То ли богиня, то ли рабыня: отношение к женскому природному началу в Индии


Содержание статьи
Женский вопрос в Индии — история неоднозначная. Периодически заголовки СМИ пугают белых туристок, советуя соблюдать крайнюю осторожность при посещении этой страны — и на то, к сожалению, есть основания. При этом многие культурные аспекты Индии раскрывают женскую сущность в её самом лучшем проявлении — так, как это было не свойственно европейцам. Об этой двойственности положения женщин в Индии рассказывает Полина Кузьмина, историк, выпускница Историко-Архивного Института РГГУ, PR-специалист.
Женский пантеон: как всё устроено? Объясняем простыми словами
Индийский пантеон может быть сложным и непонятным, скажем прямо, не только для западного человека, но и для индуса подчас. Но любой, кто хоть немного знаком с индуизмом, помнит, сколь широко представлено в нём женское начало или, как его принято называть иногда в широком смысле, Шакти.
Для многих может стать открытием, что индуизм, насчитывающий преогромное множество самых разных божеств, в своей сути для многих верующих жителей Индии чаще всего сводится к монотеизму. Хотя, конечно, эта модель веры в единого Бога будет значительно отличаться от традиций авраамических религий. Если спросить современного индуса, что он считает по этому поводу, скорее всего, он ответит, что верит в одного верховного Бога, который может иметь много аватаров — то есть существовать в разных воплощениях. Подобного же мнения придерживается, например, исследователь индуистской мифологии Девдатт Паттанаик. При этом женская энергия — важнейшая часть системы, которая также имеет право быть в самых разных проявлениях.
Традиционно женское божественное начало, как и мужское, представлено в индуизме в форме триады. Отдаленно чем-то напоминает христианскую троицу. Мужская триада Тримурти — это боги Брахма, Вишну и Шива. Женскую триаду Тридеви, как можно догадаться, представляют их супруги Сарасвати, Лакшми и Парвати. У последней особенно много форм и имён в индуизме. Изначально Парвати — благая форма Шакти. Но где-то она также известна как бесстрашная Дурга, которой преданно служит лев. А существует Кали — яростная, темная сторона Шакти. Она страшна в своём гневе, но её культ является одним из самых распространённых в Индии.
Один мой знакомый индус сказал мне однажды, что тот, кто хорошо знаком с индуизмом, должен стать хорошим мужем, поскольку знает, что жена, в зависимости от обстоятельств, может быть в самом разном настроении и проявлении, но прекрасна в любом из них.
Тёмная сторона женского положения в Индии
Многие могут возразить, сказав, что в индийской культуре с её строгой кастовой системой далеко не всё так радужно, и в источниках можно встретить немало ограничений для женщин, например, в сборниках права Законы Ману, датируемые II веком до н. э. — II н. э.
Действительно, в сборниках как светских, так и священных законов положение женщины может показаться двояким: в одном случае она будет возвышена до богини, в другом — как будто не сильно отличаться от собственности мужа. Кроме того, со временем в Индии в принципе сформировалось неодобрительное отношение к рождению девочки, поскольку считалось, что в будущем она будет продолжать не род отца, но род мужа. С этим стереотипом стране, кстати, приходится бороться до сих пор.
В правовом регулировании сексуальной стороны прелюбодеяние в Законах Ману считалось тяжким преступлением как для мужчины, так и для женщины. При этом неверность жены наказывалась сильнее, чем насилие над девушкой. В первом случае женщину могли затравить собаками. Во втором случае преступник мог отделаться откупом.
В вопросе супружеской жизни ещё часто вспоминают чудовищный обряд Сати — самосожжение вдовы после смерти мужа, который долгое время был распространён в Индии, вплоть до XIX века. Хотя изначально он предусматривался как добровольное решение искренне горюющей женщины, со временем в некоторых местах обряд стал носить принудительный характер. По мнению известного индолога Артура Бэшема, часто вдове было проще принять ужасную смерть, чем влачить жизнь в презрении и домашнем рабстве.
Чёрная мать, от которой трепещут мужчины
Парадокс заключается в том, что если вернуться к традициям индуизма, то правовые нормы среди богов здесь не работают совсем. У богинь много власти, а женщина на Земле считается носительницей божественной энергии Шакти. Наиболее известная яростная форма Шакти — уже упомянутая ранее богиня Кали, тёмная мать, уничтожительница демонов, и вовсе настолько страшна в гневе, что усмирить её неподвластно никому кроме супруга Шивы. Но не путём насилия — однажды в приступе ярости Кали ему пришлось броситься ей под ноги. По некоторым версиям, богиня просто сбила его, по другим — убила. И только поняв, что натворила, смогла обуздать гнев и вдохнула обратно жизнь в Шиву.
Image by Ethan Sarkar on Pexels
Культ Кали — один из самых распространённых и загадочных в Индии, особенно почитают её в Бенгалии. Когда-то вокруг богини сформировалась преступная секта тхагов, которая существовала много веков, вплоть до XIX века. Эти исторические события хорошо представлены в фильме «Душители» 1988 года по одноимённой повести Джона Мастерса. Во многом благодаря существованию этой секты, культ Кали стал ассоциироваться исключительно с тёмными материями, но от этого она не стала почитаться меньше.
Такая двойственность отношения к женщине в культуре — далеко не только индийская история. Подобное мы можем встретить и в европейских традициях, где женщина постоянно занимала положение где-то между Девой Марией, чья чистота и святость не подвергалась сомнению, и коварной Евой, которая склонила Адама вкусить запретный плод. Здесь можно привести цитату религиозного философа Николая Бердяева: «Если бы люди следовали за тем, чему учит Христос, то не было бы в христианском мире того, за что против христианства восстают». Аналогичный вывод напрашивается и в случае индийской культуры.
И тем не менее, в некоторых весьма деликатных вопросах, касающихся жизни женщин, Индия всё же оказалось чуть ли не впереди планеты всей…
Инструкция любви: больше, чем интим
Первое, о чём вспоминают люди, когда затрагивается вопрос сексуальности в Индии — это, конечно, известный всем трактат Камасутра, впервые опубликованный в Европе в Великобритании в XIX веке и вызвавший сенсацию среди европейцев. Сам источник написал индийский учёный Малланага Ватсьяяна, предположительно ещё в III веке до н.э.
Камасутра до сих пор рассматривается многими людьми на Западе исключительно как порнографичекий сборник. Дело в том, что в массовой культуре наиболее известен раздел трактата о сексуальных позициях. В то время большая часть произведения посвящена вполне психологическим аспектам взаимоотношений между полами и теме «камы» — чувственной сфере, которая намного сложнее и выше, чем просто физическое удовлетворение. Её можно сравнить с искусством и одним из способов прикоснуться к божественному. Но даже в Камасутре социальная роль женщины так или иначе определяется через мужчину. Жизнь куртизанок упоминается и не осуждается, но наиболее ценится всё же благочестивая супруга, преданная мужу и дому. В целом в вопросе наслаждения или Камы для мужчин и женщин действует половое равноправие.
Чтобы понять революционность произведения, достаточно вспомнить, что в России впервые похожая работа, посвящённая упорядочиванию личной жизни между мужчинами и женщинами, появилась в СССР в 1924 году. «Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата» были составлены советским психиатром Аароном Залкиндом и в откровенности значительно уступали Камасутре.
А во временном промежутке между двумя этими работами… несколько тысяч лет!
Йони — важнейший символ женского начала
Тело в Камасутре не рассматривается как источник греха, с вожделениями которого стоит бороться. Идея, между прочим, прямо противоречащая христианской традиции. Неудивительно, что трактат вызвал такую сенсацию среди европейцев.
Так, например, женский половой орган в индийской традиции не только имеет своё конкретное название — йони — но и не рассматривается как что-то запретное. Напротив — он практически священен.
И снова возвращаясь к богине Кали — по мнению американского исследователя мифологии Джозефа Кэмпбелла, йони символизирует именно эту тёмную богиню. Несмотря на авторитетность исследователя, правильнее всё же считать, что йони в целом олицетворяет божественное женское начало Шакти. Её противоположность — мужской лингам, который часто можно увидеть в изображениях Шивы.
Если с Камасутрой всё относительно ясно, то меньше на Западе знакомы с традициями тантры, у которой есть несколько понятий: во-первых, это философское произведение (Виджняна-бхайрава-тантра), написанное в форме диалога Шивы и Шакти. Во-вторых, это общее обозначение индийских традиций и религиозных ритуалов, базирующихся на взаимодействии мужской и женской энергий Шивы и Шакти, заключённых в йони и лингам. Считается, что тантрические практики возникли в Индии ещё раньше, в доведические времена. И скорее всего, во многом на них позже опирался в своей работе Малланага Ватсьяяна.
Производственной от тантры впоследствии стал тантрический секс — это уже довольно современная интерпретация, получившая особое распространение на Западе, в основе которой — почитание своего партнёра, приближенное к божественному.
Индия — страна парадоксов, и многое в её культурных особенностях остаётся непонятным для западного человека. Однако, как видно, в некоторых довольно деликатных вопросах европейский ум не раз устремлялся к индийским практикам. Аналогично не всё однозначно с женским вопросом в традициях Индии. Некоторые аспекты могут шокировать, но есть и такие, у которых можно многому научиться.
Автор: Полина Кузьмина, историк, выпускница Историко-Архивного Института РГГУ. PR-специалист. Сферы интересов: гендерные исследования, история повседневности, социально-культурная антропология, история искусств.