Модель жизни: что это такое? (часть 4)
Публикуем четвертый отрывок из главы, посвященной различным моделям жизни. В части 1 мы рассматривали модель «жизнь-целедостижение» и «жизнь-подготовка». Во второй – модели «жизнь-творчество» и «жизнь-грезы». В этой третьей – модели «жизнь-рок» и «жизнь-регламент». В этой рассмотрим модели «жизнь-борьба» и «жизнь-подвиг».
Автор - Марина Мелия, коуч-консультант первых лиц российского бизнеса.
Жизнь-борьба
Это модель жизни людей ярких, интересных, умеющих зажигать, увлекать, вести за собой других, но всегда находящихся в оппозиции – к начальнику, существующим нормам, политическому строю. «Бунтарь» не уживется ни с одним руководителем. Пример из моей практики. Два приятеля учились вместе в МФТИ, потом их пути разошлись: один основал свой бизнес, а другой начал работать в сфере IT – человек, безусловно, талантливый, он добился достаточно высоких позиций в крупных компаниях. Они встречались, дружили семьями. Айтишник всегда остроумно и живо рассказывал про своих начальников: один ретроград, другой ничего не понимает в сфере высоких технологий, третий душит таланты. Предприниматель всегда слушал его с интересом, смеялся, сочувствовал. Случилось так, что руководитель его IT-департамента ушел с командой в другую компанию, и срочно понадобилась грамотная, профессиональная замена. А почему бы не пригласить своего друга? Работа интересная, задачи серьезные, зарплата большая, все условия. Он предло- жил – приятель согласился. Вскоре глава компании позвонил мне, страшно расстроенный и растерянный: «У меня серьезная проблема, не знаю, что и делать». Его друг практически с первого же дня начал привычную для него борьбу. В глазах коллег он выставлял моего клиента в роли бездушного эксплуататора, который заставляет сотрудников перерабатывать, при том, что у них не слишком высокая зарплата. Возможно, в этом была доля правды, но для этого человека борьба за права наемных работников стала своего рода самоцелью, чем-то более существенным, чем сама работа. Их жизнь наполнена смыслом и эмоциями, когда они противостоят злу, борются за некие идеалы. Так, известный медиаменеджер сменил несколько мест работы и каждый раз уходил чуть ли не со скандалом. Это человек с очень высокими моральными и профессиональными стандартами, зачастую непримиримый. Он боролся за свободу слова, против цензуры, за улучшение качества журналистики и часто вызывал раздражение владельцев изданий. Сейчас он отказался от этой модели жизни: он эмигрировал, и, возможно, страна, в которой он теперь живет, и издание, в котором работает, действительно соответствуют его высоким стандартам. Но, судя по его постам в социальных сетях, он утратил и вкус к жизни – из нее исчез нерв, эмоциональное напряжение. Время от времени он даже пишет о периодах черной депрессии, хотя со стороны его жизнь кажется вполне благополучной. Борьба нужна «бунтарю» как воздух, поэтому он всегда в оппозиции к мейнстриму. Мы можем вспомнить таких деятелей и в политике, и в общественной жизни: находясь здесь, они боролись с местным режимом, приехали туда – воюют с тамошним. Вернулись обратно – и опять бунтуют, даже не замечая, как их взгляды меняются на прямо противоположные.Часто, несмотря на талант и неординарность, «бунтари» не могут сделать ничего конструктивного. Возможно, это происходит от подсознательной боязни не оправдать ожидания – свои и окружающих. Они не готовы действовать, но всегда найдут причину и убедительно объяснят, почему отошли в сторону. Как и в «жизни-творчестве», где есть истинные творцы, а есть «псевдо», важно отличать настоящих оппозиционеров от тех, кто использует бунтарство как маску в жизненной игре. Если первые действительно пытаются что-то изменить и в результате все теряют, то псевдооппозиционеры используют эту модель с выгодой для себя, наживают капитал, пробиваются во власть. В любом случае, если такая модель нам близка, стоит осознать все риски и неизбежные потери, которые она с собой несет.
Жизнь-подвиг
Эталон жизни-подвига – это путь Иисуса Христа, жертвующего собой, идущего на мученическую смерть ради спасения людей. В этой модели человек поднимается над личными, сиюминутными интересами, подчиняет себя служению идее, даже если это не приносит ему никакой прямой выгоды, а, напротив, сулит беды и лишения. Подвиг у нас чаще всего ассоциируется с героизмом на войне, пожаре, при спасении людей – то есть в экстремальных ситуациях. Он всегда высоко оценивается, правда, нередко уже после смерти. Но подвиг-порыв, подвиг-поступок и жизнь-подвиг – разные понятия. Для первого в русском языке есть прекрасное слово «герой», для второго — «подвижник». Примеров этой модели в российской действительности предостаточно. Это врач скорой помощи, который многие годы достойно работает за мизерную зарплату: спасать жизни для него не просто профессия, а миссия, о которой он, возможно, даже не задумывается. Это ученый, который проводит на себе испытания новых препаратов: он понимает, какой опасности себя подвергает, но убежден в необходимости таких опытов ради блага людей. Это следователь, упорно продолжающий расследовать преступления, несмотря на угрозы. Такие люди не будут искать «теплое местечко», даже если это выгоднее в материальном плане, – они убеждены, что должны приносить пользу на своем посту. Им часто приходится преодолевать непонимание окружающих, которые считают их непрактичными, обыкновенными неудачниками, чудаками. Но даже те, кто признает и высоко оценивает их благородство и самоотверженность, сами так жить не готовы. Подвигом стала жизнь академика Валерия Легасова, который сразу после аварии на Чернобыльской АЭС был назначен членом правительственной комиссии по расследованию причин и ликвидации последствий аварии. Он одним из первых приехал на место катастрофы и провел там в общей сложности два месяца. И не прекратил работу даже после того, как другие члены комиссии вернулись в Москву для минимизации облучения. Полученная им доза радиации сильно пошатнула его здоровье. Через два года после катастрофы смертельно больной он покончил с собой, оставив аудиозапись рассказа о малоизвестных подробностях катастрофы, чтобы люди узнали правду. Поэтому, например, нельзя причислить к людям подвига террористов, хотя они жертвуют не только чужими, но и своей жизнью: ими движет не любовь, а ненависть. Эрих Фромм в книге «Анатомия человеческой деструктивности» ввел термин «антижизнь». Психологическая предпосылка антижизни — тотальная агрес- сия, человеконенавистничество, отсюда и стремление к ликвидации, разрушению.Почему тема подвига для нас так значима? Потому что наши нерациональные действия на благо других, вопреки инстинкту самосохранения и отличают нас от животных. Поэтому всегда будут люди, готовые жертвовать собой и служить идее.
Как и в других моделях, необходимо различать подлинную жизнь-подвиг и ее имитацию. Для некоторых уж очень привлекательно изображать «служение» и «подвиг» и, прикрываясь красивыми лозунгами, зарабатывать себе очки, славу, признание.
Настоящий подвижник реально способен многое изменить, создать условия для прорыва в организации, обществе, стране. Такие люди есть и в бизнесе, и в науке, и в самых разных сферах: они ставят себе некий ориентир и делают все, чтобы добиться цели. Они служат прогрессу, продвижению своих идей и ценностей и ради этого способны от многого отказываться, рисковать. Именно благодаря им сделана бóльшая часть открытий и достижений. Повлиять на таких людей, как и на «роковых» личностей, а также на тех, кто живет целедостижением, попытаться их изменить, сделать их жизнь более рациональной практически невозможно. Один мой знакомый, хирург в областной больнице, буквально пропадал на работе: ночные дежурства, сложные операции, помощь молодым врачам и т. д., при этом зарплату получал весьма скромную. И я, думая как-то изменить его жизнь к лучшему, помогла ему устроиться в дорогую клинику, где платили раз в десять больше. Однако через три месяца он оттуда сбежал: говорит, «извини, но я там извелся – операции типовые, работы мало, а здесь работы невпроворот, а сотрудников не хватает». Эти люди часто незаметные, неяркие, но при этом очень сильные, работоспособные, самоотверженные, энергетически заряженные. Именно такая жизнь – подвиг, служение – приносит им удовлетворение. Мы много чего узнаем о себе, если поймем, по какой модели живем, соответствует ли она нашим истинным желаниям и целям или обрекает на непрерывную борьбу с самими собой.