Эдуард Бояков, продюсер и режиссер

Эдуард Бояков, продюсер и режиссер

Я считаю себя счастливым человеком, потому что мне всегда очень везло с учителями. Это главное, чем я награжден в жизни. И в университете, где я учился и преподавал, и в театре, и в бизнесе, которым я начал заниматься в начале 1990-х. Так случилось, что первой страной, с которой у меня сложились серьезные деловые отношения, была Индия. Но уроки, полученные мной, касались не только экономики. Я познакомился с удивительными людьми – настоящими учителями, которые совмещали серьезные духовные практики с серьезным бизнесом. Они принадлежали к элите индийского общества, но при этом были глубоко погружены в йогу. Они рассказали мне о «путях». О том, что кроме хатха-йоги существуют карма-йога, раджа-йога, бхакти-йога, джняна-йога. Ни в Европе, ни в России я не встречал в высшем обществе таких цельных личностей. С тех пор в моем понимании йога – это путь духовного аристократа, человека, которого заботят не социальные «тараканьи бега», а служение Высшему.

В конце 1990-х и начале 2000-х годов я увлекался даосскими и тантрическими практиками. Когда мы познакомились с Настей, моей женой, я долго не обращал внимания на ее занятия в отдельной комнате. Ну, думал, утренняя зарядка – дело хорошее. Пока не увидел ее в Падмасане. Это была поза такого качества, что я сразу понял: во­прос с учителем йоги на ближайшие годы закрыт. Настя несколько лет училась у преподавателя аштанга-йоги Игоря Медведева.

Мы практикуем каждый день по часу, варьируем комплексы, стараемся реагировать на состояние и настроение друг друга. Это прекрасная часть жизни, которую мы проживаем вместе. Новый год встречали в Африке с детьми, «подсадили» их на йогу. Наверно, комичная была картина, когда наша разношерстная компания каждое утро «корячилась» на газонах в отелях. Йога всегда со мной, но я не могу сказать, что у меня есть какие-то «любимые асаны». Искусство йоги – это искусство цельности. Надо прислушиваться к себе и чувствовать энергию вокруг. Тогда будет понятно, какая асана нужна сегодня. По-моему, в йоге не должно быть «любимых» и «нелюбимых» поз.

Цель любой духовной практики – это слияние с Вечным, достижение Абсолюта, Единого Бога, Нирваны, Божественной Пустоты – не важно, как вы это назовете. Это искусство остановить «внутренний диалог» и выключить свое эго, которое постоянно во все встревает. Йога Патанджали учит тому же, чему учат суфии, даосы или кастанедовский Дон Хуан, – отказу от «Я», от собственной важности. Это самое трудное для современного человека, это труднее, чем любые асаны на скручивание.

Читайте также