Как использовать йогу в обыденной жизни

Йога не на коврике, или как практиковать целый день

Содержание статьи

Я преподаю Хатха-йогу и внимательно наблюдаю за состояниями людей до, во время и после практики. Если до занятия человек был взбудоражен, тело его было отдельно от духа, а мысли неслись впереди сознания, то во время практики они успокаиваются, сознание обретает контроль над мыслями, а тело становится мягким и покорным. Но стоит практике закончиться, а дверям студии распахнуться — только что усмирившийся дух уже закручивается вихрями городской жизни. И вот страсти вновь распаляются, мысли будоражатся, а тело исполняется новыми блоками.

Если мы говорим о человеке, который практикует йогу как духовную систему, а не фитнес-формат, тогда имеет смысл говорить о йоге как о практике всего дня. В таком случае, занятие на коврике становится квинтэссенцией смысла и вдохновения на «йоговское» поведение в обыденной жизни.

scastlivyi-biznesmen-pisat-grafik-v-dnevnik.jpg
Image on Freepik

Каково же это йоговское поведение?

Безусловно, это соблюдение ямы и ниямы (йоговского нравственного кодекса), но в первую очередь — это сохранение осознанности. Сейчас термин «осознанность» приобрел очень много значений, поэтому считаю важным задать ему рамки в области данной статьи.

Осознанность здесь будет рассматриваться как внимательное включение внешнего события в область знаний своего внутреннего мира и разумное ответное поведение на тот или иной стимул. Проще говоря, йог реагирует на внешние события не реактивно, как поступает большинство людей, а проактивно. Например, вы заходите в общественный транспорт в час пик. Людей много, удовольствия от этой процессии мало кто получает, и вот кто-нибудь вас случайно (или нет) толкает. Реактивный ответ на это внешнее событие представить легко — можно толкнуть в ответ, можно выругаться, можно ни в чем себе не отказывать и сделать все вместе. Как же поступит проактивный йог в данной ситуации? Здесь открывается целое поле возможностей для настоящей практики! Я представлю вам несколько вариантов, которые впоследствии можно будет использовать в жизни и духовно расти.

В данной ситуации проактивный йог посвятит свои мысли аналитической медитации: в ней ты осознаешь и анализируешь свои реакции вместо «ответа» на внешние стимулы. В нашем случае это выглядело бы так после «удара» в транспорте: «Меня задели. Я чувствую раздражение и желание задеть кого-то в ответ. Почему меня это раздражает? В чем причина моего раздражения? Может быть потому, что я сегодня утром забыл попрактиковать? Нет, сегодня утром я практиковал. Причина в другом. Во мне это вызвало раздражение, потому что я почувствовал себя слабым; тем, кого можно ударить. Чтобы доказать обратное, я хотел ответить обидчику тем же. Но делает ли произошедшее со мной меня действительно слабым? Нет. Просто кто-то неудачно повернулся. Такое может случится с каждым…» Далее можно продолжать размышления в том же духе. Вы можете удивиться, насколько эффективна данная практика при ее регулярном использовании, вскоре ваши реакции на подобные «удары» станут совершенно иными — они более не будут вызывать в Вас раздражение или обиду.

korporativnaa-zensina-meditiruet-na-rabote.jpg
Image by yanalya on Freepik

Далее вы приходите на работу и узнаете, что на вас свалилась целая уйма задач, многие из которых — не в вашей компетенции. Реакция обычного человека — пойти и устроить «разборку». В целом, это логичная реакция, и даже наш йог скорее всего пошел бы ее устраивать, но важно понимать то, как он это сделает. Если обычный человек будет примешивать эмоции гнева, обиды, желания доказать свою правоту, то йог будет действовать, контролируя свои эмоции, руководимый желанием не доказать свою правоту, а прийти к истине, пусть даже условной. И, даже если вся уйма работы останется действительно в числе обязанностей йога, он со смирением примет ее и постепенно выполнит. Резюмируя выше сказанное, можно сказать, что йог действует гибко, исходя из конкретной ситуации, но не по эмоциям, а по разуму.

Во время обеденного перерыва мы присаживаемся вместе с коллегами, которые начинают обсуждать чьи-то личные качества, не относящиеся к работе. Проще говоря — начинают разводить сплетни. Обычный человек может соблазниться вставить свою лепту в подобный разговор, после чего он завязнет в нем как в трясине. Йог же вовремя отследит свою реакцию — желание вставить лепту — и успеет задаться вопросом: «А принесет ли это добро в мою жизнь или жизнь кого-нибудь другого? Нет. Поэтому я проигнорирую эту тему или даже попробую разговорить их на какую-нибудь другую: — А вы знаете какая сейчас чудесная выставка в Третьяковке?»

Главный плод, который дает медитация, — это плод внимательности и умение не поддаваться искушению.

Мы сидим в устойчивой позиции на коврике и учимся отслеживать возникновение мыслей и стараемся не идти у них на поводу. Порой бывают очень интересные мысли, те, которые так и «чешется» развернуть в своем сознании. Но ты вовремя вспоминаешь, что у тебя есть выбор не думать эту мысль и ты просто растворяешь ее. Так и в обыденной жизни: возникла мысль и желание — вовремя отследил их, проверил — стоит ли воплощать в жизнь — и, если нет, то легко отпустил их.

Йога — это не перетерпеть себя на коврике, а затем с еще большей силой распустить свои страсти, оправдывая их тем, что ты уже позанимался; йога — это образ, «полет» жизни, где час на коврике — только лишь взлетная полоса.

Комментарии

Читайте также