Дома лучше?
О естественных, в том числе и домашних, родах в последнее время говорят все чаще. Одни пугают невероятным риском и называют домашние роды блажью, другие уверены, что родная обстановка единственно верная для такого важного события. Истина, как водится, посередине.
Yoga Journal: Наталия, как за последние годы изменилось отношение беременных женщин к домашним родам?
Наталия Котлар: Раньше – лет десять и больше назад – в группы приходили люди, которые действительно знали, чего они хотят. Они выделялись из толпы – сразу было видно, что это люди вне системы. Из группы в 10 пар только две, как правило, познавали азы здорового образа жизни: у всех остальных уже был свой собственный опыт. Для таких людей решение рожать дома было осознанным выбором, и они приходили в группу, чтобы укрепиться в своих познаниях и найти человека для сопровождения в родах. А сейчас зачастую приходят потому, что курсы близко к дому. Многие хотят кормить грудью, научиться делать ребеночку массаж и гимнастику. Именно это интересует их в первую очередь, и только потом роды. Бывают и те, кто сомневается, хотят ли они вообще что-либо знать о родах. Но по мере прослушивания курса обнаруживают, что им это интересно, и начинают учиться рожать. Моя задача – научить женщин хорошо рожать где угодно: дома, в роддоме, в машине, в метро, в лесу. А потом уже они задумываются о том, как же можно так родить, чтобы это был и духовный, и сексуальный опыт. Но для этого нужно созреть. Это большая работа. Основное условие успешных родов дома – гармония с собой и гармония в паре.
YJ: Складывается мнение, что рожать дома стало модно…
НК: На самом деле это безобразие! Когда пара приходит и говорит, что хочет родить дома, потому что друзья хорошо родили дома – и только поэтому, – я начинаю их как бы отговаривать, терзаю вопросами. И они понимают, что не знают, зачем им это нужно. Тогда я объясняю, что, может, им не стоит рожать дома. Нужно понимать, зачем вам это, тогда будет замечательный результат. А если это дань моде, это просто безответственность по отношению к себе и к ребенку. Потому что домашние роды нужно заслужить. Это большая работа – физическая, духовная и душевная.
YJ:С физической подготовкой все более-менее понятно. А в чем заключаются духовный и душевный аспекты?
НК: У нас на курсах одно занятие полностью посвящено родам глазами ребенка. И люди понимают, что мы хотим счастливых родов для этой духовной сущности, которая выбрала нас и рассчитывает на нас. Наше дело – создать такие условия, чтобы не травмировать это существо. Родители осознают, что им нужно делать марш-бросок, чтобы быть достойными этих родов.
YJ: Бывает ли, что вы кого-то не берете на домашние роды?
НК: Еще не было случая, чтобы я сказала женщине, что я ее не беру. Или чтобы ставила ей какие-то условия. Ведь я понимаю, что должна дать людям все для того, чтобы они правильно «включились» в этот процесс. А если кто-то приходит и говорит, что хочет хорошо родить в роддоме, я тоже рада, так как человек принял осознанное решение. И я стараюсь помогать, чтобы все прошло хорошо. Потом они приходят, благодарят и говорят: «Наши врачи в роддоме жалели, что у них не было под рукой видеокамеры, а то сделали бы пособие и показывали другим беременным, как надо рожать». Это всегда так приятно!
YJ: Существуют ли противопоказания по здоровью?
НК: Приходится слышать, что статистика домашних родов такая хорошая из-за того, что мы отбираем себе самых здоровых рожениц, а все остальные, с проблемами, рожают в роддоме. Но и у нас бывают мамы с проблемами – с одной почкой, с плохим зрением, раковые больные. Был случай с одной мамой, которой врачи говорили, что ей вообще нельзя беременеть и рожать – она облучалась, получала химиотерапию. Ей говорили, что нужно отказаться от ребенка, и она пришла ко мне за помощью. У этой женщины я приняла уже двоих водных детишек, а страшный диагноз с нее сняли после первых же родов – рак прошел! А общепринятые противопоказания – это эпилепсия, сахарный диабет, многоплодная беременность.
YJ: Не скажете несколько слов об осложнениях?
НК: Назову сразу несколько ситуаций, при которых приходится госпитализировать маму и малыша – это, например, несоответствие размеров головки ребенка и малого таза роженицы. Чтобы не допустить такой ситуации, мы обсуждаем этот вопрос на занятиях в цикле «Здоровая беременность», где делаем акцент на снижении употребления продуктов, содержащих кальций. Про препараты кальция отдельный разговор – именно их употребление приводит к повышению прочности черепных костей ребенка и как следствие – к повышенному травматизму головного и спинного мозга ребенка. А также к кесаревому сечению из-за пресловутого «несоответствия»… В норме головка младенца в родах уменьшается в объеме за счет того, что черепные пластины подвижны и напоминают складывающиеся лепестки кувшинки. Еще одно осложнение: приращение плаценты. Распознать его, к сожалению, можно только при родах.
Однако осложнения, которые в домашних условиях трудно, но все же можно решить, тоже имеют свои предпосылки. Если женщина не может нормально родить, значит, у нее есть проблема – и не только физиологическая, но и психологическая. Должно быть открытое сердце, тогда роды происходят. А если в сердце женщины обида, то как она может подарить жизнь? Этот поток Жизни и Любви, который должен через нас пройти и передаться нашему ребенку, просто блокируется. И не хватает энергии, чтобы эту жизнь подарить.
YJ: А что можно сказать о папах, которые присутствуют на домашних родах?
НК: Папы, которые ходят с женами на наши курсы, часто уставшие, после работы, сами в конце курса говорят: «Давай рожать дома». У каждого мужчины хорошо развит аналитический ум. Они все просчитывают и понимают, что этот вариант не худший, а скорее всего, лучший. Они читают материалы ВОЗ, ходят на экскурсии в роддома и задают вопросы заведующим родблоков, чтобы понять, какие возможны варианты родов в соответствии с рекомендациями ВОЗ. И оказывается, что таких роддомов единицы. И папы всерьез задумываются о том, где же их ребенку родиться лучше всего.
YJ: Бывает ли, что папе не нужно присутствовать на родах?
НК: Был у меня такой папа. Он пожилой: 60 лет, женился на молодой женщине, и ему было очень сложно принимать решение. У него был отрицательный опыт родов в первом браке – тогда там, в роддоме, все очень плохо закончилось. Когда мы встретились с ним на индивидуальной консультации, я поняла, что у него не получится без ущерба для всех участвовать в родах. И он на них не был – его страх и напряжение могли навредить всему процессу. Ведь адреналин действительно заразен. Как выяснили ученые, он даже имеет запах, поэтому собаки и нападают на тех, кто их боится. А в родах страх недопустим. Что греха таить, многие врачи в роддомах постоянно боятся, что вот сейчас что-то произойдет, так как что-то плохое произошло на той неделе, вчера и три часа назад. Они вибрируют этой негативной информацией, женщины ее в себя впитывают – и естественные роды на этом заканчиваются, начинаются медикаментозные.
YJ: А если папа не ходит на занятия, но на роды собирается?
НК: Предпочитаю его все равно хотя бы увидеть на индивидуальной консультации и понять, почему он не был на занятиях, какова его мотивация и как он может повести себя на родах. Ведь для папы это может быть как замечательный опыт, так и колоссальный стресс. Так зачем мучить человека? Мне тут позвонили из другого города. Женщина сообщила, что они планируют соло-роды где-то на каком-то озере. Спрашиваю: «А муж как?» Говорит: «Он согласен». Я: «А как вы готовились?» «Да вот, прочли несколько книжек».
Я спрашиваю: «За что вы так своего мужа подставляете? Вы даже не представляете, какую он на себя берет ответственность. Он же не знает, на что идет». Потом мы с этой парой встречались, они приезжали в Москву. Мы это обсуждали и с ними вместе, и с мужем отдельно. В общем, они пересмотрели свое решение рожать в озерах и счастливо родили в бассейне. И папа узнал об акушерстве очень многое, прежде чем принял осознанное решение участвовать в этих родах. Ведь осложнения могут быть самые разные. Весь учебник акушерства на них построен. Но сажать папу читать его от корки до корки – уже издевательство. Поэтому на родах и присутствуют акушеры, которые по возможности возвращают течение родов в нужное русло, если что-то идет не так.
YJ: А что вы говорите людям, которые вдруг решают рожать дома?
НК: Это должно быть осознанное решение. Очень важно понимать, что на родах можно встретиться не только с оргазмом, но и с болью. Взрослый человек может узнать, как с ней справиться. А рождающийся ребенок? Мамы, которые, рожая, думают о том, как не навредить ребенку, испытывают всю гамму удивительных ощущений, так как они рожают в любви. Они не ожидают это испытать и даже не думают об этом – они думают о другом человеке.
YJ: Расскажите, пожалуйста, о своей семье.
НК: У меня пятеро детей – старшему 26, младшей – 4. Полтора года назад у меня родилась внучка Ева – дома, в воде. Это огромная честь для меня, что мои дети доверили мне принимать эти роды, ибо «нет пророка в своем отечестве» и рождение наших внуков дома о многом говорит. Это важно, это правильно и это хорошо!
Секрет успеха
«Чтобы успешно родить дома, нужно разобраться со страхами и искать ответы не в книжках, а обсуждать проблему со специалистами: как не допустить осложнений и как их скорректировать, если они начинаются, и возможно ли это в домашних условиях. Желательно, чтобы мама изучила физиологию нормальных родов, узнала, что осложнения в родах начинаются именно тогда, когда в естественный процесс пытаются вмешаться. Следующий момент: занятия на курсах, где люди узнают, что необходимо понять свой организм, подружиться с холодной водой, убрать фабричные витамины, чтобы не перегружать печень. Дальше физическая подготовка. Очень полезно плавать во время беременности, заниматься йогой. Ведь йога – это культура дыхания, очищения организма, умение в нужное время расслабляться и напрягаться, умение чувствовать свое тело, что необходимо в родах. И если женщинам давать эти практики, они научатся отпускать ребенка из своего тела легко, без напряжения». Н.К.