Чем нам может помочь психотерапия?
Психотерапия – популярное слово, настоящий смысл которого понятен далеко не всем. Что она может дать человеку, который ищет свое место в мире?
Никто не знает, что побудило наших предков однажды отвлечься от такого занятного и непонятного внешнего мира и задуматься о себе. Если следовать дарвиновской теории, то тому могла быть только одна причина – в какой-то момент мир внутренний оказался гораздо более перспективным (в смысле возможных приобретений) или более опасным (в смысле разрушительных последствий), чем мир внешний.
Мы можем находить этому явлению самые разные названия: духовная практика, философия, религия, психотерапия – суть от этого не меняется. У многих людей рано или поздно наступает момент, когда собственный внутренний мир становится самым важным в нашей жизни. И мы уходим во внутреннюю эмиграцию, потому что чувствуем, что только там можем найти так необходимые нам ответы.
Человек разумный
Говорят, что Бог наказал человека, дав ему осознание собственной смертности. Наказание это или знак отличия, но мы действительно обладаем способностью, которую принято называть рефлексией. А раз есть способность, значит, она для чего-то нужна, иначе давно бы превратилась в рудимент, подобно хвосту. Именно рефлексия лежит в основе всех духовных, религиозных и психотерапевтических практик.
Давайте попробуем разобраться, зачем человечество так бережно хранит и так последовательно развивает то, что способствует осмыслению человеком самого себя. Предлагаю задуматься: в чем главная сила человека? Что позволяет нам не только выживать как виду, но и столь успешно конкурировать со всеми остальными обитателями планеты? Принято считать, что это разум. Однако если мы посмотрим вокруг, то увидим достаточное количество примеров, когда разум не очень-то помогает быть счастливым или успешным (взять хотя бы поговорку «хорошая голова, жаль, дураку досталась»).
Попробуйте вспомнить всех известных вам людей, которые производят впечатление счастливых, реализовавшихся и довольных жизнью. И проанализируйте, что их объединяет. Держу пари, что не величина IQ! Наверняка ответ у всех получится примерно одинаковый – сила человека в его характере, в знании себя и своих возможностей, в гармонии с собой и миром. А интеллект – только инструмент в руках мастера. На мой взгляд, это самое убедительное объяснение тому, что испокон веков и до наших дней люди находили время, место и способ не потерять контакт с собой, навести порядок в мыслях и достичь покоя в душе.
В качестве одного из таких способов примерно 70 лет назад и была придумана психотерапия. Поскольку в рамках человеческой цивилизации явление это не просто молодое, а совсем юное, представление о нем у большинства из нас тоже достаточно расплывчатое и романтичное. Слово «психотерапия» до сих пор окутано легкой вуалью загадочности. И за ней каждому видится свое. Одному – чудесная панацея от бед, другому – пугающая перспектива стать зомби, третьему – очередная модная игрушка.
От других практик психотерапия отличается тем, что путь к себе и к своей сущности человек совершает не один, а в компании терапевта. В этом есть некоторый парадокс, так как все известные на момент ее появления способы познания себя предполагали обращение внутрь, уединение. И, как ни странно, именно западная культура, известная своим индивидуализмом, изобрела профессию, которая призвана сопровождать человека в сугубо личном поиске своего пути и счастья.
Объяснить это просто. Человек – существо социальное, и это еще одно принципиальное его отличие от всего остального живого мира нашей планеты. Только у людей так долго длится период полной зависимости детей от взрослых. Любой детеныш, кроме человеческого, почти сразу после рождения способен следовать за матерью. Только человеку для формирования специфических способностей необходимо сообщество себе подобных, это доказывают немногочисленные, но убедительные примеры детей-маугли. Так что людьми нас делают именно и только другие люди. Как это ни ранит нашу индивидуалистическую гордость, но «стать самим собой» без содействия других просто невозможно.
И психотерапия – как раз тот участок пути, когда в поисках самого себя нужно пойти к кому-то другому. Она занята жизненно важными проблемами, без решения которых часто невозможно существовать дальше: помогает восстанавливать контакт с самим собой, осознавать чувства и желания, воспитывает культуру принятия мира и умение преодолевать препятствия. Именно за этим люди чаще всего приходят к психотерапевтам.
Анатомия души
Кто же те люди, которых называют «целителями душ»? Что в их силах, а что – нет? Для начала уточним понятия. Сама наука психология отделилась от философии и физиологии и приобрела самостоятельный статус примерно 130 лет назад. Однако слово «психика» пришло к нам из древнего мира.
В современном понимании психика (от греч. psychikos – душевный) – форма активного отражения человеком объективного мира в процессе их взаимодействия. То есть это наша внутренняя реакция на внешнюю среду. Эмоции, мысли, память, восприятие, знания о мире, о людях и о себе, мечты и воспоминания, опыт и отношения. То, что называют душой и интеллектом. Психика возникла в ходе эволюции как высшая форма адаптации, позволяющая человеку максимально быстро и гибко реагировать на изменения окружающей среды.
Интересен перевод слова «терапия» (от греч. therapeia). Принято считать, что это лечение, однако у него есть и второе значение, практически забытое, – уход, забота. Так что слово «психотерапия» может быть переведено как «лечение души» или «уход за душой» («забота о душе»). И это правда. Зарождалась психотерапия как медицинский инструмент и нацелена была именно на лечение душевных нарушений. А в современном обществе все более востребованы становятся ресурсы психотерапии как заботы о душе.
Важно не путать психотерапию с психиатрией. Есть несколько профессий, которые напрямую связаны с психикой человека. Это психиатр, психолог, невропатолог и психоневролог. Психиатр, невропатолог и психоневролог – врачи. Они имеют базовое медицинское образование, работают в медицинских учреждениях и могут назначать лекарственные препараты. Врачи выявляют и лечат те нарушения, которые имеют эндогенное (органическое, физиологическое) происхождение.
У психолога базовое психологическое образование, он может работать в любой сфере деятельности, связанной с людьми. В его силах определить индивидуальные особенности человека, как врожденные, так и приобретенные, помочь развить определенные черты характера и поведения, а также интеллектуальные способности. Еще психолог может определить причину эмоциональных трудностей и предложить способы их преодоления. Его инструменты – диагностические тесты и различные тренинги.
И врач, и психолог могут иметь дополнительную психотерапевтическую подготовку (она дополняет базовое образование и занимает не менее трех лет). Такой специалист может заниматься психотерапией, то есть коррекцией психологических нарушений, которые возникли вследствие неблагоприятных внешних факторов.
Тренинг сообщает новые способы, которые человек еще не знает или не умеет применять, и создает специальное пространство, в котором он может их исследовать, попробовать и «примерить на себя». Но тренинг не решает вопросов «борьбы с собой», он не работает с внутренними препятствиями и переживаниями, которые мешают человеку. Например, у девушки трудности в общении с противоположном полом. Они вполне могут происходить от неопытности (например, из-за строгого воспитания), и тогда тренинг может оказаться очень эффективным. Но если при этом у девушки есть твердая подспудная уверенность (обычно неосознаваемая), что от мужчин не стоит ждать добра, никакой тренинг не избавит от обособленности и замкнутости. Нужна психотерапия, чтобы убрать внутренние тормоза, мешающие полноценной жизни.
То есть психотерапевт необходим, когда сложности вызваны чувствами, которые «лежат под сукном». Дело в том, что психика устроена очень хитро. Она не может просто выкинуть то, что с ней уже произошло. Что случилось – то случилось, отменить невозможно. Поэтому она стремится все это переработать в какой-то полезный продукт – в опыт, знания, созидание. В воспоминания, общение и отношения, в решения, идеи, творчество и мечты. И если она не может с чем-то справиться сейчас, то откладывает это «до лучших времен». «Я подумаю об этом завтра», – говорит Скарлетт в «Унесенных ветром». Разница в том, что девушка принимает это решение сознательно, а психика проделывает такую штуку незаметно для челове-ка в тот момент, когда переживания оказываются запредельными и она не может с ними справиться. Срабатывает предохранитель.
А если таких отложенных «на завтра» дел накапливается много? Утром вставать не захочется! Психотерапия – способ сделать так, чтобы “завтра” все же наступило, и психотерапевт – помощник в разгребании этого внутреннего хламного угла. Задача психотерапии – помочь превратить мерзкое «завтра» в трудное «вчера» и научить человека так обращаться со своей жизнью, чтобы трудно разбираемых завалов просто не образовывалось. Как известно, гораздо легче каждый день поддерживать в квартире умеренный порядок, чем проводить авральные субботники в поисках заколки, которую «только что сюда положила».
Не оставайся один
Почему помощником должен быть именно психотерапевт? Во-первых, он знает некоторые закономерности самого процесса «вытаскивания из-под сукна» и представляет себе, с какими сложностями мы можем столкнуться после освобождения. Все чувства и желания, что копились, часто оказываются для человека незнакомцами, с которыми непонятно как обращаться. Если их просто выпустить на свободу, они могут много бед натворить. Они так долго сидели взаперти, что даже если были изначально весьма миролюбивы, то уже «озверели». А наша задача – не дать им порезвиться с непредсказуемыми последствиями, а приручить, определить себе на службу. Во-вторых, психотерапевт может поддержать человека в трудные моменты жизни. Ведь вытесняются те переживания, которые когда-то оказались невыносимы или опасны. Чтобы поверить, что невыносимы и опасны они были лишь тогда, нужно снова подойти к этому барьеру страха и боли, у которого когда-то остановились. И пройти за него, открывая мир, лежащий за ним. Анестезия здесь невозможна, потому что прожить свою жизнь человек может только сам. Но «сам» не значит «один». Когда главным врагом человека становится он сам, очень трудно быть одновременно еще и своим спасителем. Обычно люди очень хорошо чувствуют, что подспудно занимаются «самовредительством».
Есть несколько очень простых признаков:
- мы ходим по кругу, который нам не нравится, но выйти не можем;
- мы очень хорошо понимаем, что нам нужно делать, и принимаем взвешенные решения, но в нужный момент делаем все наоборот, а потом полны недоумения и негодования;
- мы в очередной раз наступаем на одни и те же грабли, и закрадывается мысль: «А может быть, я ношу их с собой?»;
- наконец, нам просто плохо: тревожно, бессмысленно, тяжело. И житейские помощники – друзья, книги, медитации, путешествия, шопинг – не справляются.
Например, молодая красивая девушка – назовем ее Еленой – не может вступать в близкие отношения с мужчинами. Она этого хочет, мужчины этого хотят тем более. Ее немногочисленные влюбленности взаимны, ее романы ярки, драматичны, наполнены чувствами и мечтами, но обязательно случаются какие-то непреодолимые преграды, мешающие влюбленным стать близкими как душой, так и телом. Девушка в отчаянии, потому что чувствует, что упускает что-то важное в жизни, и совершенно не представляет, что нужно сделать, чтобы это изменить.
Чем в этом случае ей может помочь психотерапия? На самом деле процесс очень простой, состоит из трех этапов и описан во многих сказках. Только здесь весь сказочный мир помещается в одном человеке. Итак, сначала нужно найти избушку Бабы-Яги и вызнать у нее про злодеев, заколдовавших героиню. Потом, заполучив имена, пароли и явки, отправиться на поиски и сразиться с врагом. А потом зажить счастливо до следующей сожженной шкурки. В психотерапии это называется «проработать проблему».
Чем сердце успокоится
Как это выглядит на практике? В этой истории и мне, как психотерапевту, и Елене, как здравомыслящему человеку, очевидно, что причина где-то в ней. Только я знаю немного больше – что портят ей жизнь какие-то переживания, о которых она давно и хорошо забыла. Вот мы и отправляемся на поиски. В нашем случае мы нашли сначала одного врага. Это внезапные и долгие разлуки с близкими и значимыми людьми в детстве, к которым девочка не могла подготовиться и которые не смогла пережить тогда. То есть люди, составлявшие смысл ее жизни и обеспечивавшие ее безопасность, внезапно исчезали. Не на день, а на год. Потом появлялись. Потом снова исчезали. Некоторые навсегда. И так несколько раз. Можете представить себе, как при этом могла себя чувствовать девочка в два года, пять, семь лет? Девочка эмоциональная и теплая по натуре, любившая исчезающих родных и любимая ими. Эти переживания для нее были, что называется, «слишком». Они и во взрослом-то возрасте не сахар.
Что можно сделать с таким врагом? Только пережить – и боль, и страх, и брошенность, и злость. А когда все выплакано и высказано, то уже легко и понять, и простить и уезжающих родителей, и умерших бабушку с дедушкой.
Потом мы нашли второго врага. Им оказалось навязчивое внимание молодых людей в подростковом возрасте: девочка не умела защититься от него сама и не могла попросить защиты у взрослых. Здесь тактика была другой. Мы изыскали все возможные способы борьбы и защиты, как внешние, так и внутренние. По пути, конечно, преодолевая барьеры типа «обижать других людей нельзя», «девочка должна быть милой».
После всего этого мы поговорили о том, как противна эта жизнь и как жаль, что нас выгнали из Эдема. Вся работа потребовала 15 встреч.
Если анализировать эту деятельность с научной точки зрения, то очевидно, что из травмирующих ситуаций были извлечены уроки следующего свойства: любимые всегда уходят, а мужчины неуправляемы и опасны. И как только отношения приближались к угрожающей фазе сближения, да еще с мужчиной, срабатывало подсознательное предупреждение: там опасно, больно, плохо, не ходи туда. Девушка и не ходила. А после проработки этих ситуаций «допуск» был получен. Возможно, предупреждение сменилось на разрешение: там может быть опасно, больно и плохо – но ты с этим справишься, а ведь, кроме того, там может быть хорошо, тепло и счастливо – и ты можешь этот подарок принять. Там может быть по-всякому, и если ты хочешь, то можешь рискнуть.
Мы не знаем, в каких именно отношениях находятся бытие и сознание, но они точно тесно взаимосвязаны. Поэтому изменения в бытии ведут к неизбежным изменениям в сознании. И наоборот. Самым наглядным эффектом психотерапии являются реальные изменения в жизни клиентов. Отношения, которые не удавалось построить до сих пор. Дети, которые никак не рождались у совершенно здоровых супругов. Любимая работа, которую никак не удавалось найти или построить.
Мы не вторгаемся в то, что составляет суть человека, его индивидуальную неповторимость (да это и невозможно – даже под гипнозом люди не делают то, что противоречит их системе ценностей). Мы помогаем человеку выйти на ту дорогу, которая ему предназначена, и прожить ту жизнь, которой предназначен он.
Фото: philosophiemama/instagram.com