«Я бросаю себе вызов — насколько лучше я могу стать?» Интервью с Шэрон Гэннон.

«Я бросаю себе вызов — насколько лучше я могу стать?» Интервью с Шэрон Гэннон.

Шэрон Гэннон начала практиковать йогу в 1976 году, а в 1984 вместе с Дэвидом Лайфом разработала собственный метод — Дживамукти-йога. Я познакомилась с этой вдохновляющей парой десять лет назад на первой конференции Yoga Journal в Москве. Их метод мне сразу же полюбился.

Дживамукти-йога построена на виньясе, самоисследовании, преданности, музыке, пении мантр и медитации. Основатели школы уделяют много внимания соблюдению прав животных, пропаганде веганства, проблемам защиты окружающей среды и политическому активизму.

В прошлом году я отправилась в Индию на тренинг для преподавателей и стала сертифицированным учителем Дживамукти-йоги. Недавно Шэрон проводила семинар в Голландии, и я с удовольствием устроила дома веганский ужин для неё и других учителей Дживамукти-йоги. Это был замечательный вечер, а до дегустации блюд у нас случился следующий разговор.

Эллен: Вы знаете, какое ваше высказывание самое известное и цитируемое?

Шэрон: Понятия не имею. Может быть, «лучший способ наладить свою жизнь — улучшить жизнь других».

Э: Ещё одно высказывание: «Вы не можете заниматься йогой. Йога — ваше естественное состояние». Не могли бы вы объяснить, что вы имели в виду?

Ш: Слово «йога» означает соединять или вспоминать. Йога — значит помнить, кто вы есть, помнить о Боге и о своей связи с ним. Помнить, что вы бессмертны и ваша истинная суть — счастье. Так что вы не можете заниматься этим — это невозможно получить. Вы можете практиковать асаны, которые, обнаруживая точки сопротивления естественному состоянию, помогут вспомнить, кто вы есть на самом деле. Говоря более практически, не забывайте о Боге и будьте добры к окружающим. Эти действия работают в тандеме. Проявление доброты к другим людям изменит вас. Согласно Патанджали, наш эгоизм и предубеждения против других — главные препятствия на пути йоги. Поэтому, какую бы практику вы ни делали — будь то стойка на голове, медитация или соблюдение ахимсы и обета честности, — всё это поможет преодолеть нашу зацикленность на себе и вернуться к естественному состоянию доброты и счастья.

Э: Мне нетрудно быть доброй к добрым людям. Но как поступать с теми, кто нечестен и груб по отношению к другим?

Ш: Если человек становится причиной несчастья других, а вы остаётесь в стороне, вы ему потворствуете. Большинство людей не осознают, что они поступают недобро. Как йог, вы должны указать человеку, когда его Эго начинает определять его действия. Если он не захочет измениться, отстранитесь и прекратите общение.

Э: По своему опыту я знаю, что даже мир йоги часто бывает недружелюбным и полным конкуренции. Меня это всегда расстраивает.

Ш: Йоги — тоже люди. Когда учителя йоги, занимая авторитетную позицию, злоупотребляют ей, это значит, что они просто не достигли духовной зрелости. Они не жаждут просветления больше всего на свете. Нет, они хотят денег, славы, уважения, найти спутника жизни, иметь красивый дом. Меня это не беспокоит, потому что они стараются в меру своих способностей, а мне стоит сосредоточиться на своих сильных сторонах. Как я могу стать лучше? Полезнее задать себе этот вопрос, чем тратить энергию на критику других.

Тем не менее в йоге должно быть больше скромности и смирения. Без этого йога невозможна. Иначе мы так и останемся зацикленными на самих себе.

Э: Возможно ли быть йогом, не практикуя асаны?

Ш: Я думаю, что асаны очень важны. Возможно, это самая важная ступень из восьми, если вы определяете асану, как Патанджали: «стира сукха асанам». Это значит «связь с землёй должна быть стабильной и полной радости». «Земля» здесь — другие люди и окружающая среда — всё, что находится за пределами вашей личности. Асана в этом случае подразумевает ваше положение в мире по отношению к другим. Ваши отношения с Землёй и людьми должны быть взаимовыгодными. Мы живём в культуре, которая не поддерживает подобную позицию. Наша культура сейчас строится по принципу «земля принадлежит нам». Мы также верим в своё превосходство как биологического вида и эксплуатируем всё остальное ради собственной выгоды. Патанджали говорит: «Если вам нужна йога, если вы хотите познать Бога, вспомнить Бога, тогда такая позиция не работает». Ваши отношения с Землёй должны приносить пользу обеим сторонам, поэтому асана очень важна. Любой, у кого есть тело, может практиковать асаны, даже люди с ограниченными возможностями.

Если вы по-настоящему практикуете асаны в смысле, описанном Патанджали, яма и нияма откроются вам. Гнев, эгоизм, сомнения в нашем теле — все негативные эмоции — происходят из наших отношений с миром. Когда вы очищаете свои отношения, вам открывается йога.

Э: Взаимная польза, конечно, подразумевает отказ от употребления животных в пищу — принятие веганства. Когда я говорю, что я веган, люди иногда реагируют несколько агрессивно, поэтому я стараюсь особо не распространяться об этом. Но что делать, когда я прихожу в гости к друзьям, которые недопоняли смысл веганства и приготовили мне замечательное вегетарианское блюдо, в котором есть яйца, сыр или молоко? Подобное часто происходит со мной и, в конце концов, я ем угощение, ведь я не хочу их обидеть. Что бы сделали вы?

Ш: Откажитесь от предложенного блюда, но не делайте из этого проблему, не злитесь и не представляйте себя жертвой невнимания. В целом я настроена оптимистично: всё больше людей становятся веганами и расширяют свой круг сострадания, в нём есть место всем живым существам. Идея нашего превосходства как вида, вера в то, что у людей больше прав, чем у животных, плодили жестокость на протяжении тысяч лет. Теперь это меняется.

Существует масса способов помочь животным, помимо веганства. Я никогда не выхожу из дома без семечек в кармане: кормлю птиц в Нью-Йорке. Также мы создали бесплатную ветеринарную клинику для кошек и собак.

Если вы хотите приютить животное, не разрушайте семью, возьмите и мать, и ребёнка.

Кроме того, постарайтесь способствовать распространению информации на эту тему. Много лет назад я стала веганом, посмотрела британский документальный фильм «The animal spirit». Он изменил мою жизнь. Без сомнения, моё желание поделиться этим опытом повлияло на идеологию Дживамукти-йоги.

Э: Несмотря на то, что сейчас огромное количество людей практикуют йогу, мир, кажется, становится только хуже: терроризм, войны, загрязнение окружающей среды, глобальное потепление.

Ш: Да, знаю, но я хочу изменить это. Шаг за шагом. Возможно, перемены не произойдут в то время, что мне отведено. Я реалист, но у меня есть вера в доброту вечной души. Поэтому я смотрю на этот негатив как на что-то нереальное, что должно пройти. В это время сосредотачиваюсь на реальном — на вечной и божественной природе вещей. Я стараюсь распространять доброту, доброту, доброту. И бросаю себе вызов — насколько лучше я могу стать? Могу ли сократить покупки, использовать меньше воды, не поддаваться гневу? Если я раздражена, стараюсь остановиться на секунду и позволить этому чувству угаснуть.

Э: Я люблю классы Дживамукти-йоги за то, что это опыт, неизменно приносящий радость — в Нью-Йорке, Москве или Берлине. Как вам удалось создать такую особенную атмосферу?

Ш: До Дживамукти, когда мы с Дэвидом посещали разные классы йоги, наш опыт можно было разделить на две категории. Иногда учителя были ужасно серьёзными и очень критичными, будто они сами никогда не делали ошибок. Либо всё было наоборот: свечи и благовония, и простое катание по полу в стиле «какую бы нам сейчас принять позу».

Йога — это счастье, поэтому йога-класс должен быть праздником счастья. Мы приносим на занятия всё, что мы любим: музыку, медитацию, чтение священных текстов, истории, призыв к защите окружающей среды и веганству. То, что мы делаем во время классов, должно изменять мир к лучшему. Если йоги не могут внести вклад в совершенствование мира, то кто может?

Э: Сейчас вы учитель мирового уровня, гуру для многих. Какова роль гуру в современном мире?

Ш: Я ответственно отношусь к этой роли и ставлю во главу угла скромность. Стараюсь не приписывать себе заслуги и каждый день прошу Бога сделать меня своим инструментом. Когда студенты благодарят меня за удачное занятие, я говорю: «Всё во славу Кришны». Я действительно имею это в виду.

Э: Как бы вы хотели состариться?

Ш: Как и все мы, я начала стареть, когда появилась на свет. Физическому телу предначертано стать старым. Йога учит нас тому, что у нас есть тело, но мы не являемся им. Я наслаждаюсь путешествием в своём теле в данный момент. Я благодарна за каждое мгновение, особенно, когда напоминаю себе, что жизнь предлагает множество способов творить добро и приносить пользу.

Э: Однажды вы получили письмо, которое начиналось со слов: «Дорогой я, воплощённый в тебе...».

Ш: Это просветление. Когда вы можете видеть себя в других, различия исчезают. Остаются только любовь и Бог — это потрясающее искрящееся чувство.

Перед началом каждого занятия я стараюсь посмотреть на каждого в зале и увидеть в нём святое существо, Бога. Если я могу смотреть на всех как на святых существ, то смогу и себя увидеть таким образом. Это и есть йога — знание единства.


Хотите встретиться с Шэрон Гэннон лично? Приходите на 10-ую Международную Конференцию Yoga Journal!

15-16 октября в Москва-Сити, более 30 часов практики с самыми яркими преподавателями со всего мира.

Конференция Yoga Journal – это уникальная возможность познакомиться с богатейшим миром йоги, поэкспериментировать с новыми стилями, усовершенствовать собственное мастерство, дополняя практику новыми техниками от преподавателей высочайшего уровня. Классы Конференции объединены темами: сила, осознанность, расслабление. Выбирайте то, что для вас имеет значение сейчас.

Хедлайнеры Конференции: Шэрон Гэннон и Дэвид Лайф – основатели направления Дживамукти-йоги.

На Конференции состоится российская премьера документального фильма «What is Real» («Что есть реальность») и презентация книги Шэрон Гэннон «Йога и вегетарианство».

Преподаватели Конференции: Руслан Клейтман, Сергей Агапкин, Густаво Пласа, Випул Бхатти, Садашива, Лена Сидерская, Нина Мел, Алексей Владовский, Елена Ульмасбаева, Сергей Сидоренко, Сергей Мироненко, Александр Дудов и многие другие.

Не пропусти главное событие в мире йоги!

Подробности: conf.yogajournal.ru

620ji.jpg


фото: Мартин Берендсен / перевод: Екатерина Сытник

Читайте также