8 ступеней йоги
Содержание статьи
«8 ступеней к совершенству» — такова тема нынешней20-й Юбилейной Международной Конференции Йога Журнала, которая пройдет 3 и 4 июня в студии «Прана» на Войковской. Мастер йоги и мета-медитации Феликс Пак подготовил короткие тезисы из книги «Йога сутры» на эту тему.
Суть йоги — достижение гармонии с окружающим миром через исследование ума и осознание закона Единства. Чтобы достичь этой цели необходимы верные ориентиры, мудрец Патанджали в тексте «Йога сутры» классифицирует их, называя восемью ступенями йоги.
I. ЯМА — правила контроля, помогающие сохранять ясность восприятия. В них перечислено все, что следует осознать, для того, чтобы ум был спокоен и практика чиста. Это техника безопасности для работы с энергией и активизации психических центров. Без осознания этих правил практика йоги может нанести вред.
Ступень Яма имеет пять основных принципов:
Ахимса, Сатья, Астея, Брахмачарья, Апариграха.
1. Ахимса — не насилие или не причинение вреда. Это не сдерживание себя от негативных поступков или мышления, а способность воспринимать мир благожелательно и действовать во благо всех существ. Как только пропадает склонность мыслить негативно, стремиться к личной выгоде подавляя других, то, ахимса проявляется как естественное качество индивидуального сознания. Окружающее пространство — единый живой организм, поэтому важно формировать осознанное отношение к природе и всему окружающему миру. Практика ахимсы способствует развитию видения принципа единства всех существ и позволяет достичь высокого уровня восприятия.
2. Сатья. Глагол Сат означает — Быть или Я есть. Сатья — означает бытийность или осознавание бытия. Иногда этот тезис трактуют, как правдивость, однако, не обман или не искажение информации является инструментом проверки Сатьи. Правдивость и отказ от самообмана — простой выбор различающего и естественное свойство осознающего суть бытия.
Сатья — это объективная оценка собственного взгляда на реальность, который влияет на все мышление. Способны ли вы в момент восприятия быть истинными или мотивируете себя идеями, основанными на концепциях, и думаете, что истина может быть разной? Различение, лежащее в основе изучения законов бытия, является способом реализации Сатьи. Человек может не знать чего-то или не обладать полной информацией, но различая истинное от ложного, сможет найти путь к верному решению. Восприятие человека формирует осознаваемый им слой бытия. Истинное понимание поможет увидеть глубинные причины и сформировать истинный взгляд на происходящее, а значит, выбрать созидательные действия.
Больной человек может выглядеть больным на столько, на сколько он себя таким ощущает. Но, если вы скажете ему: «Ты ужасно выглядишь!» — ваша оценка явно ограничена, так как скорее всего основана только на оценке физического тела. Если оппонент примет ваше мнение как авторитетное, то это может серьёзно ухудшить его состояние. Если у вас есть способность видеть истинную красоту, то ответ будет основан не только на видении физического состояния и может исцелить больного. Истина и видящий истину всегда благотворны, тогда как констатация какого-то факта может принести вред. Если какие-то слова причиняют вред, их нельзя считать Истиной в Высшем смысле. Если невозможно говорить искренне, не рискуя навредить, то лучше вообще ничего не говорить. Слова и действия полностью зависят от взгляда на происходящее. Практика Сатьи развивает ментальные силы и ваше слово может изменить ход событий и даже материализоваться на физическом уровне.
3. Астея — нестяжание, не присвоение чужого, отказ от стремления обладать тем, что не принадлежит. Установка нестяжания заключается не в прекращении усилий, а в том, чтобы, даже прилагая усилия, не привязываться к результатам. Секрет внутреннего покоя заключается в отказе от желаний. Видящий никогда не волнуется о том, что чего-то не получит, чем бы это ни было. Он обязательно получит все, в чем нуждается. Качество нестяжания, развитое в совершенстве, вырабатывает тонкий магнетизм, позволяющий обладателю без усилий привлекать нужные вещи и события.
В практике медитации при сокращении внешнего потока информации можно добиться тонкого состояния, однако то, что удается ощутить в этом состоянии, переменчиво. Почему? Кто крадет тонкое состояние? Тонкое присвоено отождествлением собственного эго. Как только это происходит, эго крадет состояние «сейчас», подменяя его сравнительной оценкой произошедшего прошлого.
4. Брахмачарья — наполненный Сознанием Абсолюта. Брахма — Сознание, Абсолют. Ачарья — учитель или профессор. Часто этот тезис соотносят с практикой контроля полового влечения, но она имеет более широкий смысл, чем воздержание. Важно добиваться состояния Абсолютного Сознания, развивая возвышенное отношение как высшее удовольствие, не зажимая желание в практике отказа от желания. «Тот, кто помышляет о объекте чувств, но отказывается от объекта чувств — глупец и лицемер» (Бх.Гита).
Осознав суть женского и мужского начала внутри себя или со своим партнером, в равной степени можно считать Брахмаачарьей — познавшим закон Абсолюта. Практика Брахмачари помогает развить стойкое ощущение Истины, препятствовать утверждению ложного эго и накоплению нежелательных эффектов, зажатых в глубинах памяти.
5. Апариграха — не накопление, отсутствие желания владеть лишним, как материальным, так и устаревшими привязанностями. Мы работаем, получаем прибыль, приобретаем вещи и, чтобы обеспечить содержания имущества, затрачиваем жизненную энергию. Если вещей много, то энергии может не хватить для обеспечения существования и необходимых действий. Отождествления и привязанности прошлых, уже не существующих событий, накапливаются внутри памяти, удерживают в рамках ограниченного понимания и не позволяют искренне воспринять даже самые радостные события. Чем больше вещей, навязчивых мыслей, неверных представлений, тем больше энергии уходит на поддержание этого тяжелого багажа. Апариграха — это рекомендация не накапливать лишнего на ментальном, физическом и тонком уровне.
II. НИЯМА
С освоением Ямы сознание освобождается от искаженного взгляда и разумное пространство наполняют добродетели Ниямы.
Нияма — это правила личного поведения, строящиеся на дисциплине. Это качества, которые следует развивать. Очищая мысли, человек обретает ум и привычку поступать правильно, культивируя положительный образ мышления.
Пять основных принципов Ниямы:
Шауча, Сантоша, Тапас, Свадхьяя, Ишвара Пранидхана.1. Шауча — чистота, очищение. Чистота в окружающем пространстве, чистота тела и одежды, чистота мыслей и внутреннего мира — это практика спокойствия и ясности на всех уровнях: физическом, энергетическом, духовном.
2. Сантоша — удовлетворенность тем, что есть. Сан — святой, (святоша). Очень важен мировоззренческий принцип и мотив исходящий из ума и концепций, заложенных в разуме человека. На основании этих колебаний человек объясняет себе происходящее и формирует отношение. В человеке и его окружении превалируют соответствующие уровню развития концепции и мотивы. Популярные в современном обществе идеи: «нужно брать от жизни все», «живем один раз», «тебя обделили — сделай то же» и т. д., приводят к незаметным по началу, но в итоге разрушительным последствиям для самого носителя этих идей. Над людьми, относящимся снисходительно к негативу окружающих, отказывающихся брать себе лишнее, часто посмеиваются — «святоша», а порой считают слабыми и неразумными. В случае людей, достигших состояния сантоша, это не верно. В природе каждому существу, животному или насекомому обеспечены все условия для полноценной жизни: пища, вода, воздух, солнечный свет, возможность размножения и т. д. Неравенство и несправедливое распределение ресурсов неизбежно приводит к разрушению всех слоев общества.
Думая, что не удовлетворен, человек живет в дисгармонии, в отрыве от понимания объективных законов Природы, растрачивая собственные силы, страдает в погоне за иллюзорными целями. Каждому человеку даны возможности для развития осознания истинных ценностей и способность развернуть индивидуальное сознание до абсолютного осознавания. Сантоша — это все, что необходимо для эволюции.
3. Тапас — универсальная энергия, накапливается благодаря самодисциплине. Это результат управления собственным разумом в практике йоги и аскетичный образ жизни. Он является мощным двигателем и щитом от неприятностей, проявляется в виде силы, за счет которой человек может быстро и эффективно реализовать любые задачи. Считается, что за счет накопленного тапаса человек может перейти в более совершенный мир, как только у него накопится потенциал для этого. В зависимости от целей, тапас может быть преобразован и в материальное.
Аскеза — ограничение себя в чем-либо для исследования и достижения Высших законов, посредством самодисциплины, является средством накопления тапаса. Например, ощущения, которые люди испытывают начиная заниматься йогой, поначалу не очень приятные, но преодоление лени и регулярная практика позволят накопить энергию, оздоровить и тело, и мысли. Закрепощения в теле имеют не только физические причины — они на прямую связаны с работой сознания. Изменение баланса энергий в теле, меняет работу сознания, а работа сознания повлияет на накопление энергии. Лучшая аскеза — аскеза осознанности!
Для эффективной траты тапаса нужно исследовать Законы Мироздания. Тапас — это конвертируемая валюта во всех мирах!
4. Свадхьяя — самопознание. Этот принцип важен тем, что, познавая через книги и другие источники, человек устанавливает контакт с носителями Знания. Этот контакт вдохновляет продолжать усилия на пути самопознания.
Наш мир дуален (два светила, два полушария), традиционно вырабатывается система двойственности (да или нет, хорошо или плохо) и в обычных привычках человека нет стойкого понимания Единства Бытия, а существует привычка думать, что развитие жизни связано, либо с движением вперед, либо с движением назад. На разных этапах практики часто путают процесс развития осознанности с излишним обожествлением или отставанием от желаемого, или страхом движения не туда… Ум человека склонен к излишней фантазии и мистификации подсознательно, перенося ответственность за происходящее на посторонние силы. В процессе практики Свадхьяя ум перестает лихорадочно перепрыгивать с объекта на объект, усиливается концентрация внимания, позволяя остановить восприятие в происходящем моменте (здесь и сейчас). Это даёт опыт различения.
Для адекватности полученных знаний очень важно быть точным, разбираться в сути происходящего, не просто накапливать информацию, а получать личный опыт и применять его. Проявление спокойствия восприятия не означает движения назад. Много читать без должного понимания не значит следовать принципу Свадхьяя. Свадхьяя — это глубинное познание себя, в котором важную роль играет правильность восприятия и точность размышления. Реализации этого принципа во многом помогает следование правилам йоги.
5. Ишвара Пранидхана — посвящение заслуг Высшему Сознанию. Ишвара — Создатель (швар — делать), Пранидхана — подношение. Этот принцип стоит рассматривать, как посвящение всех заслуг и поступков Высшему Сознанию. Это практика развития альтруизма по отношению ко всему, даяние опыта и знаний, во благо всех существ. Это искренняя самоотдача, без корыстной мотивации и тщеславия. Когда появляется мотивация бескорыстно помогать окружающим и служить во благо Мира, происходит фундаментальное эволюционное изменение всей структуры человеческого существа.
Постоянно держите принципы Ямы и Ниямы в уме, наблюдайте происходящее через эти тезисы и позвольте им развиваться естественно. Не следует заставлять себя принимать их, если это кажется не естественным, подталкивая себя делать то, что идет против вашей природы. Такой подход может развить только различные виды осложнений. Когда восприятие и интеллект пройдут ступени эволюции, освободятся от ложных концепций и познают естественное осознавание, произойдет единение нервной системы сопровождаемое ощущением высшего блаженства, наполняющее все существо.
Ступени — асана и пранаяма относятся к ХАТХА йоге.
III. АСАНА — удобная, расслабленная поза. Устойчивое положение тела, при котором можно добиться глубинного расслабления нервной системы.
IV. ПРАНАЯМА — наблюдение за движением энергии (праны). Наблюдая за движением Универсальной энергии можно достичь концентрации, осознания и единения с ней. Замедляя дыхание, можно добиться остановки движения энергии и замирания всей нервной системы, что поможет остановить концептуальную деятельность ума и познать
состояние расширенного восприятия.
Следующие 4 ступени относятся к РАДЖА йоге.
VI. ДХАРАНА — концентрация и длительное удержание внимания на объекте концентрации.
VII. ДХЬЯНА — сосредоточение на Абсолютном Сознании и созерцание Абсолютного Сознания, как высшего закона Единства.
VI. САМАДХИ — устойчивая дхьяна, в которой происходит единение с Абсолютным Сознанием. Упоминаются несколько стадий Самадхи: кратковременное мерцание — Савикальпа, длительное пребывание в медитации — Нирвикальпа-Самадхи, Сахаджа-Самадхи — состояние постоянного присутствия, Маха-Самадхи — завершающее путь в физическом теле. Одновременная реализация дхараны, дхьяны и самадхи — самьяма реализуется на основе расширенного восприятия, интуитивного интеллекта и высокой удовлетворённости в практике медитации.
ВО БЛАГО И ПРОЦВЕТАНИЕ МИРА.