История йоги. Продолжение.

История йоги. Продолжение.

Содержание статьи

Начало материала.

Упанишады: 800 лет до н.э. — 200 г. н.э.

В следствии догматичности раннего Брахманизма и Вайшнавизма образовался кризис Брахманической системы, который стал предпосылкой расцвета Буддизма. В это времяобразовались группы отшельников-аскетов, отказавшихся от традиционных путей и сложивших различные системы саморазвития, получивших описание в своде текстов, называемых Упанишады (Сидящие рядом с Богом).

Многие философские и мистические идеи, обозначенные в Ведах, получили дальнейшее развитие в Упанишадах. Они рассказывают о основном принципе йоги — познания Абсолюта, принципах отождествления и слияния с ним. В них же появляются термины йоги применяемые и сегодня.

Достижение Абсолюта или Брахмана происходит посредством осознания Высшего Сознания (Атмана) индивидуальным сознанием, которое является его частью. Одно из самых известных описаний этого даровано в книге Бхагават-гита или Гита-упанишада.

Интересные тезисы схожие с современными взглядами появляются Майтраянья- упанишаде (200-300 лет до н.э.), где мудрец Шакаяна излагает ставшему отшельником царю Брихадратхе учение о шестеричной йоге (шат-анга-йога):

Сдерживание дыхания — пранаяма.
  • Прекращение деятельности чувств — пратьяхара.
  • Размышление — джняна.
  • Сосредоточенность — дхарана.
  • Созерцательное исследование — тарка.
  • Полное слияние — самадхи.

«Когда, видя благодаря ей, просвещенный видит Златоцветного Творца, Владыку, Пурушу, Источник, Брахмана, то, освобождаясь от добра и зла, он соединяет все в высшем неразрушимом Начале».


Эта Упанишада замечательна тем, что в ней описан процесс поднятия жизненной силы (прана) из основания позвоночника по центральному каналу (сушумна-нади) к вершине головы. В целом текст очерчивает каркас и методологию практик, которые станут фундаментом для развития системы йоги Патанджали.

Известные сегодня концепции реинкарнации и учение о карме тоже описаны авторами Упанишад.

Середина 1 века до н.э. время острейшего кризиса древней ведический цивилизации, который вызвал появление множества альтернативных учений.

Их создавали странствующие философы, аскеты и шаманы. Одним из таких аскетов был Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Проведя в странствиях 6 лет, он исследовал разные техники практикуя йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление и нашел ответ на свой вопрос — человек может обрести абсолютное счастье отказавшись от желаний. «И стали звать его Буддой» (Просветленным).

Будда

Классический период — около 200 г. н. э.

Классической йогой принято называть учение, изложенное в «Йога-сутрах Патанджали». Датировка написания Йога-сутр точно не установлена. Эта трудность связана с тем, что исследователи говорят разном времени жизни автора текста. Считают, что Патанджали жил около 50 года до н.э., но анализ содержания и терминов, с большей вероятностью относят текст Йога-сутр ко II веку н.э. Однако, не исключено, что в это время текст был подвергнут коррекции.

Кем был Патанджали определить невозможно потому, что существовало несколько известных людей с таким именем. Система практик, представленных в Йога-сутрах, по праву считается апогеем развития йоги. Не зря во всем мире они считаются даршаной — т. е. признано авторитетными.

Йога Патанджали имеет довольно много общих черт с буддизмом, но невозможно точно установить, связано ли это с общим развитием индуистского и буддийского направлений, или автор интересовался буддизмом, или просто они зародились в одно время и находились под воздействием общих тенденций.

Патанджали систематизировал обширный комплекс духовных практик и представил его как логичную последовательность ступеней, по которым следует подняться, чтобы добиться самореализации. Эта система авторитетна и сегодня, поэтому путь развития в практике йоги называется Восьмиступенчатой (аштанга) йогой.

Патанджали

8 ступеней йоги Патанджали:
1. Яма — моральный кодекс.
2. Нияма — очищение и дисциплина.
3. Асана — устойчивая поза.
4. Пранаяма — управление дыханием.
5. Пратьяхара — контроль органов чувств.
6. Дхарана — концентрация.
7. Дхьяна — медитация.
8. Самадхи — реализация, единение с Абсолютом.

8 ступеней йоги

Йога натхов или Сиддха йога — 500 лет н.э.


К этому времени исследователи относят формирование аутентичной традиции йоги Махайоги Матсиендранатха и его ученика Горакшанатха.

Горакшанатх развил хатха йогу, известную как крия-садхана, которая сейчас практикуется во всем мире. Горакшанатха, его учителя Матсиендранаха и их последователей называют Натхи (натх — повелитель), почитая, как как реализованных кайя-сиддхов достигших бессмертия, являющимися Аватарами Адинатха (Шивы).

В отличие от Махариши Патанджали, натхи делают акцент на кундалини-садхане, восходящей в тантрические учения. В связи с тем, что духовная культура весьма богата и разнообразна, разные группы натхов содержат в своей духовной практике элементы различных религиозных культов. Гуру Горакшанатх основал 12 пантхов, в основе которых, несмотря на все различия, лежит практика йоги.

Первым Гуру, поведавшим учение натхов своему ученику Матсьендранатху, был Шива в форме Адинатха, после чего Матсьендранатх передал учение Горакшанатху.

Горакшанатх известен во всех штатах Индии, что подтверждают легенды и предания о нем. Слава о великом йогине превзошла популярность его Гуру Матсьендранатха, который известен не только как натх, но и как основатель мистического, тантрического направления Кула, поэтому отчасти эти учения связаны друг с другом. Помимо Горакшанатха в ордене почитаются нава-натхи (девять-натхов), в число которых входит и Махайоги Горакшанатх. В своих практиках йоги и тантры он создал квинтэссенцию практически всех традиций: ведизма, традиции пуран, тантризма, шиваизма, шактизма, буддизма, джайнизма и др.

На протяжении многих веков натхи передавали знания по строгой цепи ученической преемственности (парампара), благодаря чему традиция сохранилась до наших дней.

Различные духовные системы на протяжении всего времени заимствовали методы йоги натхов поэтому Горакшанатха по праву считают основоположником хатха-йоги и практики

внутренней алхимии, ведущей к бессмертию.

Махайоги Горакшанатх написал около пятидесяти текстов по философии, метафизическим аспектам йоги и различным методам йога-садханы. Он основал орден Канпхата-йогинов, отличительным признаком которых в те времена служили большие серьги в ушах, символизирующие солнечную и лунную энергии.


Натхов так же можно узнать и по другому атрибуту — ритуальному свистку «нади», который они носили на черной шерстяной нити «джанеу». Этот символ связан с практикой нада-анусандханы, предназначенной для работы со звуковой вибрацией. Нить джанеу связана с каналами ида и пингала.

Перечень текстов по практике йоги и тантры, авторство которых относят к Горакшанатху и его последователям:

Гхеранда-самхита, Шива-самхита, Свара-тантра, Сиддха-сиддханта-паддхати,
Горакша- вачана-санграха, Аманаска-йога, Горакша-сиддханта-паддхати, Вивека- мартанда, Горакша-упанишада, Йога-сиддханта-паддхати, Йога-биджа, Горакша-паддхати, Горакша- самхита, Горакша-шатака, Йога-чинтамани, Йога-мартанда, Джнянамрита, Джняна- санкалини, Амараугха-прабодха, Йога-махима, Горакша-гита, Атмабодха, Горакша- сахасранама, Кулананда-тантра, Матсьендра-самхита, Акулавира-тантра, Джняна-карика, Натха-сутра, Хатха-йога прадипика, и другие.

Натхи не вступали в конфронтацию ни с какими учениями и всегда держались в стороне от социально-религиозной деятельности этих учений. У натхов доминировала направленность на мистический опыт. В натха-орден перешли многие тантрические буддисты, среди натхов можно встретить суфиев, вайшнавов, шайвов, шакт и каулов.
  • Период 450-850 г. н.э.

Следующей важной ступенью в развитии йоги стала Йогасутра-Бхашья — комментарий к Йога-Сутре Патанждали, составленный мудрецом Вьясой (Вьяса- Бхашья). Его датировка также вызывает трудности. Некоторые исследователи склоняются к тому, что Йогасутра-Бхашья была написана примерно в 450 году, другие ученые датируют ее более поздними датами, периодом с 650 — 850 г.
Вьяса в Йога-сутре Бхашья развивает некоторые моменты, лишь намеченные Патанждали. Например, он предлагает схему, согласно которой сознание состоит из пяти уровней (Майя коши) и обосновывает понимание Ишвары (Бога).

Период 1000 лет н.э.

В 850 год индийский философ-энциклопедист брахман Вачаспати Мирша также написал свой комментарий к Йога-сутре Бхашья — Таттва вайшаради. В своем труде Вачаспати Мирша еще больше конкретизирует концепцию Бога. Ишвара — есть сама Истина, и она стремится вызволить йогина из Сансары. Когда это происходит йогин может активно влиять на земные дела, при этом не испытывая их влияние на себе.

Кроме того, Вачаспати более развернуто объясняет многие принципы восьмиступенчатой йоги. Описывая разные приемы хатха-йоги, он рассказывает про асаны, а, также, искусство пранаямы и дхараны.

Шива

Период 1350—1400 гг. н.э.

Когда в западных странах, за пределами индийской культуры, говорят о хатха-йоге, обычно подразумевают йогу, известную по Хатха-йоге Прадипике, составленной мудрецом Свами Сватмарамой. Он написал эту книгу предположительно в 15 веке н.э. После Бхагават-гиты и Йога-сутр этот текст является наиболее значимым трудом, посвященным йоге. Сватмарама был последователем легендарного йогина Горакшанатха, т.е был адептом йоги традиции натхов (Натха- сампрадайя).

Хатха-йога Прадипика написана в стиле индийской философии, она посвящена Адинатху, который, согласно писаниям, передал знание йоги своей супруге Парвати.

Там же упоминаются Матсиендранатх, Горакшанатх и др великие Махайоги.

Свами Сватмарама в своем труде касается таких важных вещей, как практика Ямы и Ниямы, советы о питании йогина, описывает пранаяму и шаткармы (практики внутреннего очищения), мудры и бандхи

(телесные замки и печати), рассказывает о мистической анатомии, о нади — сети тонких каналов в теле человека, по которым движется прана, о спящей в основании позвоночника энергии Кундалини.

Хатха — हठ - haţha.

Слово хатха переводится с санскрита как «усилие», следовательно, сочетание хатха-йога можно перевести «усилие к единению». Часто слово «хатха» рассматривают как разделенное на слоги «ха» и «тха», но это не совсем справедливо, по отдельности они не имеют значений, но в паре приобретают множество смыслов, представляющих различные противоположности: Солнце и Луна, тепло и холод, мужчина и женщина и т. д. Это похоже на концепцию Инь и Янь из древнекитайской философии, но не соответствует ей полностью.

Современная хатха йога часто воспринимается только, как физические упражнения, что расходится с её первоначальной целью — самореализацией и растворением сознания в Абсолюте. Однако и в Индии, и в Непале, и в европейской части мира, сегодня можно найти людей, практикующих аутентичную традицию.

Начало развития йоги на западе.
По началу западная цивилизация совершенно не придавала значения важности практики йоги. Интерес к этой дисциплине проявляли лишь немногие исследователи и ученые. Одним из первых исследователей йоги был немецкий философ Артур Шопенгауэр, изучавший Упанишады, переведенные с санкрита на латынь.

Важный вклад в пробуждение интереса к йоге на западе внес английский востоковед и исследователь традиции тантры Джон Джорж Вудрофф,

page7image38312032.jpg

публиковавший свои статьи — переводы с санскрита и книги под псевдонимом Артур Авалон. Он первый познакомил западную цивилизацию со многими священными текстами редких тантр и упанишад, сделав собственные переводы. Вудрофф разыскивал редкие манускрипты, активно общался с представителями разных традиций, и получил посвящения в тайные духовные ордена.

В 1893 на всемирном конгрессе религий в Чикаго Свами Вивекананда, произнес яркую речь, положившую начало интереса западных людей к индийским духовным практикам. Следующие четыре года Вивекананда ездил по миру, проводя ретриты и читая лекции, что внесло существенный вклад в распространение йоги. Именно Вивекананда впервые открыл в Нью-Йорке и Лондоне центры по изучению веданты. Новая волна интереса захлестнула западную цивилизацию в середине 20 века и не спадает до сих пор.

Можно с уверенностью сказать, что йога это не только философия, но и точная практическая система, эффективность которой может проверить на собственном опыте любой человек. Она прошла многовековую эволюцию вместе с развитием человечества и несет укрепление здоровья, успокоение ума, духовное совершенство, самореализацию и экстаз самадхи.

Ом Тат Сат


Автор: Феликс Пак.

Феликс Пак