Убираем 5 ядов: ревность, злость, обида, претензия, страх.
Дхарма Сумиран — реализованный мастер традиции Адвайта. Сумиран является автором нескольких книг, основанных на записях его сатсангов — бесед с людьми, ищущими Истину и Свободу в Настоящем. С Сумираном побеседовала АЛЁНА АНТОНОВА.
— Что ты бы сейчас рекомендовал начинающим йогам и людям, которые задумываются о том, чтобы начать работу с собой и заняться духовным развитием?
- Важно найти наставника, потому что начинающий самостоятельно правильно практиковать не может. Не важно, что это: йога, психология или медитация. И уже под руководством наставника начинать учиться практике. Самому это сделать по книгам практически невозможно. Международная Конференция Йога Журнала — одна из площадок, где можно узнать методы и преподавателей.
— Ахимса для тебя это что? Насколько и как она применима в повседневной жизни?
- Ахимсу я бы тоже разделил на несколько уровней понимания. Ахимса переводится как ненасилие. В высшем аспекте самое главное причинение вреда себе — это невежество. Отсюда происходят страдания и психологические конфликты. И если человек живёт бессознательно, то он действует разрушительно прежде всего по отношению к себе. Стало быть высшая форма ахимсы — это осознанность. Второй уровень — психологический: способность принимать себя, не осуждать себя. Нужно освобождаться от чувства вины, претензий, очистить психологическое пространство от негативных эмоций, которые на Востоке называют ядами. Пять ядов: ревность, злость, обида, претензия, страх. И медитация работает как психотерапия. Это тоже ахимса по отношению к себе. Освободить свою систему от ядов, психологических токсинов — это очень важно. После этого человек может жить этично и экологично и проявлять следующий вид ахимсы по отношению к живым существам, которые его окружают.
— Ты — частый гость всех значимых йога-мероприятий. Как на твой взгляд, меняется йога-мир?
- Нельзя сказать за всех, кто практикует. Но многие из тех, кто занимается йогой или медитацией, сегодня предпочитают соединять работу с телом, психотерапию и медитацию. Практикующие начинают понимать, что к человеку надо подходить целостно. Что неправильно заниматься только телом, только психологией, только медитацией. Это не даёт нужный эффект. Больше людей перестают противопоставлять бизнес, мирскую жизнь и практики. Приходит понимание, как можно объединить мирское и духовное. Я за интегральный подход. Например, можно выбрать такой вариант: йога, ушу, психология и медитация.
— На Конференции ты проведешь сатсанг. Расскажи, пожалуйста, подробнее, о нем.
- Там будет две части. Первая, полчаса — медитация — присутствие в тишине под музыку, под мантру. Эта часть даёт синхронизацию на невербальном уровне. Она важна. Здесь происходит передача состояния, общей энергии. Этот процесс на Востоке всегда использовался. Мастера не разговаривали, а состоянием и тишиной передавали Учение. Вторая часть встречи — это диалог. Ответы на вопросы, которые связаны с практикой и внешними ситуациями, с духовным развитием. Я не буду читать какую-то лекцию по заданной теме, а постараюсь ответить на вопросы, которые актуальны в данный момент для участников встречи. Сатсанг- это не совсем интеллектуальный процесс, а многомерное явление, где объединяются медитация, информация и энергия. Всё это создаёт поле сатсанга.