Инструменты самосострадания
Автор книги "Внутренняя сила. Как заявить о себе во весь голос и научиться отстаивать свои интересы" Кристин Нефф раскрывает, как самосострадание помогает женщинам принять все части своей натуры и научиться использовать как нежность, так и силу. Книга поможет читательницам научиться быть тверже в отношениях с окружающими и мягче в отношении к себе. Публикуем отрывок из книги.
Осознанность — это главная составляющая самосострадания, она необходима для того, чтобы мы принимали себя такими, какие есть, и понимали свою боль. Это сбалансированное состояние, помогающее удержаться от двух распространенных реакций на страдание — избегания и неправильной идентификации. Порой мы отворачиваемся от трудностей — закрываем глаза, смотрим в другую сторону. Игнорируем проблемы в браке, или на работе, или в окружающей среде, предпочитаем туман отрицания дискомфорту четкого понимания. Нам надо заглянуть внутрь себя и создать пространство для трудных чувств, таких как печаль, страх, гнев, одиночество, разочарование, скорбь или опустошенность. Только сознавая, что все эти чувства свойственны всем людям, мы сможем ответить любовью на свою боль. Мы фиксируемся на своих проблемах, неминуемо искажая и преувеличивая их. Вспомните, как порой вас захватывает фильм, как вы сжимаетесь, напрягаетесь, как будто это вас сейчас собьет несущаяся на полной скорости машина. Вдруг кто-то, сидящий рядом с вами, чихает, и вы понимаете: это же просто кино! Когда мы открываемся реальности — даже если реальность нам очень не нравится, — это помогает почти сразу. Когда происходит что-то неприятное, мы обычно стараемся исправить случившееся и избавиться от него. Мы сражаемся с неприятностью, и все становится только хуже. Из работ психологов мы знаем, что, сопротивляясь боли, мы ее усугубляем. Вспомните, что происходит, когда вы сильно сжимаете воздушный шарик, — он лопается. Сопротивление можно сравнить с желанием манипулировать собственным опытом в данный момент. Сопротивляясь дискомфорту, мы не только испытываем боль, но и расстраиваемся, мы огорчены тем, что все идет не так, как нам хотелось бы. Мастер медитации Шинзен Янг уместил все это в математическую формулу: страдание = боль × сопротивление. Однажды я сидела рядом с ним в буддистском ретрите, и он пошутил: «На самом деле это возведение в степень, а не простое умножение». Предположим, ваш рейс отменили, и вы боитесь, что не успеете на свадьбу подруги. Это неприятно. Это разочаровывает. Но если вы будете стенать, как это ужасно, рвать на себе волосы, вопить, биться головой о стену (метафорически), это только усилит ваш стресс из-за отмены рейса. А мысль «Этого не должно было случиться!» — другими словами, сопротивление реальности, тому, что уже случилось, — лишь подольет масла в огонь. Осознанность позволяет нам принять реальность. Мы говорим себе: «Я буквально раздавлена тем, что рейс отменили. Я не хочу пропустить свадьбу лучшей подруги. Я так расстроена, мне грустно». Это прямое признание своей боли позволяет подтвердить свои чувства и предпринять разумные шаги, стараясь изменить ситуацию (например, взять напрокат машину). Мы знаем, что сопротивление не только усиливает боль, но и не дает ей уйти. То, чему мы сопротивляемся, сопротивляется нам. Если вы беспокоитесь и стараетесь побороть тревогу, она развивается в паническую атаку. Если печалитесь и стараетесь побороть печаль (особенно когда осуждаете себя за то, что вам грустно), у вас может начаться депрессия. Обычно у эмоций довольно ограниченный срок действия. В трудных ситуациях мы переживаем их очень остро, но со временем они слабеют. Они как бродячие кошки — по ночам сбегаются к вашей двери, потому что вы их подкармливаете. Но если мы просто отмечаем свои трудные эмоции, осознанно позволяем своему опыту быть таким, какой он есть в данный момент, эти эмоции непременно уйдут.
Считается, что сопротивляться боли совершенно естественно, вот почему нам так трудно ее отпускать. Даже амеба в чашке Петри старается отодвинуться как можно дальше от токсина. Наше сопротивление вызвано стремлением к тому, чтобы все стало хорошо. Я старалась учить Роуэна осознанности и самосостраданию с раннего возраста, зная, как это ему в жизни пригодится. Но он годами отвергал саму идею. Если его что-то расстраивало и я пыталась помочь ему принять ситуацию с теплом и добротой, он только огрызался: «Хватит мне твердить про это самосострадание, мамуля. Не хочу я принимать боль». Его реакция была абсолютно честной, и это меня расстраивало. Как мать, я желала, чтобы его сопротивление срабатывало, чтобы его боль каким-то чудом рассеивалась. Но сопротивление все же оказывалось тщетным. Боль слабеет, только когда мы открываем ей разум и сердце, причем делает это в свое время и в своем темпе. Признав, что мы страдаем, мы уже делаем первый шаг к исцелению. Чувствуя свою боль, помня при этом, что не одни мы испытываем ее, и проявляя к себе доброту, мы обретаем состояние нежного самосострадания. Мы можем взрастить в себе такое любящее присутствие, которое помогает перенести любой трудный опыт и справиться с ним.