Что внутри, то и снаружи: о счастье и страдании
Важнейшее открытие для человека – осознать, что всё внутри него самого. В эзотерической традиции используется закон: «Что внутри, то и снаружи». То есть начинают с внутренней работы по гармонизации своих состояний, и это проявляется во внешнем мире. Гармония внутри – гармония снаружи. Наше счастье и удовлетворённость зависят не от внешних факторов. Несчастье и страдание мы создаем сами внутри себя. Наш ум часто создаёт причины быть несчастным и страдать.
«Загрязнения» сознания – это ненависть, жадность, эгоизм, гордыня, ревность, раздражение, неудовлетворённость, зависть, страхи, навязчивые мысли, беспокойство, сожаление, скука. С этими проявлениями в себе необходимо целенаправленно работать, чтобы сознание становилось ясным.
Особенно много страданий нам доставляют привязанности. Мы привязываемся к местам, людям, вещам, мыслям, состояниям, эмоциям, телу, телам других людей, деньгам, наслаждениям, вещам, знаниям, переживаниям, опыту, своим мнениям и принципам.
Духовное развитие – это заботливо нарабатывать у себя такие качества сознания, как терпение, стойкость, осознанность, мудрость, непривязанность, невозмутимость, уравновешенность, сосредоточенность, спокойствие, принятие, отпускание, дружелюбие, сострадание, доброта, удовлетворённость, «упростить» свою жизнь, ослабить привязанности.
О чрезмерной привязанности мудрец Патанджали говорит в сутре 2.7:
2.7. Чрезмерная привязанность основана на допущении, что она способствует вечному счастью.
Трактование сутры:
Когда мы с помощью определенного объекта удовлетворяем своё желание, это даёт момент счастья. В результате такого опыта обладание объектами начинает казаться нам очень важным, крайне необходимым. Мы стремимся заполучить их любой ценой. В результате человек может в будущем стать несчастным, потерять что-то жизненно необходимое.
Создать благо в своей жизни и уменьшить страдание возможно. В философии буддизма об этом рассказывается в Махамангала сутте – Сутте о Высшем благе.
«Много и боги, и люди размышляли о благе, желая преуспеть. Так скажите: что есть высшее благо?
(1) Не иметь дела с глупцами, иметь дело с мудрыми, оказывать почтение тем, кто этого достоин - это есть высшее благо.
(2) Жить в подходящей местности, в прошлом накопив заслуги, руководствуясь правильными устремлениями - это есть высшее благо.
(3) Глубокие знания, умения, высокая дисциплина, приятная речь - это есть высшее благо.
(4) Помощь матери и отцу, забота о жене и детях, спокойная работа - это есть высшее благо.
(5) Щедрость, жизнь согласно Дхамме (универсальному закону бытия), забота о родственниках, безупречность в деяниях - это есть высшее благо.
(6) Воздержание от порочного, отказ от опьяняющих веществ, внимательность к умственным качествам - это есть высшее благо.
(7) Почтительность, скромность, удовлетворенность и благодарность, возможность слушать Дхамму в подходящее время - это есть высшее благо.
(8) Терпение, покладистость, лицезрение аскетов, возможность обсуждать Дхамму в подходящее время - это есть высшее благо.
(9) Воздержание, целомудрие, постижение Благородных Истин и реализация Ниббаны (устранение невежества) - это есть высшее благо.
(10) Ум, который соприкасаясь с мирским остаётся устойчив, беспечален, чист, спокоен – это есть высшее благо.
Поступающие таким образом всегда непобедимы, всегда преуспевают – это есть высшее благо».
Каждому из нас есть над чем задуматься после прочитанного и что привнести в жизнь для создания блага и уменьшения страданий. И главное, чтобы это было не на интеллектуальном уровне, а на уровне действий. Что внутри, то и снаружи.