Кабир: выдающийся индийский поэт и мистик

Кабир: поэт-мистик, объединивший духовные традиции Индии

Содержание статьи

Кабир (~XIV — XVI вв.) — выдающийся индийский поэт и мистик, оставивший глубокий след в духовной культуре Индии. Кабира называют певцом индо-мусульманского единства. Он родился в Бенаресе (по одной из версий) в семье ткачей и был приверженцем идеи божественного вне религиозных и кастовых барьеров. Его стихи, называемые дохи, проникнуты сильными социальными и духовными мотивами, отражающими стремление к чистой, бесформенной истине, неподвластной ритуалам и догмам.

Особенность Кабира в том, что он отвергал религиозные рамки, критикуя как индуизм, так и ислам за их внешние проявления и ритуализм. Он провозглашал единство всех людей перед Богом, веря в силу внутреннего постижения.

кабир фото 1.jpg

Первые упоминания произведений Кабира можно найти в двух крупных письменных памятниках. Первый — это священное писание сикхов Шри Гуру Грантх Сахиб, или Гурбани, где значительная часть священных текстов бани (или святых речений) принадлежит или приписывается Кабиру. Второй памятник — своеобразная энциклопедия святых, созданная в XVI веке поэтом Набхадасом, под названием «Бхактамала» (или «Гирлянда бхактов»). Это собрание описаний святых, преимущественно вишнуитских, которые верили в верховенство бога Вишну.

Кабир в своих произведениях использовал термины различных религиозных и философских учений, с лёгкостью соединяя их в едином духовном контексте. Так, он обращался к Богу под именами Хари, Кешава, Мурари, Аллаха называл Эмиром, Хазратом, Пиром, Алакхом, Ниргуном, Анантом, Брахманом, Атмой, Джйоти, Ниранджаном и Сатгуру. В его восприятии Бог един для всех людей, вне зависимости от их вероисповедания или происхождения, и он живёт в каждом сердце, не требуя посредников для общения с ним.

Один из центральных мотивов, которые пронизывают поэзию Кабира, — это стремление к нравственному совершенствованию человека, что, по его мнению, может привести к преобразованию всего мира.

Кабир утверждал, что истинная вера заключается не в выполнении религиозных ритуалов и соблюдении внешних предписаний, а в очищении души и сердца.

Его идеалом было справедливое общество, где счастливым становится тот, кто не стремится к мирской славе, признаёт всех людей равными и неуклонно исполняет свой долг. В основе такого общества должны лежать не только бхакти (преданность), но и према — всеобъемлющая любовь. Кабир считал, что Бог должен обитать в сердце человека, чтобы через божественную любовь оно смогло наполниться любовью ко всему человечеству.

Кабир оставил уникальное литературное наследие, которое по сей день вдохновляет людей разных религий и культур. Его произведения, в основном короткие стихи или двустишия (дохи) выделяются глубокой духовностью, простотой и прямотой, что делает их доступными и понятными каждому.

Примеры стихов Кабира

Жемчужины рассыпаны на дороге. Вышел слепой и не заметил их. Так и тот, кому недоступен свет Джагадиши, обойдет весь мир, но его не заметит (перевод Н. Б. Гафуровой).

* * *

Ты не размышлял о Раме и потому закоснел в грехах. А ведь тело твое — деревянный горшок, который вторично на огонь не поставишь (перевод Н. Б. Гафуровой).

* * *

Скажи, мулла, зачем на минарет залез?

Иль, думаешь, оглох всевышний — царь небес?

Того, кого зовешь ты громкою мольбой,

ищи в своей душе, он должен быть с тобой.

(перевод С. Липкина)

* * *

Ни ласки, ни любви и ни духовной пищи

повсюду не ищи, как милостыню — нищий:

Ты ласку и любовь твори в душе своей,

а не вымаливай их у других людей!

(перевод С. Липкина)

Примеры песен на стихи Кабира можно посмотреть по ссылке.
кабир фото 2.jpg

Кабир и два последователя на террасе (~ 1610-1620 гг.) Индия, XVII