История йоги

Содержание статьи

Откуда пошла йога? Часть 1.

Передача духовного знания задача не простая. Рано или поздно изначальные принципы утрачиваются и по закону рассеивания энергии (энтропии), согласно которому все объекты во Вселенной рано или поздно разрушаются, сохранить духовное знание в изначальной чистоте чрезвычайно сложно.
Инструментом сохранения является цепь учителей (гуру-парампара), которые, в силу своей чистоты, способны быть его носителями. Но, даже внутри традиций, под влиянием времени и в результате развития знания, происходят изменения.

Доведический период.

8000-3000 л. до н.э. История йоги насчитывает более восьми тысячелетий с момента ее появления. Согласно работам разных историков, подобная система существовала еще в доведический период.

На территории нынешнего Пакистана при раскопках в древнем городе Мохенджо-Даро археологами была обнаружена печать, с изображением мужчины сидящего в позах похожих на: Бхадрасану (милосердия) и Сиддхасану (совершенная). Изображение имеет отношение к Богу Пашупати или «Господь зверей», именно его образ является предшественником Бога Шивы.

история йоги пашупати.jpg

Практики, похожие на современную йогу, были у древних арийских племен, что было зафиксировано в Шастрах.

Брахманизм.

Брахманическая картина мира очень ритуализирована, в результате чего обособились несколько слоев общества: священный мир богов и мирской — обычных людей. Получая возможность прикоснуться к миру богов в ритуале, люди приобретали чувство уверенности и опору в повседневной жизни.

Как главные носители культуры общества, брахманы были обязаны: иметь происхождение от рода Брахманов, обладать учёностью, уметь совершать церемонии жертвоприношения, вести себя, как надлежит Брахману.
Все остальные члены общества должны были почитать Брахманов и приносить им дары.

Общество было разделено на касты (варны):

  1. Брахманы — священнослужители.

  2. Кшатрии — правители.

  3. Вайшью — торговцы.

  4. Шудры — ремесленники.


Считалось верным мнение о том, что рождённые в соответствующей касте ни при каких обстоятельствах не могут перейти в другую.

история йоги санскрит.jpeg

Вайшнавизм.

В вайшнавских традициях образовалось четыре линии, в основе философии которых лежит основополагающий принцип — преданное служение Господу Вишну и его Аватару Кришне. Все четыре линии подчеркивают единство Бога и Творения, но акцентируют их по- разному на том или ином аспекте изначальной философии в зависимости от времени, места и обстоятельств в которых они развивались.

  • Философия Шри-сампрадаи носит название Вишишта-адвайта, что переводится как «условное (качественное) единство», где Бог и Мир связаны между собой, как душа человека связана с его телом, а Божественная Душа является Душой всей Вселенной.
  • Философия Рудра-сампрадая — Шуддха-адвайта, «очищенная недвойственность», говорит о том, что материя не отлична от Бога и не отлична от Причины.
  • Кумара-сампрадая — Двайта-адвайта провозглашает одновременно естественное тождество и отличие Бога и Его творения.
  • Философия Брахма-сампрадаи носит название Шуддха-двайта, что значит, чистая двойственность. Реальность Мира и Бога и их независимость — две категории этого подхода.

Шиваизм.

Шиваизм как культовая система складывается во II—I вв. до н.э. К этому времени относятся сведения о шести шиваитских сектах:

  • Шайва-сиддханта — древнейшая монистическая и самая крупная линия, где Шива является материальной причиной мира. Термин «шайва» означает — признанные выводы.
  • Пашупата-шиваизм — одновременно монистическая и теистическая, выделяющая Шиву, как Высшую причину, управителя Души Мира.
  • Вира-шиваизм — секта войнов разделяющих философию ограниченного недуализма, принимают, как отличие, так и неотличимость души от Бога;
  • Кашмирский шиваизм — самая последовательно монистическая из всех школ объясняет сотворение мира излучением Шивы, как первоимпульса.
  • Шива-адвайта и ее представители Шанкара, Рамануджа и Мадхва сегодня не имеют последователей, но их философия стала причиной мудрого примирения веданты и сиддханты.
  • Сиддха-сиддханта или Натха сампрадая происходит от линии ранних орденов Пашупати, агамических традиций и их преемников Матсиендранатха и Горакшанатха. Именно Натха-йоги развили, систематизировали и описали системы упражнений йоги.

история йоги махадев.jpeg
Во II в. до н.э. появляются изображения Шивы, завершается формирование представления его облика: длинные волосы с полумесяцем, в которых течет река Ганга, тигровая шкура на бедрах, змея и ожерелье из черепов на шее, третий глаз, огонь которого испепелил бога любви Каму. В руках, число которых может доходить до десяти, топор, трезубец, маленький барабанчик и антилопа. Важнейший атрибут Шивы — лингам, ставший самым главным объектом поклонения.

Характерной деталью культа является белый пепел (вибхути), который наносят на тело в виде трех горизонтальных полос на лоб, плечи, грудь, а аскеты и паломники покрывают им себя целиком, в знак слияния с Шивой, тело которого покрыто пеплом кремаций. Пепел — символ гибели и разрушения, он же знак жизни и внутри содержит энергию огня.

    Огнём наполнены и мантры Шивы. Главная из них — «Ом Намах Шивая».


    Упанишады: 800 лет до н.э. — 200 г. н.э.

    В следствии догматичности раннего Брахманизма и Вайшнавизма образовался кризис Брахманической системы, который стал предпосылкой расцвета Буддизма. В это времяобразовались группы отшельников-аскетов, отказавшихся от традиционных путей и сложивших различные системы саморазвития, получивших описание в своде текстов, называемых Упанишады (Сидящие рядом с Богом).

    Многие философские и мистические идеи, обозначенные в Ведах, получили дальнейшее развитие в Упанишадах. Они рассказывают о основном принципе йоги — познания Абсолюта, принципах отождествления и слияния с ним. В них же появляются термины йоги применяемые и сегодня.

    Достижение Абсолюта или Брахмана происходит посредством осознания Высшего Сознания (Атмана) индивидуальным сознанием, которое является его частью. Одно из самых известных описаний этого даровано в книге Бхагават-гита или Гита-упанишада.

    Интересные тезисы схожие с современными взглядами появляются Майтраянья- упанишаде (200-300 лет до н.э.), где мудрец Шакаяна излагает ставшему отшельником царю Брихадратхе учение о шестеричной йоге (шат-анга-йога):

    Сдерживание дыхания — пранаяма.

    • Прекращение деятельности чувств — пратьяхара.
    • Размышление — джняна.
    • Сосредоточенность — дхарана.
    • Созерцательное исследование — тарка.
    • Полное слияние — самадхи.

    «Когда, видя благодаря ей, просвещенный видит Златоцветного Творца, Владыку, Пурушу, Источник, Брахмана, то, освобождаясь от добра и зла, он соединяет все в высшем неразрушимом Начале».


    Эта Упанишада замечательна тем, что в ней описан процесс поднятия жизненной силы (прана) из основания позвоночника по центральному каналу (сушумна-нади) к вершине головы. В целом текст очерчивает каркас и методологию практик, которые станут фундаментом для развития системы йоги Патанджали.

    Известные сегодня концепции реинкарнации и учение о карме тоже описаны авторами Упанишад.

    Середина 1 века до н.э. время острейшего кризиса древней ведический цивилизации, который вызвал появление множества альтернативных учений.

    Их создавали странствующие философы, аскеты и шаманы. Одним из таких аскетов был Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Проведя в странствиях 6 лет, он исследовал разные техники практикуя йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление и нашел ответ на свой вопрос — человек может обрести абсолютное счастье отказавшись от желаний. «И стали звать его Буддой» (Просветленным).

    история йоги будда.jpeg

    Классический период — около 200 г. н. э.

    Классической йогой принято называть учение, изложенное в «Йога-сутрах Патанджали». Датировка написания Йога-сутр точно не установлена. Эта трудность связана с тем, что исследователи говорят разном времени жизни автора текста. Считают, что Патанджали жил около 50 года до н.э., но анализ содержания и терминов, с большей вероятностью относят текст Йога-сутр ко II веку н.э. Однако, не исключено, что в это время текст был подвергнут коррекции.

    Кем был Патанджали определить невозможно потому, что существовало несколько известных людей с таким именем. Система практик, представленных в Йога-сутрах, по праву считается апогеем развития йоги. Не зря во всем мире они считаются даршаной — т. е. признано авторитетными.

    Йога Патанджали имеет довольно много общих черт с буддизмом, но невозможно точно установить, связано ли это с общим развитием индуистского и буддийского направлений, или автор интересовался буддизмом, или просто они зародились в одно время и находились под воздействием общих тенденций.

    Патанджали систематизировал обширный комплекс духовных практик и представил его как логичную последовательность ступеней, по которым следует подняться, чтобы добиться самореализации. Эта система авторитетна и сегодня, поэтому путь развития в практике йоги называется Восьмиступенчатой (аштанга) йогой.

    история йоги патанджали.jpg

    8 ступеней йоги Патанджали:
    1. Яма — моральный кодекс.
    2. Нияма — очищение и дисциплина.
    3. Асана — устойчивая поза.
    4. Пранаяма — управление дыханием.
    5. Пратьяхара — контроль органов чувств.
    6. Дхарана — концентрация.
    7. Дхьяна — медитация.
    8. Самадхи — реализация, единение с Абсолютом.


    Йога натхов или Сиддха йога — 500 лет н.э.


    К этому времени исследователи относят формирование аутентичной традиции йоги Махайоги Матсиендранатха и его ученика Горакшанатха.

    Горакшанатх развил хатха йогу, известную как крия-садхана, которая сейчас практикуется во всем мире. Горакшанатха, его учителя Матсиендранаха и их последователей называют Натхи (натх — повелитель), почитая, как как реализованных кайя-сиддхов достигших бессмертия, являющимися Аватарами Адинатха (Шивы).

    В отличие от Махариши Патанджали, натхи делают акцент на кундалини-садхане, восходящей в тантрические учения. В связи с тем, что духовная культура весьма богата и разнообразна, разные группы натхов содержат в своей духовной практике элементы различных религиозных культов. Гуру Горакшанатх основал 12 пантхов, в основе которых, несмотря на все различия, лежит практика йоги.

    Первым Гуру, поведавшим учение натхов своему ученику Матсьендранатху, был Шива в форме Адинатха, после чего Матсьендранатх передал учение Горакшанатху.

    Горакшанатх известен во всех штатах Индии, что подтверждают легенды и предания о нем. Слава о великом йогине превзошла популярность его Гуру Матсьендранатха, который известен не только как натх, но и как основатель мистического, тантрического направления Кула, поэтому отчасти эти учения связаны друг с другом. Помимо Горакшанатха в ордене почитаются нава-натхи (девять-натхов), в число которых входит и Махайоги Горакшанатх. В своих практиках йоги и тантры он создал квинтэссенцию практически всех традиций: ведизма, традиции пуран, тантризма, шиваизма, шактизма, буддизма, джайнизма и др.

    На протяжении многих веков натхи передавали знания по строгой цепи ученической преемственности (парампара), благодаря чему традиция сохранилась до наших дней.

    Различные духовные системы на протяжении всего времени заимствовали методы йоги натхов поэтому Горакшанатха по праву считают основоположником хатха-йоги и практики

    внутренней алхимии, ведущей к бессмертию.

    Махайоги Горакшанатх написал около пятидесяти текстов по философии, метафизическим аспектам йоги и различным методам йога-садханы. Он основал орден Канпхата-йогинов, отличительным признаком которых в те времена служили большие серьги в ушах, символизирующие солнечную и лунную энергии.

    история йоги натхи.jpg

    Натхов так же можно узнать и по другому атрибуту — ритуальному свистку «нади», который они носили на черной шерстяной нити «джанеу». Этот символ связан с практикой нада-анусандханы, предназначенной для работы со звуковой вибрацией. Нить джанеу связана с каналами ида и пингала.

    Перечень текстов по практике йоги и тантры, авторство которых относят к Горакшанатху и его последователям:

    Гхеранда-самхита, Шива-самхита, Свара-тантра, Сиддха-сиддханта-паддхати,
    Горакша- вачана-санграха, Аманаска-йога, Горакша-сиддханта-паддхати, Вивека- мартанда, Горакша-упанишада, Йога-сиддханта-паддхати, Йога-биджа, Горакша-паддхати, Горакша- самхита, Горакша-шатака, Йога-чинтамани, Йога-мартанда, Джнянамрита, Джняна- санкалини, Амараугха-прабодха, Йога-махима, Горакша-гита, Атмабодха, Горакша- сахасранама, Кулананда-тантра, Матсьендра-самхита, Акулавира-тантра, Джняна-карика, Натха-сутра, Хатха-йога прадипика, и другие.

    Натхи не вступали в конфронтацию ни с какими учениями и всегда держались в стороне от социально-религиозной деятельности этих учений. У натхов доминировала направленность на мистический опыт. В натха-орден перешли многие тантрические буддисты, среди натхов можно встретить суфиев, вайшнавов, шайвов, шакт и каулов.

    • Период 450-850 г. н.э.

    Следующей важной ступенью в развитии йоги стала Йогасутра-Бхашья — комментарий к Йога-Сутре Патанждали, составленный мудрецом Вьясой (Вьяса- Бхашья). Его датировка также вызывает трудности. Некоторые исследователи склоняются к тому, что Йогасутра-Бхашья была написана примерно в 450 году, другие ученые датируют ее более поздними датами, периодом с 650 — 850 г.
    Вьяса в Йога-сутре Бхашья развивает некоторые моменты, лишь намеченные Патанждали. Например, он предлагает схему, согласно которой сознание состоит из пяти уровней (Майя коши) и обосновывает понимание Ишвары (Бога).

    Период 1000 лет н.э.

    В 850 год индийский философ-энциклопедист брахман Вачаспати Мирша также написал свой комментарий к Йога-сутре Бхашья — Таттва вайшаради. В своем труде Вачаспати Мирша еще больше конкретизирует концепцию Бога. Ишвара — есть сама Истина, и она стремится вызволить йогина из Сансары. Когда это происходит йогин может активно влиять на земные дела, при этом не испытывая их влияние на себе.

    Кроме того, Вачаспати более развернуто объясняет многие принципы восьмиступенчатой йоги. Описывая разные приемы хатха-йоги, он рассказывает про асаны, а, также, искусство пранаямы и дхараны.

    история йоги шива .jpeg

    Период 1350—1400 гг. н.э.

    Когда в западных странах, за пределами индийской культуры, говорят о хатха-йоге, обычно подразумевают йогу, известную по Хатха-йоге Прадипике, составленной мудрецом Свами Сватмарамой. Он написал эту книгу предположительно в 15 веке н.э. После Бхагават-гиты и Йога-сутр этот текст является наиболее значимым трудом, посвященным йоге. Сватмарама был последователем легендарного йогина Горакшанатха, т.е был адептом йоги традиции натхов (Натха- сампрадайя).

    Хатха-йога Прадипика написана в стиле индийской философии, она посвящена Адинатху, который, согласно писаниям, передал знание йоги своей супруге Парвати.

    Там же упоминаются Матсиендранатх, Горакшанатх и др великие Махайоги.

    Свами Сватмарама в своем труде касается таких важных вещей, как практика Ямы и Ниямы, советы о питании йогина, описывает пранаяму и шаткармы (практики внутреннего очищения), мудры и бандхи

    (телесные замки и печати), рассказывает о мистической анатомии, о нади — сети тонких каналов в теле человека, по которым движется прана, о спящей в основании позвоночника энергии Кундалини.

    Хатха — हठ - haţha.

    Слово хатха переводится с санскрита как «усилие», следовательно, сочетание хатха-йога можно перевести «усилие к единению». Часто слово «хатха» рассматривают как разделенное на слоги «ха» и «тха», но это не совсем справедливо, по отдельности они не имеют значений, но в паре приобретают множество смыслов, представляющих различные противоположности: Солнце и Луна, тепло и холод, мужчина и женщина и т. д. Это похоже на концепцию Инь и Янь из древнекитайской философии, но не соответствует ей полностью.

    Современная хатха йога часто воспринимается только, как физические упражнения, что расходится с её первоначальной целью — самореализацией и растворением сознания в Абсолюте. Однако и в Индии, и в Непале, и в европейской части мира, сегодня можно найти людей, практикующих аутентичную традицию.

    Начало развития йоги на западе.
    По началу западная цивилизация совершенно не придавала значения важности практики йоги. Интерес к этой дисциплине проявляли лишь немногие исследователи и ученые. Одним из первых исследователей йоги был немецкий философ Артур Шопенгауэр, изучавший Упанишады, переведенные с санкрита на латынь.

    Важный вклад в пробуждение интереса к йоге на западе внес английский востоковед и исследователь традиции тантры Джон Джорж Вудрофф, публиковавший свои статьи — переводы с санскрита и книги под псевдонимом Артур Авалон. Он первый познакомил западную цивилизацию со многими священными текстами редких тантр и упанишад, сделав собственные переводы. Вудрофф разыскивал редкие манускрипты, активно общался с представителями разных традиций, и получил посвящения в тайные духовные ордена.

    В 1893 на всемирном конгрессе религий в Чикаго Свами Вивекананда, произнес яркую речь, положившую начало интереса западных людей к индийским духовным практикам. Следующие четыре года Вивекананда ездил по миру, проводя ретриты и читая лекции, что внесло существенный вклад в распространение йоги. Именно Вивекананда впервые открыл в Нью-Йорке и Лондоне центры по изучению веданты. Новая волна интереса захлестнула западную цивилизацию в середине 20 века и не спадает до сих пор.

    Можно с уверенностью сказать, что йога это не только философия, но и точная практическая система, эффективность которой может проверить на собственном опыте любой человек. Она прошла многовековую эволюцию вместе с развитием человечества и несет укрепление здоровья, успокоение ума, духовное совершенство, самореализацию и экстаз самадхи.

    Ом Тат Сат

    Фото: Freepik.com.