Сергей Агапкин: современные тенденции в Хатха-йоге

Сергей Агапкин: современные тенденции в Хатха-йоге

- Какие современные тенденции в Хатха-йоге?

У нас по-прежнему наблюдается попытка переноса традиционной индийской Хатха-йоги в том варианте, в котором она была когда-то, на современную почву. Наверное, из всего, что сейчас представлено на Западе и в России, это самая малочисленная категория людей. И мне кажется, такая попытка обречена, так как это совершенно другой культурный контекст. Я с большим уважением отношусь к таким людям – они смогли в этот контекст влиться, но это очень длинный и сложный процесс. Понятно, что погружение в любую культурную среду начинается с изучения языка. Невозможно погрузиться в британскую культурную среду, не зная английского. Точно так же погружение в культурную среду классической Хатха-йоги подразумевает как минимум очень хорошее знание санскрита – именно на уровне «свободно читаю без словаря».
Такие люди есть, но они малочисленны, поскольку это все базируется на самоотверженности и серьезной мотивации – что так должно было пронять человека, чтобы он забыл, что был октябренком, пионером, комсомольцем, нововоцерковленным – и стал изучать санскрит? Естественно, поскольку родилась традиционная индийская Хатха-йога где-то в средневековье, она достаточно сильно интегрирована с религиозным контекстом. Получается, человек должен изменить свое вероисповедание, полноценно влиться в Санатама Дхарму. В силу этого мне кажется, что возможности для переноса на Запад сильно ограничены. Мало у кого есть такая мотивация.
Также особенность в том, что западный человек в какой-то степени очень конкретен. Он ищет быстрое подтверждение того, что это удачное приобретение. А в случае классической Хатха-йоги каких-то быстрых результатов, которые сделают тебя просветленным, или дадут какие-то сиддхи – нет. И потому мне кажется, что западные люди, попадая в такие школы и имея возможность заниматься, достаточно быстро уходят, так как не видят никакого смысла, не видят результатов от этого.
Куда они уходят? Есть две основные тенденции.
В 20-е гг. Свами Кувалаянанда провел следующее разделение Хатха-йоги: он сказал, что есть йога как физическое воспитание и ввел понятие «йогический культуризм». Вернее, он даже его разделил – на йогический физический культуризм и йогический духовный культуризм. Он сказал, что физические культуристы занимаются асанами – то есть такими физическими вещами, которые можно потрогать, технично сделать, а духовные культуристы занимаются пранаямой, медитацией и прочим. Мне кажется, все так и пошло, как он описал еще в 20 годах.
Физическая йога расширилась – она захватила в том числе и пранаяму, и это привело к появлению йоги как попытки реализовать западную идеалистическую модель физической культуры – гармоничное физическое развитие, сила, выносливость. На самом деле, ничего такого в рамках традиционной Хатха-йоги нет. И максимум, что там удается реализовать – это неплохую гибкость. Но сейчас множество авторских школ, которые пытаются прокачать силу, выносливость, гибкость в разных пропорциях, и это достаточно большое направление, которое совершенствуется. Временами встречаются очень интересные варианты – например, Прасара йога Скота Соннона, который является шедевром мысли в области теоретической и практической физкультуры – с одной стороны. А с другой стороны, есть течение, в котором физкультура уходит на второй план и акцент делается на неких психических переживаниях. В силу сложности интеграции средневековой индийской философской и религиозной модели, в которой и индусы-то не очень разбираются, часть философского контекста была заменена на западный философский контекст – из западной философии и западной психологии – где на месте реализации какой-то религии стоит пирамида Маслоу, концепции духовных кризисов, трансперсональной психологии и прочее. И на базе этого строится какая-то новая психологическая Хатха-йога. Концепции чакр и прочего переиначиваются на некий психосоматический лад, проводятся параллели между чакрами и поясами телесно-ориентированной психологии Райха, и получается такой гибрид. Немного странноватый на мой взгляд, но многим людям нравится. Насколько это жизнеспособно, время покажет, но это тенденция однозначно мощная.
Мы видим в рамках Кундалини-йоги, что эта тенденция нарастает, и что от традиционной индийской философии люди уходят больше в область западной философии и психологии. Вот это 3 основных тенденции, которые присутствуют в Хатха- йоге на данный момент (и, естественно, разные компромиссные варианты).
Если представить традиционную Хатха-йогу, психосоматическую Хатха-йогу и йогу физкультурную в виде колец, которые взаимно пересекаются, то они будут «залезать» на территорию соседнего кольца.
На деле как получается – есть человек, он занялся йогой. У него от природы не очень хорошая физическая кондиция. Человек ведь существо, которое всегда стремится к дисгармонии. К гармонии он стремится на уровне концепции, а на уровне реализации – к дисгармонии. И поэтому мы видим, что человек слабый будет заниматься йогой для приобретения духовности. Человек физически сильный и склонный к физически активным действиям будет заниматься йогой как физкультурой. Человеку свойственно реализовывать тот потенциал, который у него есть, а не пытаться развивать то, что у него слабо. Люди с хорошей гибкостью часто идут в Хатха-йогу. Почему? В тяжелой атлетике им ничего не светит. Люди с хорошей выносливостью идут в бег и говорят, что от йоги никакой пользы. Люди в большинстве случаев ищут то, что им лучше всего заходит, лучше всего получается. И на выходе получаются вот такие направления. Яркие, потому что люди в них делают то, что у них хорошо получается.
Об этом еще в средние века писали. Мы постоянно читаем, что ученики делятся на несколько категорий. В «Йога-Сутрах» встречается такое описание. В средние века уже было разделение – на Раджа-йогу, Бхакти-йогу – то есть и тогда были любители поговорить и поэмоционировать.

- Хатха- йога – самое распространенное направление сегодня?
Если под Хатха- йогой мы понимаем все разновидности йоги, которые так или иначе включает в себя какие-то физические упражнения, то где-то, наверное, она достаточно распространена. В России Хатха- йога – точно не основной вид физкультуры. Но если мы говорим о месте Хатха- йоги среди других видов йоги, то да. Во всем мире Хатха- йога – доминирующий вид йоги. Это объективная реальность – было проведено большое исследование, международное анкетирование, и только 10 % опрошенных сказали, что они занимаются йогой как духовной практикой. 90 % делают это для поддержания здоровья и фитнеса.

Читайте также