Судьба на выбор

Известный американский врач с замечательной фамилией Свóбода в свое время стал первым в мире западным человеком, который закончил в Индии колледж аюрведы при Университете города Пуна и получил официальную лицензию на практику. Сегодня Роберт Свобода путешествует по миру с лекциями и консультациями по аюрведе, ведической астрологии (джйотиш) и тантре. Он автор бестселлеров, переведенных на все европейские языки мира: «Величие Сатурна», «Пракрити: ваша аюрведическая конституция», «Аюрведа: жизнь, здоровье, долголетие» и трилогии «Агхора».

Robert-Svoboda.png

Yoga Journal: Как у вас возник интерес к астрологии?
Роберт Свобода: Я учился в Индии, в колледже аюрведы, и у меня был духовный учитель, который знал аюрведу, танцы, музыку и астрологию. Он научил меня вещам, о которых я никогда бы не узнал, если бы только учился в колледже. Единственным видом астрологии, с которым я тогда сталкивался, были прогнозы в газетах, и они не очень впечатляли. Но благодаря учителю я обнаружил, что индийская астрология — это инструмент, при помощи которого можно делать много всего интересного и полезного.

YJ: В каком смысле астрология показалась вам полезной?
Роберт: Я понял, что в джйотиш заложены знания о поведенческих моделях человека. При помощи астрологии мы начинаем лучше понимать личность человека. Этим на самом деле и занимается и аюрведа.

YJ: Однако на Западе мы привыкли считать, что аюрведа скорее наука о здоровье, а не дисциплина, связанная с поведенческими моделями.
Роберт: Жаль, но это так. В современном мире мы отделяем физическое здоровье от ментального, а ментальное — от духовного. И поэтому сегодня слово «медицина» вызывает у нас ассоциации только с физическим телом. Аюрведа всегда занималась и телом, и умом, и духом как единым целым. Было принято считать, что главное — сначала посмотреть на человека с разных сторон и только потом только решить, лечить ли его физическими, ментальными или духовными методами. Именно этот аспект играет важнейшую роль в изучении поведенческих моделей человека и в джйотиш. Вы можете дать человеку самые лучшие рекомендации, но если он им не последует, в чем смысл? А если вы будете больше знать о человеке — кто он, почему он так себя ведет, то будете знать и то, как мотивировать его изменить свое поведение.

YJ: В чем разница между западной и ведической астрологией?
Роберт: Разница между двумя видами астрологии похожа на разницу между двумя языками. Например, между русским и английским — они оба хороши, их давно используют для описания многих вещей в физическом мире, на них написаны прекрасные романы. Они описывают одну и ту же реальность, но делают это по-разному. Однако вы не поймете описания, если не знаете одного из языков. Точность зависит и от самого описания, и от того, кто его интерпретирует.

YJ: Интерпретация одного и того же гороскопа у разных астрологов будет разной. Почему?
Роберт: Если слишком часто задавать один и тот же вопрос, то можно получить слишком много ответов и запутаться. Найдите одного, «своего» астролога — того, которому доверяете. И не стоит за один раз задавать слишком много вопросов — лучше задать всего один. И этот ответ предоставит вдохновение, нужное для понимания других важных вещей.

YJ: Можно ли что-то изменить в гороскопе, например, предотвратить какое-то событие?
Роберт: Самое важное — убедиться в том, что вы знаете, до какой степени это «что-то» можно изменить. А затем нужно применить то, что называют астрологическим лекарством: повторение мантр, голодание раз в неделю или организация благотворительных обедов. Такие действия могут иметь позитивный практический исход. Однако изменения не всегда возможны, и порой нам приходится говорить людям: «Извините, но лучшее, что вы можете сейчас делать, — сохранять спокойствие и повторять имя Бога».

YJ: Какова роль свободы воли в нашей жизни?
Роберт: Природа кармы такова, что человек постоянно задействует свободу воли. Однако, совершив какое-то действие, он уже больше не обладает в отношении этого действия свободой воли в полном объеме. Например, я веду машину по трассе и решаю, что хочу увеличить скорость, после чего делаю это. А на дорогу выбежал человек, и я должен действовать быстро, чтобы избежать аварии. Если я уже сильно увеличил скорость, увеличив тем самым и тормозной путь, то аварии не избежать. Однако первое решение может быть иным. Если я решу не ускоряться, то тормозной путь сократится и аварии не случится. То есть если я использую всю свою свободу воли вначале, у меня будет ее меньше потом. А если не использую ее вначале, то появится возможность воспользоваться ею позже.

YJ: Вы хотите сказать, что свобода воли возможна лишь до определенной степени?
Роберт: В большинстве случаев можно что-то изменить. Возможно, вам не удастся полностью избавиться от проблемы, однако вы сможете сделать ее менее болезненной. Как говорил мой учитель: «Предположим, ваша судьба, чтобы на голову упал камень. И этого нельзя избежать. Однако есть большая разница — весит ли камень одну тонну, один килограмм или один грамм. И эта разница определит, останется ли голова целой».

YJ: Существует ли аналог эры Водолея в ведическом календаре?
Роберт: Индийцы действительно рассматривают этот вопрос немного иначе. Они опираются на жизненные циклы под названием «юги». Сейчас мы находимся в периоде Кали-юга — это трудные времена. Длинный цикл, однако, разбит на более мелкие периоды. В Индии считают, что мы находимся не просто в Кали-йоге, а в необычайно темном ее периоде и что именно сейчас мы начинаем медленно двигаться в сторону светлых времен. Это нечто, похожее на эру Водолея, хотя не совсем то же.

YJ: Когда начинается эра Водолея?
Роберт: С точки зрения ведической астрологии, она начнется где-то через 420 лет. Однако это весьма относительно, учитывая, что одна эра длится более двух тысяч лет и что были разногласия относительно того, когда начинались предыдущие эры. Ответ на этот вопрос часто зависит от личной интерпретации астролога.

YJ: Еще один аспект астрологии, вызывающий у многих беспокойство, — это транзит Сатурна, Саде-сати. Принято считать, что этот 7-летний период приносит одни несчастья, а влияние Сатурна на гороскоп человека негативно. Скажите, пожалуйста, несколько слов о роли Сатурна в нашей жизни.
Роберт: Сатурн воплощает в жизни то, чего вы хотели бы избежать, но не можете. Нельзя избежать болезни — все мы болеем, хотя бы изредка. Нельзя избежать старения и смерти. Этим заведует Сатурн — он вынуждает вас пережить подобный трансформирующий опыт. Сатурну нужно, чтобы вы поняли, что с определенными аспектами жизни нужно разбираться независимо от того, нравятся вам они или нет. И если вы разберетесь с ними спокойно и дисциплинированно, то получите хороший результат. Вполне может быть, что болезненными событиями для вас станут даже те, которые на первый взгляд кажутся очень радостными. Лучше научиться приветствовать Сатурн. Это означает, что вы приветствуете реальность — ту самую, с которой не всегда легко иметь дело, но от этого никуда не деться. Когда вы просто признаете и приветствуете этот факт, то cразу становится легче пережить то, что выпало на долю.

YJ: Почему сегодня повышен интерес к астрологии — даже к той ее версии, которая публикуется в газетах и журналах?
Роберт: Думаю, в основном это связано с тем, что ситуация в мире нестабильна и люди не уверены в завтрашнем дне. Многое из того, что происходит, никогда не происходило до этого. У нас раньше не было возможности так быстро общаться, делиться информацией, стремительно ее накапливать. И жизнь продолжает ускоряться. Появляется ощущение, словно бы ты проезжаешь аварию, к тому же машина перед тобой начинает дымить, и ты не знаешь, за что хвататься. Думаю, поэтому люди уделяют так много внимания астрологам, шаманам и подобным людям, так как те советчики, к которым люди привыкли обращаться (друзья, психологи, священники, семья, а также книги, газеты), не дают вразумительный ответ.

Роберт Свобода прочтет лекции на Фестивале аюрведы, который пройдет в Москве 6 – 8 сентября 2013 года.
Подробности на сайте:www.ayurvedafest.ru.

Читайте также