Тао Пошон-Линч — самый пожилой преподаватель йоги в мире
Моя жизнь с самого начала была необычной — я родилась практически в море, на корабле, который должен был отплывать из Индии в Канаду. Моя мать родом из Индии, а папа — француз. Мама умерла во время родов, а папа не знал, что делать с новорожденной девочкой, поэтому он отплыл в Канаду, а меня вырастил мой дядя в Индии.
Впервые я увидела, как практикуют йогу, когда мне было лет 8, — группа детей занималась прямо на улице. Я к ним присоединилась, хотя и была в этой компании единственной девчонкой. Моя тетя была категорически против, она считала, что йога — это неприличное занятие для настоящей леди. Мы прожили в Индии до 1939 года, а потом я отправилась во Францию. И тут началась война и оккупация. У моей тети были виноградники, и она скрывала людей от фашистов — прятала их в огромных винных бочках. Я ей помогала. Однако я очень выделялась — например, всегда носила сари. Тетя боялась за мою безопасность и отправила меня в Англию. У меня было мало денег, и те скоро закончились, а я ничего не умела делать и не представляла себе, как заработать на жизнь. И вот как-то я шла по улице. У меня в кармане была одна шоколадка — и все, больше ничего. Вдруг ко мне подошла женщина, которая, как выяснилось, видела, как я танцевала в Калькутте, — я обожала танцевать. Она пригласила меня на чай и помогла найти работу танцовщицы в Лондоне. А так как я вообще не боялась бомбежек, то меня приглашали выступать повсюду, и уже месяца через три меня знали все. Я вообще ничего не боялась и выступала во всех ночных клубах города. Так случай круто изменил мою жизнь — надо сказать, что такое со мной происходило постоянно!
Потом я стала сниматься в Англии в кино и играть в театре (правда, у меня были проблемы с английским языком — в Индии я говорила по-французски). После войны я поехала во Францию и там работала моделью и актрисой. Однажды мне предложили отправиться в Америку участвовать в показах – так я очутилась в Штатах. В конце концов я оказалась в Калифорнии, где у меня были знакомые, и со мной даже заключила контракт киностудия Metro-Goldwyn-Mayer. И это при том, что я все еще плохо говорила по-английски и большую часть времени носила сари, меня вообще считали очень странной!
На тот момент я уже интересовалась йогой и многое о ней знала. Я уже успела поучиться у Б.К.С. Айенгара, но сама еще не преподавала. Но тут на съемках моя коллега, актриса Лесли Карон, повредила себе ногу, а я взяла бутылку из-под кока-колы и помогла «раскатать» ступню, и ей стало легче. А потом я немного позанималась с ней разными упражнениями йоги. С этого все и началось — многие актеры и актрисы стали подходить и просили меня им преподавать. И я просто стала показывать то, что умела сама. На это меня также сподвигла Индра Дэви —мы с ней были знакомы, она неплохо знала моего дядю, который жил в Пондичерри. Потом мы с ней встретились в Голливуде, и она меня спросила, почему я не преподаю. Я ответила, что недостаточно знаю о йоге, но она буквально заставила меня начать преподавательскую деятельность.
Когда я вышла замуж, мы с мужем жили в Нью-Йорке. У него было двое детей от прежнего брака, их мама была алкоголичкой. Мужу было трудно воспитывать детей и удавалось совладать с ситуацией просто потому, что он женился на мне. Думаю, во многом благодаря йоге, которой я его обучала. И вот теперь у меня было двое детей — за всю жизнь я не видела, чтобы дети себя так ужасающе вели. Они были наглыми и грубыми, но мне нужно было заботиться о них. Однажды дочь попросила, чтобы я отвела ее на занятие по йоге, и я сама пошла с ней. А преподаватель, в свою очередь, попросила преподавать меня. И я два года вела там занятия бесплатно. Моего мужа очень раздражало, что я не беру за это деньги! Но мне казалось, что именно так правильнее всего. А потом я узнала, что кто-то, кого я учила катать стопы на бутылках, придумал какой-то навороченный роликовый массажер и продавал его! Мое отношение к йоге и деньгам изменилось. И вот однажды один бизнесмен, у которого был большой спортивный клуб, купил еще и йога-центр, в котором я преподавала. Мои занятия его потрясли, и он стал мне платить — 15 долларов за четыре занятия в неделю. Уже намного позже, в 1982 году, я основала в Нью-Йорке Институт йоги — Westchester Institute of Yoga.
Меня никогда не смущал мой возраст — я даже не понимала, о чем говорят! Когда мне было 87 лет, я решила заняться бальными танцами — через месяц после операции на бедре. Сейчас у меня целая уйма медалей и наград за первые места, а моим партнерам по танцам по 25 лет. Я всегда ярко крашу губы и ногти и никогда не снимаю высокие каблуки. Несколько лет назад я отправилась в Перу — мы забирались на гору Мачу-Пикчу, и даже на нее я лезла на высоченных каблуках — никто не мог понять, как я все же добралась! Впервые я задумалась о возрасте в 1989 году, когда мне был 71 год. Я тогда попала в больницу — повредила ногу. Медсестра стала уговаривать меня принять лекарство, а я завернула ногу за шею и сказала ей, что приму лекарство при условии, что она тоже примет такую позу. Она была в шоке, испугалась и убежала!
Сегодня мой стаж в йоге насчитывает более 70 лет. Однако я не могу сказать, что именно йога сформировала меня как личность. Еще до начала занятий йогой я всегда была оптимистичной, не могла сидеть на месте и никогда ничего не боялась. Йога мне этого не дала, однако она помогла мне понять, почему я такая, почему я не такая, как все, почему я нахожусь здесь, на Земле.
С детства мне хотелось знать ответы на эти вопросы. Я не хочу молиться на пустоту. Я верю, что Бог есть, знаю, что он внутри меня. И я считаю, что если я это ощущаю, то могу помочь и другим людям это почувствовать. Нужно верить в то, что нет ограничений. Я специально отрастила себе ногти, чтобы они были длиннее подушечек пальцев, и когда делаю позу Воина, смотрю на пальцы и помню, что нужно вытягиваться за свои пределы, тянуться, тянуться... И вся эта сила у нас внутри — нам нужно просто открыть для нее дверь. Все, что вы себе представляете в уме, материализуется. Когда я просыпаюсь утром, знаю, что это будет самый лучший день моей жизни. И никогда не думаю о том, чего я не могу сделать. Убедитесь, что первым делом утром у вас в голове рождаются позитивные мысли. И никогда ничего не откладывайте «на потом»!