С чего начинается йога?

Для многих из нас знакомство с йогой начинается с практики гимнастических поз в фитнес-клубе или студии йоги. Однако Хатха-йога представляет собой более сложную систему, состоящую из 8 ступеней. Каждая предыдущая ступень подготавливает к следующей и даёт ключи к ее освоению. И так как практика асан — это третья ступень, то начинать стоит совсем не с нее.

Большая часть занимающихся приходит в классы йоги, чтобы улучшить самочувствие и исправить осанку. Мало кто планирует погружаться в ведическую философию. И все же общее понимание ступеней Хатха-йоги (и особенно, первых двух) необходимо. Оно поможет углубить практику асан, снизить риск травм, в разы увеличить их эффективность, а также повысить мотивацию к регулярным занятиям.

Корень и ствол йоги

Первые две ступени Хатха-йоги представляют собой морально-этические правила, касающиеся взаимоотношений с окружающим миром и самим собой.

Первая ступень называется «яма». В своей книге «Свет жизни: йога» Шри Б.К.С. Айенгар описывает ее следующим образом:

Яма — это культура самообуздания. Патанджали учил нас преодолевать свои эмоциональные и психологические слабости через принципы ямы. Бога смерти, кстати, тоже зовут Яма. Не соблюдая принципы ямы, мы становимся убийцами своей души.

На этой ступени говорится о таких общечеловеческих ценностях и моральных нормах, как ненасилие (ахимса), честность (сатья), библейское «не укради» (астея), упорядоченность половой жизни (брахмачарья) и ненакопительство (апариграха). Эти принципы позволяют выстроить здоровые отношения в социуме.

Вторая ступень — нияма.

Нияма обращается к проблемам внутреннего содержания. И если яма — это корень йоги, нияма (личная этика) — это ствол, который поддерживает нашу ментальную и физическую силу для самореализации. Так что яма и нияма — опорные колонны и кульминационное доказательство подлинности йоги (Шри Б.К.С. Айенгар).

Принципов ниямы, или индивидуальных этических предписаний, тоже пять. Это чистота (шауча), удовлетворённость (сантоша), непрерывная практика (тапас), самопознание (свадхьяйя) и смирение перед лицом Бога (Ишвара пранидхана). Эти предписания помогают найти внутри себя мир и гармонию, которые не будут подвластны никаким внешним бурям.

К практике асан могут быть применены все положения ямы и ниямы. Но давайте сегодня поговорим о двух принципах ниямы, которые способны полностью изменить качество занятий йогой.

obrezat-zensinu-vozle-steka-knig.jpg
Image on Freepik

Упорная практика и самопознание

Когда йога дается трудно, когда что-то не получается, когда нежданно-негаданно на занятии случается травма, советуют просто продолжать. Не сдаваться, несмотря ни на что. Ведь еще древние римляне заметили: путь к звездам лежит через терни.

Упорная и непрерывная практика, регулярность которой ничто не может поколебать, называется в философии йоги тапасом. Тапас — это третий принцип ниямы.

Все понимают, что без постоянных занятий не будет результата. Никто не надеется, что его осанка станет лучше только из-за того, что он от случая к случаю несколько раз в год приходит на йогу. Для достижения целей нужен тапас. Однако те, кто считают, что его одного будет достаточно, глубоко заблуждаются.

Шри Б.К.С. Айенгар писал:

Без придирчивого и проникающего самопознания (свадхьяйя), четвертого принципа ниямы, тапас принесет силу, но не интеграцию и не проникновение. Он будет генерировать энергию без особой направленности.

То есть такие занятия могут как улучшать здоровье, так и ухудшать. Например, при сколиозе мышцы с одной стороны позвоночника сильнее, чем мышцы с другой стороны. Если вы не отслеживаете выравнивание позвоночника, тренируясь на коврике, то эта тенденция может усугубиться. Сильная сторона станет сильнее, слабая слабее, а позвоночный столб кривее. Тапас сгенерировал энергию, но вот его направление совсем не то, что ожидалось.

Недостаточно механически повторять асаны и выполнять их, как получается. Необходимо внимательно наблюдать себя:

  • Какие мышцы пассивны, а какие перерабатывают?
  • Какие участки тела сжаты, а какие перерастянуты?
  • Как движутся кости в суставах?
  • Каково положение позвоночника?
  • Чем я балансирую, когда стою на одной ноге? Не держится ли мое равновесие на одном лишь прогибе в пояснице?

Без самонаблюдения занятия йогой невозможны. Однако если мы остановимся только на уровне самонаблюдения, никак не развивая его дальше, этого тоже окажется слишком мало. Необходимо поднять самонаблюдение на уровень свадхьяйя, четвертого принципа ниямы.

…свадхьяйя, или самопознание, необычайно трудна. Мы привыкли ассоциировать знание с накоплением информации. Но, на самом деле, свадхьяйя, прошедшая через стадию самоанализа — это путь концентрации, который ведёт по тернистому пути к знанию, разоблачая ложные притязания личности со всеми ее недостатками и фальшивыми добродетелями (Шри Б.К.С. Айенгар).

Если вы прочитали в книге или услышали на семинаре, как правильно практиковать асану — это еще не знание, это информация. Знанием информация станет только тогда, когда вы постараетесь реализовать ее на коврике, когда на своем теле почувствуете, что асану нужно выполнять именно так, когда это станет вашей новой двигательной привычкой. Именно, о таком знании пишет Айенгар.

О свадхьяйя можно говорить в том случае,

● …если вы собрали все наблюдения о своем теле,

● …если соотнесли эти наблюдения с информацией об асанах и правильной осанке,

● …если проанализировали практику и теорию, чтобы найти свои двигательные ошибки и понять, как их исправить,

● …если вы начали заниматься с учетом полученных выводов.

Горькие и сладкие плоды свадхьяйя

Свадхьяйя несет не только радость. Она может быть очень неприятной, ведь она разрушает наши представления о самих себе.

«Если найденное внутри нам не понравилось, мы должны со всей честностью сделать что-то, чтобы это поменять» (Шри Б.К.С. Айенгар).

Например, вы всегда были уверены, что у вас прекрасная осанка, а в ходе практики вдруг выяснилось, что ваша осанка всегда держалась только на сильном прогибе в пояснице, верх спины очень жёсткий, плечевые суставы тугоподвижные, лопатки плохо втягиваются.

У вас есть выбор: оставить все как есть и продолжать выполнять асаны поясницей или принять свой недостаток и начать работать над его исправлением.

Второй вариант непрост. Вам придется много переучиваться, снова потерять баланс в позах на равновесие, делать прогибы и асаны на раскрытие таза с меньшей амплитудой, не так зрелищно, как вы привыкли. Многим, а, может быть, и вам самим, покажется, что вы сделали шаг назад в своей практике. И лишь немногие поймут, что это огромный рывок вперед.

Но и это только первый, поверхностный, уровень. Свадхьяйя гораздо глубже. Честное самонаблюдение обнажает не только проблемы опорно-двигательного аппарата, но и темные стороны личности, которые мы не хотели бы замечать. Что же делать тут? Признание «я — плохой» невыносимо. Оно подрывает психические устои.

Однако это признание не выглядит таким ужасным, если мы понимаем свою истинную природу. Если мы сознаем, что подлинные мы — это вечные, чистые и незапятнанные души, а тела и даже личности — это только одежда для душ.

Кому тогда придет в голову считать пятна на одежде частью себя? Кому захочется ходить в грязной одежде, стараясь не замечать пятен на ней? Когда мы осознаем эту истину, нам станет проще практиковать свадхьяхью. И мы с большей радостью будем искать на себе пятна, чтобы их отстирать. И именно тогда начнется глубокая трансформирующая йога, а не когда мы встали на голову или руки, или втянули живот в удияна бандха.

Комментарии

Читайте также