Сат Чит Ананда
Словами Сат Чит Ананда обычно описывают качества Высшей Природы, достижение которой через единение с ней и является высшей целью практики йоги.
Если подробнее рассмотреть каждое качество, то Сат означает Истинную Сущность, или Высший Дух, и Его Высшую Природу. Вот как ее описывает «Бхагавад-гита»:
11.12 «Если бы небо озарилось Светом сразу тысячи солнц, то это было бы похоже на Свет того Великого Духа» (перевод В. Ожогина)
Эта шлока, описывает опыт прямого восприятия Высшего Духа «божественным зрением», который происходит на определенном этапе практики йоги очень высокого уровня. То есть природа этой Истинной Сущности, или Сат, выглядит как Свет. Различные религиозные тексты, также иногда пишут, что «Бог есть Свет», но здесь стоит добавить уточнение, что не всегда, когда человек видит свет в своей голове, это значит, что он видит Бога. Это может быть проявлением его собственного Духа или каких-то других феноменов астрального мира.
Качество Чит – это Разум Высшего Существа. Он представляет собой безграничное поле, обладающее восприятием и Сверхразумом, а также качеством абсолютной неподвижности, которое несет в себе Высший Покой. Этот Сверхразум обладает Всезнанием, и кроме того, он несет в себе силу Притяжения, или силу Любви, именно поэтому Шри Юктешвар Гири называет это качество Всезнающей Любовью.
Качество Ананды, то есть Блаженства или Радости, является Всемогущей Силой, или Шакти Высшего Духа, которая, в свою очередь, является проявлением Его Воли. Шакти по своей природе, является силой Отталкивания, то есть она как бы уходит от «Источника» – Высшего Духа. Иногда Ее называют «Божественной Матерью», поскольку Она создает Творение Майи из «вещества», называемого «Тьмой» и созданного вибрацией звука Ом. Эта вибрация является «Словом» как проявлением Бога. Поэтому Библейские тексты абсолютно правильно утверждают: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Вследствие этого, природа Тьмы, или Майи, является вибрационной, и внутренний звук в сознании человека есть проявление этой вибрационности. Но, кроме этого, Солнце Высшего Духа, освещает созданную Им Тьму Майи, и Его Свет соединяется с ней, делая ее живой, а поскольку этот Свет несёт в себе качество Чит или Разум, то это наделяет всю Майю сознанием, и далее она разворачивается из идей, возникших в Разуме Творца.
Подводя итог всему вышесказанному, природа Майи, в которой мы все находимся и частью которой мы являемся, несмотря на то, что она часто называется Тьмой, является смешанной, и качества Высшей природы в ней также присутствуют, хотя и не в своем чистом виде. Поэтому, научившись проявлять качества Света, Покоя, Любви и Радости в собственном сознании, мы увеличиваем проявления Высшей Природы в нем, что делает нашу практику йоги более успешной.