Джидду Кришнамурти – Мессия из Южной Индии

Джидду Кришнамурти – Мессия из Южной Индии

Объявленный Мессией в четырнадцать лет мальчик из Южной Индии превратился во всемирно признанного философа, ставящего под сомнения теории западных ученых.

От оккультизма к квантовой физике

Джидду Кришнамурти родился 11 мая 1895 года в маленьком городке на юге Индии. Еще в юношестве его заметила президент Теософского общества Энни Безант. Перед тем, как примкнуть к обществу, эта деятельная англичанка боролась за права женщин и независимость Индии. Вдохновленные учением Елены Блаватской, задачей теософов было предотвратить извращение универсальных древних истин, лежащих в основе всех религий. Юный Кришнамурти был провозглашен мировым учителем, прихода которого теософы ждали для завершения своей миссии. Чтобы подготовить мир к его пришествию, была создан «Орден Звезды Востока». В 1929 году разочарованный учением Кришнамурти покинул общество и отправился в свое собственное путешествие вокруг света, которому суждено было продлиться почти 60 лет, до самой его смерти в 1986 году.

Куда бы ни приезжал Кришнамурти – Вашинтон, Лондон, Рим, Париж – везде его ждали переполненные аудитории. Тем не менее, он никогда не объявлял о своей приверженностик каким-либо доктринам и не говорил громких слов. Он просто отвечал на вопросы публики, жаждавшей получить надежду на облегчение своих обыденных проблем. Придя с Востока, Кришнамурти вернул западную философию, давно скрывшуюся за закрытыми дверьми и академическими талмудами, к ее Сократовским корням – странствующему мудрецу, который с любопытством рассуждал о высоких материях и искусстве разведения кур. Он описывал проблемы современного общества, жестокость, перед которой мы беззащитны, призывая освободиться от внутреннего бремени горя, обиды и печали. Свои рекомендации он давал, с большой точностью разбирая тонкие аспекты работы человеческого сознания.

Своими учениями харизматичный индус привлек не только представителей богемы, актеров Чарли Чаплина и Грету Гарбо, писателя Олдоса Хаксли и философа Бертранда Рассела, но и теоретичекого физика Дэвида Бома, кандидата на Нобелевскую Премию. В течение 25 лет они переодически встречались, чтобы обсудить проблемы восприятия времени и существования сознания, задаться вопросами о возможности перемен и истинного развития. Почетный профессор физики Университетского Колледжа Лондона и прилежный студент своего собственного сознания, Бом и Кришнамурти были объединены одной целью – понять природу реальности и динамического равновесия непрекращающихся изменений, составляющих нашу жизнь.

О чем говорил Кришнамурти?

«Правда – нерасчерченная территория», – говорил Кришнамурти. С готовностью указывая направление, он подчеркивал, что каждый должен найти дорогу сам. Мы можем понять себя только, если, осторожно наблюдая, осознаем, какие именно защиты мы создаем лично для себя, будь они религиозными, социальными или политическими. Только приняв свой собственный способ бытия, мы сможем разобраться в идеях, символах, убеждениях, за которыми скрываемся от жизни. При этом свобода вовсе не в неограниченном выборе этих самых защит, а в их падении. Свобода выбора – иллюзия, так как она движима инстинктивным желанием избежать боли и получить удовольствие. Настоящая свобода – чистая осознанность, сопровождающая каждый день нашего существования.

Кришнамурти утверждал, что мысль – это время. Мысль возникает на основании нашего опыта и знаний, поэтому она неотделима от времени и прошлого. Время – психологический враг человека. Наши решения основываются на знаниях – плодах прошлого – вместо внимания к условиям ситуации в настоящем. Поскольку мысль имеет свои ограничения, мы постоянно разрываемся между интуитивным ответом в новой ситуации и запрограмированной реакцией на прошлый паттерн. Поэтому полное отрицание – суть позитивного становления. Когда мы освобождаемся от всех умопостроений, мы позволяем разуму и чувствам работать сообща без посредников.

Кришнамурти и Йога

Кришнамурти понимал, что без власти над телом нет власти и над умом. Принадлежащий к индийской культурной традиции и жадно изучавший «Йога-сутры» Патанджали в молодости, он обратился к Б.К.С. Айенгару за помощью с физическими аспектами йоги. На протяжении долгого времени Айенгар проводил индивидуальные занятия с Кришнамурти. В какой-то момент они сблизились до такой степени, что, по воспоминаниям одной из учениц, начали говорить в одном тоне и было неясно, кто у кого больше заимствует – Кришнамурти у Айенгара или наоборот. Как бы то ни было, это неудивительно, ведь оба они в сущности призывали к одному – отступить от знакомого и сделать шаг в неизвестность. Без сомнения, йога интересовала и западную аудиторию, которая задавала Кришнамурти вопросы о разных ее аспектах. Ниже приведены отрывки из его ответов:

«Йога – это навык в действии, это не простое повторение определенных движений. Йога – это, когда вы выполняете свою рутину прилежно, легко, без натяжки, ведь обретенный навык подразумевает минимум усилий. Если вы выполняете последовательности любого стиля и перенапрягаетесь – это не йога. Поэтому не старайтесь установить строжайшую дисциплину, найдите интенсивность, которая подходит чувствительности вашего тела. Сегодня вы практикуете йогу легко, а завтра возможно ваше тело устанет и откажется сотрудничать. Тогда не заставляйте себя, это не механическая схема. Умение прислушиваться к себе требует тонкого интеллекта, не только телесного, но его сочетания с умом, которые подскажут, как поступить».

«Настоящая йога – Раджа Йога, Йога Королей – искусство вести высоко моральную жизнь. Не стараться действовать правильно, опираясь на обстоятельства или культурные традиции, а вести истинно этическую деятельность – не причинять боль, не пить, не принимать ненужных лекарств. Это значит не брать больше, чем вам нужно, есть и спать только, сколько требуется организму. Никто не определит за вас, что хорошо, а что плохо. Слово «йога» означает соединить – высокое с низким, или низкое с высоким. Только сделав это для самих себя, вы найдете гармонию, чтобы поступать правильно. Здоровое тело может возникнуть только из баланса всех чувств». «Когда вы практикуете йогу, принимаете асану, что происходит сначала, вы создаете образ в уме или просто делаете, как говорит учитель? Если вы сначала будете заниматься собственной идеей, то любая практика будет длится бесконечное количество времени. Но если вы интуитивно следуете за учителем, когда он говорит «Сделайте это», и вы делаете, тогда вы просто растворяетесь в процессе. Возможно, что вы ошибетесть или выполните движение неверно, но вы действуете. Поймите, как это важно. Большинство из нас слушают, потом создают идею, а после, цепляясь за свой ментальный образ, пытаются претворить его в реальность. Напротив, когда вы слушаете и делаете, идея исчезает, и вы полностью включены в практику».


Текст: Екатерина Сытник

Читайте также