Йога и христианство: как некоторые стихи христианских текстов могут быть интерпретированы с точки зрения йоги

Йога и христианство. Часть 2

Первая часть статьи по ссылке.

Основателями всех современных религий были пророки, которые имели связь с Богом и пытались донести до людей знания, полученные от Него. Этот единый изначальный Бог, который может называться разными именами в различных религиях, является Источником истинного знания.

«Был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир».

(Евангелие от Иоанна, гл. 1, ст. 9)

Этот истинный Свет Высшего Духа любой человек сможет увидеть внутри себя, если он достигнет успеха в пробуждении собственного сознания с помощью практик йоги, и это даст ему возможность получать истинные знания непосредственно от единого Бога, как это делали основатели религий, что и происходит на высших уровнях практики йоги:

«5.16. Но для тех, у кого невежество разрушено знанием [своего] Духа [вхождением в самадхи], становится видимым и сияет тот Высший [Дух], подобный Солнцу, дающий знания.

5.4. «Получение истинного знания и йога отдельны», — так говорят наивные, а не мудрые. Именно в Едином [Брахмане] полностью пребывающий обретает оба плода — [и единение, и истинное знание].

5.5. То истинное знание обретают в Обители [Брахмана] - [Его Высшей природе], эта [Обитель] йогами также достигается [единением с Ним]. Кто в Едином [Брахмане] и истинное знание, и йогу — [единение] познаёт, тот знает [Истину]».

(«Бхагавад Гита»).

Эта статья посвящена тому, как некоторые стихи христианских текстов могут быть интерпретированы с точки зрения йоги, а также, чтобы показать общность этих стихов и стихов «Бхагавад Гиты». Эти христианские стихи, так же как и стихи «Бхагавад Гиты», часто описывают этапы пробуждения сознания и изменения его природы, а также как создавался этот мир Майи и человеческие существа, и, кроме того, в них можно найти описание реальных практик йоги и результатов этих практик, и ещё много другой информации, необходимой человеку для его совершенствования.

«Послание к евреям», гл. 11, ст. 1:

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом».

Этот стих описывает к чему приводит вера в Высший Дух в сочетании с успешной духовной практикой.

Вера есть неотъемлемый компонент сознания человека, это своего рода механизм открытия ума к чему-либо, и через эти «открытые ворота» человек получает информацию, в которую он затем верит и берет за основу своего мировоззрения, но кроме того, через веру сознание человека наполняется той природой, к которой она открывает его ум.

«О потомок Бхараты, вера каждого находится в соответствии с природой его [сознания]. Человек наполнен верой, какова его вера — именно такой же и он».

(«Бхагавад Гита», гл. 17, ст .3).

Для достижения успеха в духовных практиках сознание должно быть открыто к божественной природе, для этого человек верит и надеется, что Бог действительно существует, хотя пока Он может быть и невидим для него. Именно поэтому одной из ниям в йоге является Ишвара пранидхана — вера в Высший Дух и преданность Ему, и это неотъемлемый компонент практики йоги. Такое открытие ума к божественной природе через веру, в сочетании с успешной практикой йоги, пробуждающей сознание, приводит к тому, что человек достигает способности входить в состояние сверхсознания — самадхи, в котором у него появляется божественное зрение. И со временем он начинает этим зрением видеть Высший Дух. Таким образом, он на личном опыте убеждается в существовании Бога, что осуществляет его ожидание этого, основанное на вере, и даёт уверенность в невидимом ранее для него Боге. После получения этого опыта он может сказать: «Я не верю, что Бог существует, я знаю, что Он существует». Этот опыт является важным этапом на пути йоги, но без веры, открывающей ум к божественной природе с целью найти Источник этой природы и познать Его, достичь этого невозможно.

В дальнейшем, человек через единение со Светом Высшего Духа покидает природу Майи и входит в Высшую природу, что и является Высшей целью йоги. Про достижение этой же Высшей цели говорят и многие христианские стихи:

«Иисус сказал им:

- Когда вознесёте Сына Человеческого, тогда и узнаете, что Я это Он, и что ничего не делаю от себя самого, а говорю только то, чему Отец научил Меня.

И Он, пославший меня, всегда со Мной, Он не оставил Меня одного, потому что Я всегда делаю то, что угодно Ему».

(Евангелие от Иоанна, гл. 8, ст. 28 и 29).

Эти стихи описывают «вознесение Сына Человеческого» — выход человека из природы Майи и его погружение в Высшую природу, что и достигается на высших уровнях практики йоги через единение со Светом Высшего Духа. После этого «вознесения» человек становится сыном Божьим, таким же, каким и стал Иисус, и природа такого человека становится одинаковой с природой Высшего Духа, поэтому Иисус и говорит, что «Я это Он». Кроме того, эти стихи говорят о получении знаний непосредственно от Бога, и о том, что человек, достигший этого уровня, действует в мире, выполняя волю Бога, точно зная её.

«Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне…»

(Евангелие от Иоанна, гл. 14, ст. 11).

«Я пришёл от Отца в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу».

(Евангелие от Иоанна, гл. 16, ст. 28).

Иисус достиг этого высокого уровня ещё до прихода на землю, и его воскрешение после смерти тела подтверждает это, поскольку люди, достигшие такого уровня совершенства, являются очень могущественными и могут при необходимости сами создать себе физическое тело. Описание примеров таких же воскрешений после смерти тела, но среди йогов, можно найти в книге Парамахансы Йогананды «Автобиография йога».

Есть много других христианских стихов, также описывающих процесс «вознесения» в Высшую природу, но другими словами:

«Иисус отвечал:

- истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».

(Евангелие от Иоанна, гл. 3 ст. 5).

Природа Майи является природой смешанной, то есть природой «воды» и Духа. «Вода» — материя природы Майи, а Дух оживляет эту материю и наделяет её сознанием. «Родится от воды и Духа» означает выйти из природы Майи в Высшую природу — Царствие Божие, то есть человек не может познать Высшую природу, пока не выйдет из природы Майи.

«Побеждающему дам сесть со Мной на престоле Моём, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его».

(Откровение, гл. 3, ст. 21).

«Побеждающий» — человек, победивший связанность Майей и поднявшийся из неё в Высшую природу, после этого он становится сыном Божьим, подобным Иисусу, поэтому Иисус и говорит «дам сесть со Мною на престоле Моём», а, отбросив идею о своём отдельном существовании от Отца — Высшего Духа, человек становится единым и с Ним, то есть «садится с Отцом своим на престоле Его». По сути это описание реализации двух высших ступеней познания: самопознания и богопознания, реализуемых практикой йоги.

«Иисус сказал ему:

- Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, если не через Меня».

(Евангелие от Иоанна, гл. 14, ст. 6).

Этот стих означает, что Иисус прошёл весь путь полного пробуждения сознания, что он обладает полнотой истинного знания, и что он стал единым с Духом, который есть Жизнь, поэтому, «Я есть путь и истина и жизнь». Фраза «никто не приходит к Отцу, если не через Меня» не означает, что Иисус решает, кому можно войти в Царствие Божие, а кому нет, это решает сам Отец. Эта фраза означает, что чтобы войти к Отцу надо стать сыном Божьим, подобным Иисусу, и что другого пути нет.

«…отныне блаженны мёртвые, умирающие в Господе».

(Откровение, гл. 14, ст. 13)

В этом стихе «умирающие в Господе» означает ставших едиными с Ним, а это может произойти только после вхождения в Высшую природу и «рождения» Там.

«…истинно, истинно говорю тебе: если кто не будет рождён свыше, не может увидеть Царствие Божие».

(Евангелие от Иоанна, гл. 3, ст. 3).

«Рождение свыше» также означает появление человека в Высшей природе, после его ухода из природы Майи.

Кроме того, Иисус призывает людей идти по этому пути пробуждения сознания:

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам».

(Евангелие от Матфея, гл. 6, ст. 33).

Другими словами: «Прежде всего, пробуждайте сознание и ищите Царство Божие, а также истинных знаний непосредственно от самого Бога, и тогда вы достигнете всего этого». И всё это совпадает с Высшими целями практики йоги.

Об этом же процессе восхождения в Высшую природу говорится и в стихах «Бхагавад Гиты»:

«4.10. Многие [люди], свободные от вожделения, страха и гнева, подобные Мне, найдя прибежище во Мне, очищенные знанием жара [Света Брахмана], достигли Моей природы.

12.6. Однако те [люди], которые для Меня [совершают должные] действия, отрёкшись от собственных и имея Меня высшей целью [познания], именно йогой сосредоточенные, созерцающие Меня, поклоняются Мне [единением со Мной].

12.7. Их Я поднимаю из «океана смертей и перерождений» — [природы Майи] и делаю их вскоре, о Партха, погруженными сознанием в Меня.

12.8. Именно в Меня ум помести, в Меня разумом войди, с этих пор возвышенным будешь жить именно во Мне, в этом нет сомнения».