Кабир: поэт-мистик, объединивший духовные традиции Индии
Содержание статьи
Кабир (~XIV — XVI вв.) — выдающийся индийский поэт и мистик, оставивший глубокий след в духовной культуре Индии. Кабира называют певцом индо-мусульманского единства. Он родился в Бенаресе (по одной из версий) в семье ткачей и был приверженцем идеи божественного вне религиозных и кастовых барьеров. Его стихи, называемые дохи, проникнуты сильными социальными и духовными мотивами, отражающими стремление к чистой, бесформенной истине, неподвластной ритуалам и догмам.
Особенность Кабира в том, что он отвергал религиозные рамки, критикуя как индуизм, так и ислам за их внешние проявления и ритуализм. Он провозглашал единство всех людей перед Богом, веря в силу внутреннего постижения.
Первые упоминания произведений Кабира можно найти в двух крупных письменных памятниках. Первый — это священное писание сикхов Шри Гуру Грантх Сахиб, или Гурбани, где значительная часть священных текстов бани (или святых речений) принадлежит или приписывается Кабиру. Второй памятник — своеобразная энциклопедия святых, созданная в XVI веке поэтом Набхадасом, под названием «Бхактамала» (или «Гирлянда бхактов»). Это собрание описаний святых, преимущественно вишнуитских, которые верили в верховенство бога Вишну.
Кабир в своих произведениях использовал термины различных религиозных и философских учений, с лёгкостью соединяя их в едином духовном контексте. Так, он обращался к Богу под именами Хари, Кешава, Мурари, Аллаха называл Эмиром, Хазратом, Пиром, Алакхом, Ниргуном, Анантом, Брахманом, Атмой, Джйоти, Ниранджаном и Сатгуру. В его восприятии Бог един для всех людей, вне зависимости от их вероисповедания или происхождения, и он живёт в каждом сердце, не требуя посредников для общения с ним.
Один из центральных мотивов, которые пронизывают поэзию Кабира, — это стремление к нравственному совершенствованию человека, что, по его мнению, может привести к преобразованию всего мира.
Кабир утверждал, что истинная вера заключается не в выполнении религиозных ритуалов и соблюдении внешних предписаний, а в очищении души и сердца.
Его идеалом было справедливое общество, где счастливым становится тот, кто не стремится к мирской славе, признаёт всех людей равными и неуклонно исполняет свой долг. В основе такого общества должны лежать не только бхакти (преданность), но и према — всеобъемлющая любовь. Кабир считал, что Бог должен обитать в сердце человека, чтобы через божественную любовь оно смогло наполниться любовью ко всему человечеству.
Кабир оставил уникальное литературное наследие, которое по сей день вдохновляет людей разных религий и культур. Его произведения, в основном короткие стихи или двустишия (дохи) выделяются глубокой духовностью, простотой и прямотой, что делает их доступными и понятными каждому.
Примеры стихов Кабира
Жемчужины рассыпаны на дороге. Вышел слепой и не заметил их. Так и тот, кому недоступен свет Джагадиши, обойдет весь мир, но его не заметит (перевод Н. Б. Гафуровой).
* * *
Ты не размышлял о Раме и потому закоснел в грехах. А ведь тело твое — деревянный горшок, который вторично на огонь не поставишь (перевод Н. Б. Гафуровой).
* * *
Скажи, мулла, зачем на минарет залез?
Иль, думаешь, оглох всевышний — царь небес?
Того, кого зовешь ты громкою мольбой,
ищи в своей душе, он должен быть с тобой.
(перевод С. Липкина)
* * *
Ни ласки, ни любви и ни духовной пищи
повсюду не ищи, как милостыню — нищий:
Ты ласку и любовь твори в душе своей,
а не вымаливай их у других людей!
(перевод С. Липкина)
Примеры песен на стихи Кабира можно посмотреть по ссылке.Кабир и два последователя на террасе (~ 1610-1620 гг.) Индия, XVII