Травмы в йоге

Пока преподаватели йоги расписывают пользу этой древней практики, другая сторона медали замалчивается. Давайте поговорим о том, о чем говорить непринято, о том, что обычно остается в тени, как оборотная сторона Луны, о травмах в йоге.

Я знаю много физических активностей, которые имеют массу побочных негативных эффектов для здоровья и гораздо травмоопаснее, чем йога. И тем не менее травмы случаются и на коврике для йоги.

1000037253.jpg

Почему так происходит? Ведь асаны йоги — не простые гимнастические упражнения, это формы, отточенные тысячелетиями и доведенные до совершенства. Их главная цель — не демонстрация пределов возможностей человека и не внешняя красота, а поддержание здоровья и исцеление физического тела, чтобы его недуги не отвлекали ум от духовных поисков.

Шри Б.К.С. Айенгар писал:

Йога сама по себе не может приводить к травмам, травмы возникают, когда ученик ею неправильно занимается. <…> Травмы случаются, когда ученик теряет связь со своим центром, со своей божественной сущностью. Вместо этого на сцену заступает эго, которое требует все большего натяжения, чтобы непременно достать пола вне зависимости от способностей тела, вместо того чтобы постепенно вытягиваться из центра.

Травма обеспечена, как только:

  • мы начинаем думать: «Надо поднять ногу повыше, наклониться поглубже и прогнуться посильнее. Делают же другие!»
  • ради подтянутого живота, округлой пятой точки или рельефных рук «как у модной певицы» мы начинаем увлекаться одной группой асан в ущерб сбалансированности практики,
  • во время занятия наш ум отвлекается на пережевывание привычных мыслей вместо того, чтобы отслеживать ощущения в позе.
1000037250.jpg

Проблема не в асанах и не в ущербности йоги, проблема в несовершенстве человеческой природы. А поэтому вылечить травму можно той же самой йогой, на которой вы ее получили.

Но для этого потребуется осознанность, а также соблюдение этических принципов, из которых состоят первые две ступени йоги. И, прежде всего, уделите внимание трем нижеприведенным пунктам.

  • Ненасилие (ахимса). Практика йоги всегда осуществляется ненасильственно. Не стоит оставлять здоровье на коврике ради сомнительных целей и идей. Йога — это не спорт высших достижений. Поэтому не нужно рвать мышцы ради шпагата, ломать колени в лотосе и сворачивать шею в стойке на голове. Однако ахимсу очень легко перепутать с обычной ленью и свести всю активную практику к шавасане. А чтобы отличить одно от другого, потребуется соблюдение еще одного важного принципа.
  • Свадхьяя (самонаблюдение, самопознание). Шри Б.К.С. Айенгар не раз заявлял, что на коврике каждый из нас — и исследующий, и объект исследования одновременно. Занимаясь йогой, мы должны внимательно наблюдать себя и ощущения тела: насколько мышцы натянуты, какие из них сокращаются, а какие бездействуют, как двигаются суставы и каково положение костей в суставах. Но помимо тела нам следует также замечать и колебания ума, отслеживать подлинные мотивы своих поступков. «Я спешу освоить эту позу, потому что мое тело готово, или мной движет зависть к тем, кто ее освоил?» А чтобы в этом разобраться, важна практика еще одного принципа.
  • Честность (сатья). Мы не так часто обманываем других, как придаемся самообману. Если разобраться в глубоких психологических подоплеках, нам не так уж важно мнение окружающих. Мы боимся упасть в своих собственных глазах. Поэтому невольно лжем себе, и эта привычка лгать приходит с нами на коврик для йоги. И вот мы уже самообманываемся по поводу возможностей тела, а как итог — травмируемся. Без честности с собой практика йоги невозможна.

Если соблюдать эти хоть и простые с виду, но нелегкие в исполнении правила, йога действительно будет приносить только пользу здоровью.

Фото: Александр Малышев

Комментарии

Читайте также