явлений их божественную сущность. Когда вы выбираете духовный путь, который указывает вам на ваше изначальное совершенство, превосходящее все ваши недостатки, отношение к чувству вины коренным образом меняется.

Мой учитель Свами Муктананда любил рассказывать одну притчу. «Неподалеку от большого города находились два монастыря. В первом людей считали грешниками, практиковали умерщвление плоти, жесткую аскезу и покаяние. Во втором – верили в изначальную добродетельность человеческой природы и учили слушать голос своего сердца. Как-то раз из обоих монастырей сбежало по послушнику, уставшему от монастырского быта. Каждый из юношей направился в ближайший кабак, напился и вступил в связь с распутной женщиной. Проснувшись на следующее утро, послушник из первого монастыря в ужасе схватился за голову: «Что я наделал! Я конченый грешник и буду навечно проклят!» Он был так подавлен и напуган, что не решился вернуться в монастырь, а вместо этого примкнул к уличной шайке. Второй юноша, проснулся с тяжелой головой, но не стал падать духом. «Вряд ли мне захочется повторить это в ближайшее время», – сказал он себе и отправился в свой монастарь. Там он получил нагоняй за ночную прогулку и продолжил привычную жизнь».

Свами Муктананда говорит: «Если верить в то, что ты грешник, то одна, даже самая маленькая промашка может заставить покатиться по наклонной плоскости саморазрушения. Но если ты знаешь, что твоя природа изначально чиста и божественна, нетрудно простить себе ошибку или проступок и изменить свое поведение. Настоящий ключ к решению проблемы чувства вины – это осознание света божественной любви, озаряющей наши сердца».


Фото: istockphoto.com

Читайте также