Ближе к телу

Бум йоги во второй половине двадцатого века связывают с именем Айенгара. Раз­ра­бо­тан­ная им методика преподавания легла в основу многих новых школ и направлений йоги. Гуруджи живет и практикует в Пуне (Индия). Он основал институт йоги, куда приезжают тысячи учеников, – и это несмотря на то что право на такой визит есть только у тех, кто не менее восьми лет занимается йогой Айен­гара. В мире существует более 350 центров, названных его именем. Несмотря на преклонный возраст, Гуруджи каждый день практикует асаны, руководит институтом, пишет книги, путешествует и принимает гостей.

Вы прожили очень длинную жизнь. Ели бы это было возможно, вы стали бы в ней что-то менять?

Видите ли, я никогда не подозревал, что проживу так долго. Я болел туберкулезом, а денег на лекарства у моих родителей не было. Врач сказал мне, что в лучшем случае я доживу до 25 лет. Йога дала мне длинную жизнь! Мне удалось совершить революцию в йоге – эта практика, когда-то считавшаяся очень сложной, сегодня доступна обычному человеку. Я сделал так, что заниматься может каждый.

Чего вы ждете от следующей жизни?

Я буду учиться йоге.

И учить?

Может быть. Но сначала – все-таки учиться. Я и сейчас учусь: все еще занимаюсь каждый день. Я не болтун! Я хочу, чтобы мое сознание, моя душа покидали тело со словом “йога”. Но я практикую не ради освобождения, а для того, чтобы в следующей жизни Бог дал мне возможность снова что-то сделать для людей.

Говорят, в школе Айенгара все, что касается работы с телом, совершенно, но вот медитация...

Мой друг! Это говорят учителя йоги из мягких кресел! Ты видел человека 89 лет, как я – активного, занимающегося практикой? “Они говорят!” Найди мне 89-летнего учителя, пусть он придет, и мы по­смот­рим, кто просветлен – он или я! Что такое тело? Это оболочка души. Можно ли не обращать внимания на тело? Наука твердит о психосоматической природе тела. Где психо, где сома – ты можешь отличить? Где душа, где тело? Кто может говорить о существовании фи­зи­че­ско­го тела? Не бывает физического тела без ума!

Понимаю. Поэтому вы не учите медитации как отдельной дисциплине?

Я не учу медитации? Это неправильно! Что такое концентрация? Ведь именно концентрация ведет к медитации, разве нет? Когда ты делаешь асану, ты полностью осознаешь свое тело? А ноготь, край ногтя? Там есть жизнь! Но у многих из вас там вообще нет жизни! Лучи сознания должны проникать всюду, подобно тому как солнце прикасается к земле. Я хочу, чтобы лучи моего сознания касались каждой части моего тела без исключения. Это медитация. Нельзя говорить о том, что асана – это не медитация, а те, кто так говорят, – не йоги! В этом случае Патанджали написал бы: вот, это физическая йога, а это – нет. У него есть такая сутра?

Гуруджи, но у Патанджали приводятся ступени йоги...

Это просто для удобства сказано! Есть пять оболочек тела, от кожи до души. Они все связаны, переплетены, неразделимы. Можешь ли ты проделать путь от кожи к душе, от души к коже? Это годы практики! Я практикую, потому что хочу, чтобы мое состояние оставалось неизменным, даже если я час стою в Ширшасане! С первой секунды и до конца! Для меня йога – это искусство сохранить позу без колебаний сознания.

Как этого достичь?

Когда тело сильное, оно под контролем. До этого ты – его раб. Я – хозяин своего тела! Асаны научили меня контролировать его. Ваша практика – как дерево на ветру. Нужна стабильность!

В своей книге “Прояснение жизни” вы пишете, что одним из ваших главных открытий стало выравнивание тела...

Мышцы и суставы – это первый уровень. Затем кости и связки, распределение плоти равномерно вокруг кости и близко к кости – это второй уровень. Третий уровень – это синхронизация движений ума и тела. Четвертый – когда лучи сознания проникают везде равномерно. Так я показываю путь от физического тела к тонкому. Нельзя отбросить тело: сознание должно развиваться через работу с телом!

Можно более общий вопрос? Вы прожили почти весь XX век – куда идет наш мир?

А куда дует ветер, можете сказать?

Если лизнуть палец...

А через 50 метров? А потом? Так же и жизнь! Пусть идет – не о чем волноваться! Нам нужно развиваться, становиться сильнее, чтобы мир развивался в соответствии с нашим образом жизни.

Сейчас в мире растет интерес к йоге и духовности. Что вы об этом думаете?

Есть потребность, поэтому есть поиск. Но сейчас так много учителей, и они тоже ищут, так что поиск очень часто заканчивается путаницей. Поэтому я практикую асаны. Тело – мой учитель.

Значит, религию можно найти в теле, а не в церкви?

Тело – это храм, и душа – это храм. Как разделить? Ты идешь в церковь, я иду к своему сердцу. В чем разница?

Сердце лучше, оно все время с нами.

Ага! Хорошо, я дам вам определение йоги, вытекающее из того, о чем писал Патанджали. Ана­то­ми­че­ски мозг, так же как и сердце, делится на четыре части. Патанджали тоже разделяет ум на четыре составляющие: анализ, синтез, радость и истинное “я”. Также и в сердце он выделяет четыре элемента: дружелюбие, сострадание, счастье и безразличие. Сочетание четырех составляющих ума с четырьмя элементами сердца – это йога! Только асана объединяет сердце и ум. Асана и пранаяма – это путь знания (джняна марга), практика – это путь кармы (карма марга), они вместе – это путь поклонения (бхакти марга). Во второй главе “Йога Сутр” Патанджали говорит об этом! Усердная практика, самоисследование, самопознание и самоотдача Богу – это йога.

Читайте также