Кришна Дас: «Настоящий гуру — это любовь»
Скромный, просветленный и самокритичный — вот самые подходящие слова для того, чтобы охарактеризовать Кришну Даса — известного во всем мире исполнителя индуистской религиозной музыки в стиле киртан. Его настоящее имя — Джеффри Кагель. Духовное посвящение и имя Кришна Дас (Слуга Кришны) музыканту дал индийский гуру Ним Кароли Баба, в ашраме которого тот обучался в 1969 году. Сегодня Кришна Дас активно путешествует, выступая с концертами и занимаясь преподавательской деятельностью. Недавно музыкант побывал и в Москве.
Yoga Journal: Почему ваши киртаны так трогают людей?
Кришна Дас: Киртан — это моя духовная практика, в которую вовлекаются все присутствующие. И люди чувствуют себя легче, освобождаясь от жизненных проблем.
YJ: Как вы попали к Махараджи Ним Кароли Бабе?
КД: Рам Дасс, который учился у Махараджи, рассказывал нам о нем сутки напролет, хотя тот запретил ему даже упоминать его имя. Я послушал все это и заявил, что еду в Индию. Рам Дасс дал мне адрес ближайшего ученика Махараджи. Много лет спустя этот человек рассказал, что гуру не хотел, чтобы я приезжал. Ученик попытался помочь мне, не пойдя против воли Махараджи, поэтому ответил мне весьма дипломатично: «Как вы знаете, такие великие святые, как Махараджи, не поощряют визитов. Однако их дверь всегда открыта».
YJ: А как складывалась ваша жизнь после возвращения из Индии?
КД: Когда Махараджи приказал мне вернуться в Штаты, я был в ужасе! Я никак не мог приспособиться к жизни в Америке. А когда учитель умер, я окончательно потерял почву под ногами и стал принимать наркотики. Однако пение мантр меня спасло.
YJ: Почему вы стали выступать на публике?
КД: Это произошло только через 20 лет после смерти Махараджи. Прежде я пел для себя, но это не слишком помогало — я буквально упивался своим несчастьем. Рассудок вернулся только тогда, когда я начал петь с другими людьми и выкладываться эмоционально на все сто. Тогда и практика стала более глубокой.
YJ: Иногда идти вглубь очень страшно...
КД: Страх побеждает страдание. Его интенсивность вынуждает нас действовать. Люди с правильной кармой начинают искать. Те же, кто еще не готов, просто рождаются, женятся, пьют пиво, спят и умирают. Они всю жизнь борются со страданием, считая его величайшей несправедливостью, а себя — жертвой неудачных обстоятельств.
YJ: Что вы скажете о привычке «коллекционировать» практики, учителей, семинары и поездки по Индии?
КД: Один великий тибетский лама назвал это духовным материализмом. Хотя требований к практике всего два: искренность и честность.
YJ: Как вы думаете, духовное развитие возможно только в рамках Индии?
КД: Когда человек считает, что может быть самим собой только в Индии, причина этого мнения— ненависть к себе. Будет ли человек больше любить себя, сменив страну? Возможно, в путешествии он будет раздражаться не 1000 раз в день, а 500 и действительно почувствует себя лучше. А когда вернется домой, все пойдет по-старому.
YJ: Что бы вы посоветовали тому, кто ищет настоящего учителя?
КД: Настоящий гуру — не человек, а любовь, присутствующая внутри. И она, безусловно, есть у всех.
YJ: Наверное, и вас многие считают гуру?
КД: Такие люди есть, но я привык и не особо обращаю на это внимание.
YJ: Как вы думаете, почему многие западные люди стесняются петь киртан? Может, им не хватает для этого знаний?
КД: Для киртана не нужны никакие специальные знания. Он просто зажигает вас, и вы тоже начинаете петь. Вот и все. Не происходит никаких вспышек озарения. Вы просто становитесь лучше. Смысл духовной практики в том, чтобы быть адекватным членом большой семьи. Просто быть хорошим человеком.
YJ: Просто хорошим человеком? Звучит как-то скучно.
КД: Это только так кажется. Вот далай-лама — он просто хороший человек. Не бог. И он излучает истинно человеческие качества: мудрость, доброту и сострадание.
YJ: Как киртан меняет жизнь человека?
КД: Киртан помогает найти источник любви в себе. Привыкаешь быть более умиротворенным. Вдруг понимаешь, что раньше ты только и делал, что слонялся по дому и жалел себя. Исчезают привязанности, и вокруг становится больше свободного пространства.
YJ: Вы занимаетесь чем-то кроме Бхакти-йоги?
КД: Практикую асаны и пранаяму. В юности я этим много занимался. А потом уехал в Индию и перестал, так как Махараджи не поощрял Хатха-йогу. Он говорил, что все можно получить от бхакти — преданного служения. Но теперь, когда мне стукнуло 150 лет, нужно делать какие-то упражнения, чтобы просто быть в состоянии сидеть прямо. Если тело вас беспокоит, то практиковать очень трудно. Конечно, есть практики, которые используют боль как объект для медитации, но это не моя история. Я большую часть жизни разрушал свое тело и сейчас должен о нем заботиться.
YJ: Важно ли быть вегетарианцем?
КД: Разве поедание мяса обеспечит вам место в аду? Не думаю. Тибетцы едят мясо, но при этом они самые духовные люди на планете. Вместе с тем одно из самых ценных качеств духовного человека — ахимса, ненасилие. Я стал вегетарианцем, когда перестал играть в баскетбол и мне перестали давать бесплатные гамбургеры. Потом в 80-х я начал есть рыбу. Но однажды я посмотрел на рыбину в моей тарелке, и, клянусь, она тоже взглянула на меня. После этого я окончательно перестал есть рыбу. Нужно просто слушать свое сердце.
КРИШНА ДАС О СЕБЕ
«Меня как-то спросили: «Как тебе удается оставаться таким скромным? Ведь ты безумно популярен!» Наверное, это потому, что у меня дырявая голова. А если серьезно, то, когда я сажусь петь, все остальное перестает существовать. Я не думаю о том, нравится ли публике киртан, сколько человек пришло на концерт и как это отразится на гонораре. Я знаю одно: мой киртан сильно воздействует на людей. Я получаю много писем благодарности. Но это не моя заслуга. Это милость учителя, который благословил меня на это дело».