Материал о сомнологии Никиты Олейника и Алены Антоновой

"Всем, кто ложится спать, спокойного сна"

Сомнология — одна из наиболее бурно развивающихся областей нейронаук, изучающая механизмы и функции сна, а также заболевания, связанные с его нарушением. Наука эта молодая. Однако сон и сновидения интересовали людей с древнейших времен.

Сон всегда ассоциировался с чем-то магическим, а сновидения многие народы считали способом общения с потусторонним миром. В Древней Греции в храмах, посвященных богу врачевания Асклепию, по сновидениям «диагностировали» болезни. Во многих древних культурах сон рассматривался как состояние, промежуточное между жизнью и смертью. Об этом говорят существующие и в настоящее время поверья, согласно которым душа человека во время сна выходит за пределы тела и парит в «мировом космосе», а утром возвращается. Но если разрисовать лицо краской или изменить внешний облик человека, то душа не сможет узнать свое тело и человек умрет. Такие представления опирались на отсутствие у спящего человека реакций на внешние воздействия, а также на нередкие случаи смерти во сне или при пробуждении (в современном понимании — от инфаркта или инсульта).

Сегодня сомнология, несмотря на свою непродолжительную историю, имеет большое количество направлений и сфер изучения. Она включает не только фундаментальные аспекты исследований в области физиологии, нейрохимии, генетики сна и суточных (циркадианных) ритмов, но и практические.

Отдельная область — медицина сна — занимается диагностикой и лечением всех его расстройств. К ним, помимо широко известных инсомнии (бессонницы) и снохождения (одного из видов так называемых парасомний), относятся периодические движения конечностей во сне, синдром «беспокойных ног», нарушения циркадианных ритмов и поведения в фазе быстрого сна; гиперсомния (повышенная дневная сонливость), а также апноэ — синдром остановок дыхания, часто сопровождающийся храпом.

сомнология 1.jpeg

В последнее время во всем мире у людей наблюдаются проблемы со сном. Об этом свидетельствует рост продаж снотворных препаратов, а также увеличивающееся количество посетителей с жалобами на нарушение сна у психотерапевтов и сомнологов — медицинских специалистов в области сна.

На недавно прошедшей в Москве Конференции Ольги Савониной «Здоровый человек» «Йога Журнал» побеседовал с Романом Вячеславовичем Бузуновым — руководителем Центра медицины сна Клиники реабилитации в Хамовниках, ведущим российским экспертом по лечению бессонницы, храпа и апноэ сна.

- Можно ли спать днем?

Днем вздремнуть 15 — 20 минут. Главное, чтобы это не мешало вечернему засыпанию. Но я бы рекомендовал избегать дневного сна.

- Как современному жителю мегаполиса минимизировать стресс? Как подготовиться ко сну и попытаться восстановить сон, если он нарушен? Вы рекомендуете своим пациентам пранаяму, стабилизирующую дыхание?

То, что в йоге называется пранаямой, мы называем дыхательными и релаксационными техниками. Простая рекомендация. Замедлить дыхание на 5 секунд на вдохе и на 5 секунд на выдохе. Интервалы могут быть 4, 7, 8, секунд. Любое замедление дыхания ниже обычной скорости дыхания способствует расслаблению организма. Обычная скорость дыхания — 8 — 12 раз, раз в минуту. Поэтому любое замедление рефлекторно тормозит мозг, активность мозга снижается, уменьшается стрессовая нагрузка. Сознательное замедление функций у нас вызывает релакс и спокойствие. Конечно, имеет смысл дополнительно ещё усиливать эти эффекты различными йоговскими техниками: я в этой области не эксперт. И, если можно включить в свою жизнь систематическое занятие релаксационными практиками, то это прекрасно. Дальше можно прогрессировать в этом искусстве с точки зрения дополнительных техник. Следите за ритмом дыхания — самый главный совет.

сомнология и мозг.jpeg

- Что можете, как сомнолог, сказать про медитацию?

Когда человек медленно жуёт, тщательно пережёвывая пищу, например, по 30 раз, это уже отлично. Медленное жевание — само по себе можно назвать медитацией (есть такая практика — медитативная еда. — примечание Йога Журнала). Замедление кушанья, пережёвывания, любых процессов естественных функций организма, которые мы можем сознательно замедлить — это очень полезно.

Отлично, если мы станем применять такое в нашей ежедневной жизни. Конечно, это будет способствовать снижению стресса и тревоги. Та же самая медитационная ходьба. Здесь вы тоже замедляетесь ниже своего среднестатистического ритма ходьбы. Любое замедление рефлекторно тормозит мозг. На всё, что нас ускоряет, животное реагирует — «бей, борись, беги». Так заложено в нас генетически. Стресс, борьба — это ускорение любых функций, то есть выброс стрессовых гормонов. Либо догоняй, либо убегай. Мы сейчас говорим с вами об обратной ситуации. Если вы просто начнёте замедлять эту функцию, мозг подумает, что бороться не надо и будет работать на процесс расслабления. И, наоборот. Если начнёте ускорять, это значит, что нужно бороться, сражаться. То есть это будет раздражать мозг.

- Что Вы можете сказать про шавасану?

Прекрасная поза: лежишь и кайфуешь. Тотальная релаксация. Любые такие практики, которые ты делаешь регулярно, профессионально и под контролем тренера, действуют прекрасно.

- Как препараты на основе красного мухомора, который взаимодействует с гамк рецепторами, могут повлиять на расслабление?

Обычно мухоморный микродозинг обладает сонным эффектом. Хоть препараты красного мухомора в России находятся в правовом поле, в медицине мы должны лечить исключительно в соответствии с клиническими рекомендациям. Соответственно, я не могу в истории болезни назначить препарат из категории «офф-лейбл». Теоретически рекомендовать могу, написать в карте — нет.

- На западе по-прежнему идут научные исследования терапии психоделическими препаратами (кетамином, например), которые в некоторых странах применяются и для терапии при расстройствах сна. Вы слышали об этих исследованиях что-нибудь?

Я слышал про исследования, знаю, какие там результаты, к чему они пришли. Говорить об этом не могу: тема под законодательным запретом.

Бузунов виталий.jpeg

Рассказывает Никита Олейник, который проходил исследование в Институте сомнологии у Александра Леонидовича Калинкина, руководителя центра медицины сна, врача-кардиолога, сомнолога, кандидата медицинских наук.

«Некотрое время я наблюдал у себя проблемы со сном, конкретнее -- сложности с засыпанием в до-утреннее время. Мне повезло, и у меня есть возможность высыпаться во время дневное. Однако, проблему хотелось решить, или, для начала, хотя бы разобраться в её сути. Я обратился в московский Институт Сна при МГУ.

Принимавший меня в Институте доктор Александр Калинкин, выслушав всю мою историю, предложил мне сделать сомнограмму. Это замер показателей работы мозга и других систем организма в ночное время (о том, что всю ночь исследования я, скорей всего, буду бодрствовать, я его предупредил). Я согласился, и исследование мне назначили в ночь с 8 на 9 марта. Уже чуть позже я понял, что назначили мне его аккурат в серьезный индуистский (также почитаемый в Буддизме) праздник -- Махашиваратри, или Великую Ночь Шивы. Вообще-то я был приглашен моими друзьями праздновать его в московском буддийском центре, и сначала думал перенести дату исследования, но потом осознал, какая это уникальная возможность -- пройти исследование аккурат в этот праздник, и что это превратит банальное исследование в настоящий Перфоманс-Ритуал. Поясню. Уже год я посвящен в Тибетский буддизм ветви Гелуг-па и активно практикую в ней. Долгое время занимаюсь духовными практиками и метафизическими исследованиями. Среди объектов моих исследований -- школы и традиции Африки, Индии, Тибета и Китая. В числе моих исследовательских инструментов -- наследие западной Континентальной школы философии.

Никита Олейник.jpeg

Медсестра Анастасия показала мне аппарат, к которому мне предстояло быть «прикованным» до утра. Я ввел ее в курс концепции Ритуала-Перфоманса на Махашиваратри, она выслушала меня с интересом, предложив начать исследование ровно в полночь.

Он был похож на самодельный модульный синтезатор, вроде тех, с какими выступают звезды нашей (и не только) экспериментально-электронной музыкальной сцены. Датчики клеились на на голову и другие части тела, и провода от них шли в аппарат, как в коммутатор. Особенностью аппарата было то, что его можно было временно вынимать из «дока» и брать с собой, если было необходимо выйти по естественным (или неестественным) надобностям.

Хочу отметить, что в тот момент я принимал препарат на основе красного мухомора с целью нормализовать сон.


Всю эту ночь я провел, обклеенный датчиками, с ноутбуком на коленях, читал книгу, писал свою, и слушал музыку в наушниках.

Я еще не дождался результатов расшифровки сомнограммы, но уже несколько дней подряд засыпаю и просыпаюсь в одно и то же время. Можно констатировать, что Великий Шива откликнулся на мой жест, и, как истый МахаДэв, ВеликоДушно помог мне. Возможно, это действие мухоморного микродозинга. Результаты сомнограммы пришли хорошие, почти все показатели были в норме.

Личное общение с сомнологами Романом Бузуновым и Александром Калинкиным навело на интересные мысли. У меня появилась гипотеза, что сомнологи, являются особенными людьми на стыке ученых, медицинских работников и (как ни странно) — духовных практиков.

Во-первых, поскольку я сам являюсь духовным практиком с многолетним стажем и опытом, у меня давно уже «наметан глаз определять Своих». Во-вторых, оценивая практический, «измеряемый», результат, я могу с уверенностью констатировать, что мой визит в Институт Сна не был похож на обычное «посещение доктора», задача была решена намного быстрее, эффективней, и (что знакомо любому, занимающемуся Практиками), как бы «автоматически», по принципу «Ом Намо, всё само».

В-третьих, здесь возможно и определенное теоретическое обоснование. Дело в том, что сомнологи не просто профессионально работают с мозгом, они имеют дело с частотами, соответствующими не только расслаблению и фазам сна разной глубины («дельта», «тета», «альфа"-частоты), но и различным формам и уровням Медитации, от сатори до Самадхи. Можно предположить, что соприкосновение с подобными областями меняет и трансформирует и самих специалистов, формально, при этом, остающихся в поле науки и медицины.

Таким образом, Сон, как явление и предмет изучения, образует парадоксальную топологическую связь с феноменом Пробуждения».



Читайте также