Исцеляющая практика йоги
Расслабленный ритм моей жизни и практики йоги стал меняться ближе к 30 годам. Когда мне было 29, я переживала болезненный развод и мне нужно было найти новое жильё для себя и моей 18-месячной дочки.
И у меня было чувство, что моя ежедневная практика асан и пранаям больше меня не поддерживает. Вместо того, чтобы приступать к занятиям без боли и забот, я обнаружила, что меня отвлекает активность ума и душевная боль — а также непривичная усталость и боли в теле.
Но судьба направила меня обратно на коврик. На тот момент я уже почти десять лет преподавала йогу и несколько раз пробовала Аштангу. В этом методе используют дыхание — чтобы связать позы в определённом порядке — и взгляд, чтобы концентрировать внимание в определённом месте.
[banner]Когда мы практикуем таким образом, мы можем более эффективно справляться с той тревогой, которая часто возникает, когда мы пробуем что-то новое — и в конечном счёте учимся наблюдать и откликаться на неё, а не осуждать и реагировать.
Конечно, всё это легче сказать, чем сделать. Наше тело может отвлекать нас болями и желаниями; наше дыхание может быть поверхностным, беспорядочным и затруднённым. А наши умы обычно заполнены мыслями, которые скачут повсюду, и часто полны страха.
Когда моя неспособность фокусироваться и тенденция отвлекаться стали слишком сильными, я осознала, что мне нужно выйти из своей головы. Вместо того, чтобы следовать за движениями своего ума, я направила всё внимание на свои чувства.
В «Йога-Сутрах» Патанджали объясняет, что ключ к ментальному очищению — тапас, дисциплинированное усилие, который образует очищающий жар. Когда ум и тело очищены через тапас, сердце может начать сиять.
Этот огонь может быть неудобным, так что тапас также культивирует и поддерживает способность много работать, которая помогает нам преодолевать вызовы и задержки на пути.
Один из способов, при помощи которого йога помогает нам создавать трение и жар, необходимый для перемен, состоит в том, чтобы дать нашим чувствам что-то, на чём можно фокусироваться, чтобы они не буйствовали и не разорвали наш ум.
Асаны призваны смягчить нас и помочь нам отпустить страх, боль и сомнения. В Аштанге нас побуждают оставаться в неподвижности, не суетясь, на протяжении всей позы. Это сопротивление суете требует внимания и постоянных усилий и создаёт жар.
Мы дышим через нос со звуком, наполняя всю грудную клетку и спину, рот закрыт. Это структурированное, ровное дыхание также требует внимания и усилий и прибавляет нам огня.
Наше зрительное восприятие в йоге поддерживается и укрепляется взглядом. Нас побуждают расслабить взгляд и мягко направить его в одно место, чтобы помочь сфокусировать ум.
Помогая нашим чувствам сфокусироваться, мы избавляемся от привычки отвлекаться и становимся более разумными и чувствительными. Это влияет на наши отношения с миром. Мы начинаем культивировать различение, которое способствует нашим духовным устремлениям, помогая сделать наилучший выбор.
Чёткая структура практики Аштанги, чёткая цель культивировать очищающий жар и ясные инструкции для сознательного направления всех чувств на пребывание в настоящем — именно это было самым освобождающим в то время, когда я пыталась справиться с вызовами, которые подбрасывала мне жизнь.
Жар, который я культивировала, принёс юношескую гибкость в моё тело. Облегчение, которое я получила на коврике, позволило без усилий вернуться к наслаждению священными текстами, пранаямой, повторением мантр и практиками медитации.
Очень скоро тёмные облака прошли, и я осталась с более глубоким пониманием того, зачем мы практикуем каждый день, — чтобы сделать себя более восприимчивыми к божественным дарам вокруг и внутри нас.