Первый ученик

Первый ученик

Знание
|  01 августа 2012

01-506.jpg

В начале было Слово
Ричарда Фримана называют самым философским учителем йоги в Америке. Преданный ученик Б. К.С. Айенгара, а затем — Ш.К. Паттабхи Джойса, Фриман совмещает в своей практике огромный опыт, полученный в разных школах и философских традициях, сохраняя глубину и многослойность каждого учения.
Ричард Фриман практикует йогу на протяжении 44 лет, и его путь отражает этапы становления индийской традиции на Западе. Все началось с книг. В 13 лет Ричард прочитал несколько работ Генри Торо и Ральфа Эмерсона. Трансцендентализм, о котором американские философы заговорили за сто лет до его рождения, пришелся подростку по душе. Уход от материального мира, концентрация на духовном пути, постижение макрокосма через микрокосм — все казалось не только захватывающе интересным, но и очень практичным, применимым. Философия обещала объяснить, как устроен мир, что в нем человек и как распорядиться своей жизнью. Вскоре Фриман начал читать не только западных, но и восточных философов. Тогда же ему попались и первые переводы Упанишад и Бхагавадгиты. Индийские учения в то время еще только набирали популярность среди американских тинейджеров, и найти информацию было непросто.

YJI_209-4.jpg

В поисках Ричард заинтересовался йогой в 18 лет, когда пошел в колледж. Хотелось не только испытать те трансформирующие ощущения, о которых он читал, но и связать работу сознания с телесной практикой. Во всем Чикаго Фриман не смог найти преподавателя йоги, и тогда его первым наставником стал учитель буддизма. Настоящего обучения толком и не было — Фриман был предоставлен сам себе. Он пробовал заниматься медитацией и изучал литературу по буддизму.

«Практика подобна зеркалу. Мы каждое утро подходим к зеркалу, чтобы привести себя в порядок, и практика – словно зеркало того, что у тебя в сердце и в уме. Если ты способен практиковать из внутреннего пространства, каждая практика будет для тебя новой. Потому что ты подходишь к ней как к объекту медитации, а не используешь ее в качестве средства достижения чего-либо».

Этот опыт Ричард Фриман вспоминает с благодарностью: спустя 40 лет он по-преж­нему обращается к нему в своей практике. По его мнению, введение буддийской техники медитации в индуистскую йогу помогает возродить истинную индийскую философию. Фриман придерживается теории, согласно которой буддизм является прямым продолжением индуизма, упрощенным для «экспорта» в Китай, Японию и другие соседние страны. Возможно, именно так индуизм смог стать доступным для каждого, независимо от религиозных взглядов. Ричард считает, что техники, которыми обладают буддисты, очень наглядны и по-настоящему помогают: «И если человеку действительно хочется достичь глубокой и прочной медитации, то никто не научит его этому лучше буддийского учителя или кого-то, кто был под влиянием индуистских учителей, но прошел также через возрождающее понимание буддийской традиции».

Азиатский след
Вскоре после вручения диплома Ричард Фриман уехал в Азию. Он решил, что книг уже достаточно и пора прикоснуться к первоисточникам. В странствиях по азиатским странам он провел почти девять лет, изучая и применяя различные практики — дзен и випассану, бхакти и суфизм, а также традиционную Хатха-йогу.
Когда Фриман впервые оказался в Индии, он с удивлением обнаружил, что на своей исторической родине йога не слишком популярна. Он нашел лишь несколько ашрамов, в которых занимались изучением йоги. Зато экспансия учения на Запад принимала колоссальные масштабы. В Европе и Америке с огромным интересом встречали индийских гуру. В 1966 году вышла книга Б.К.С. Айенгара Light on Yoga (в русском переводе — «Комментарии к «Йога-сутрам» Патанджали»), которая стала настоящей Библией йоги. Она переводилась, допечатывалась и моментально раскупалась. В том же году The Beatles выпустили альбом Revolver, почти полностью записанный на индийских инструментах, и начали учиться трансцендентальной медитации у Махариши Махеш Йоги. Тогда же в Нью-Йорке Бхактиведанта Свами основал Международное общество сознания Кришны. Интерес к индийской культуре рос день ото дня. Сейчас Ричард Фриман с улыбкой вспоминает об этом: «В Индии теперь много людей, которые говорят, что если вы дейст­вительно хотите изучить йогу, то вам лучше поехать на Запад! Это сейчас, особенно за последние 10 лет, в Индии появились новые учителя, модные аюрведические спа... Теперь происходит движение йоги с Запада в Индию, и йога уже как будто не принадлежит ей».

«Движение изнутри наружу очень интересно. И у моего учителя, Айенгара, всегда было такое же мнение. Многие ученики относились к практике асан так, как будто это касалось только тела, и поэтому Айенгар чувствовал, что его не понимают. Ведь суть учения не в том, чтобы практиковать асану как что-то недуховное. Такой подход очень сердил его».

freeman.jpg

Два мастера
С учением Айенгара, о котором говорила вся Европа, Ричард Фриман познакомился во время своих путешествий. А в 1974 году в Иране он встретил и самого Айенгара. Учитель произвел на Фримана столь сильное впечатление, что он решил отправиться в Институт йоги Айенгара в Пуне, чтобы посвятить себя изучению нового стиля. В традиции Айенгара Ричард Фриман практиковал и преподавал йогу на протяжении 13 лет. Пока не встретил другого знаменитого учителя — Паттабхи Джойса, основателя направления Аштанга-йога. О существовании Аштанга-йоги Ричард к тому моменту уже знал, но не был близко знаком с этим стилем. Услышав, что Джойс приезжает в Америку, чтобы провести семинар на ранчо в Монтане, Ричард сразу же на него записался. Он был покорен энергетикой и добротой учителя. Между ними образовалась духовная связь.
Ричард Фриман начал изучать Аштанга-йогу под руководством Паттабхи Джойса и постоянно посещал классы Гуруджи в Майсоре. В отличие от Айенгара, подход Паттабхи Джойса к практике был бескомпромиссным: не йогу надо приспосабливать к слабости и несовершенству практикующего, а, наоборот, практикующий должен развить себя до соответствия идеалам традиции.
Однако отказаться от прежних лет практики было невозможно — и не нужно. Ричард Фриман взял две системы — Айенгара и Паттабхи Джойса — и сложил их в одну, стремясь оставаться открытым творчеству, а не слепо следовать схеме. Ведь системы — только инструменты, помогающие обнаружить линию передачи знаний, которая проходит сквозь различные школы на протяжении всей истории йоги.

В 1987 году в Боулдере Ричард Фриман основал школу Yoga Workshop, в которой преподает Аштанга-йогу в традиции Паттабхи Джойса. Большую часть года Ричард путешест­вует по миру с семинарами.

«Йога дает возможность стать счастливее – и сделать счастливыми других. Она поможет в преодолении физических и психологических проблем, поможет осознать природу ума, сделает вас более сострадательными. И, конечно, ваше чувство юмора улучшится!»

Рассказать друзьям:
Печатать

 

СЛОВАРЬ ЙОГИ

Смотрите также
Осознанное голодание Польза и вред фастинга
Притча о трансцендентном опыте Четыре типа лошадей.
Почему нам нужен отдых И как плохой сон ухудшает состояние мозга
Польза йоги для здоровья позвоночника Следить за позвоночником – это первостепенно и важно.
Как приучить себя пить воду Что такое «живая вода» и почему так сложно пить ее правильно
Регистрация
Вход
Регистрация
Вход