Я не это тело
23 и 24 ноября в Москве пройдет 23 Международная Конференция Йога Журнала. Предлагаем вашему вниманию беседу с писателем, переводчиком и учителем в области медитации Сергеем Неаполитанским. Тема нынешней Конференции — Я не это тело. Об этом рассуждает автор более 150 книг, посвященных веданте, созерцательным практикам, буддизму, индуизму и позитивной психологии Сергей Михайлович Неаполитанский.
— Сергей, концепция «Я не это тело» звучит для многих абстрактно. Что означает это утверждение в контексте медитации и йоги?
— «Я не это тело» — это древняя философская идея, которая транслируется во многих духовных традициях, включая йогу и веданту. В первую очередь, это напоминание о том, что истинное «я» не ограничивается телесной оболочкой. Переживание своей индивидуальности обычно связано с телом, его потребностями и эмоциональными реакциями. Однако через глубокую медитацию и йогические практики мы начинаем осознавать, что наш истинный центр находится за пределами физических ощущений и эмоций. Понимание этой истины освобождает нас от страха перед изменениями, старением и даже смертью, ведь всё это касается только тела, но не истинного «я».
— Как практика медитации помогает прийти к осознанию того, что «я не тело»?
— Медитация учит нас наблюдать за происходящим, оставаясь при этом в центре, который не вовлекается в поток внешних событий. Через практику мы учимся воспринимать мысли, ощущения и чувства как нечто временное, как феномены, которые приходят и уходят. Если мы можем наблюдать за телом, за его ощущениями и мыслями, значит, существует что-то за пределами всего этого, что не меняется — наблюдатель. Постепенно приходит понимание, что тело — это великолепнейший инструмент, с помощью которого мы взаимодействуем с миром, но это всего лишь инструмент. Этот переход от отождествления с телом к восприятию себя как наблюдателя — центральный аспект медитации.
— Какие изменения происходят в жизни человека, когда он начинает воспринимать тело как нечто временное?
— Когда мы перестаем отождествляться с телом, меняется наше отношение к страданиям и удовольствиям, ведь они перестают управлять нашим умом. Например, боль или дискомфорт мы больше не воспринимаем как трагедию, а рассматриваем их как естественные явления, через которые можно пройти. Уходит множество страхов — страха потери, страха старения, страха смерти. Мы становимся более спокойными, уравновешенными, умеем радоваться жизни, не привязываясь к материальным вещам. Осознание того, что мы больше, чем просто тело, также укрепляет отношения с другими людьми, ведь мы начинаем видеть их подлинную природу, а не только внешнюю оболочку.
— Какую роль играет йога в укреплении этого осознания?
— Йога — это проверенная веками технология, помогающая осознать истинное «я», управлять умом и глубже почувствовать, что мы — не тело. Через асаны, дыхательные практики и медитацию мы развиваем осознанность и учимся отпускать привязанности. Асаны дают возможность лучше чувствовать своё тело, но также и понимать его ограничения, что приводит к смирению и принятию. Пранаяма помогает успокоить ум, делая нас более сосредоточенными и устойчивыми. Постепенно ум очищается, становится ясным, и мы можем наблюдать за собой отстранённо, не отождествляясь с физическими ощущениями и мыслями. В конечном итоге йога приводит нас к пониманию, что тело — это только одна из частей нашей сущности, временный инструмент для обретения опыта и служения другим.
— Для многих людей идея «я не это тело» может ассоциироваться с равнодушием, особенно если они переживают сильные эмоции или утраты. Как йога помогает сохранить баланс в этих ситуациях?
— Действительно, идея «я не это тело» не призывает нас к безразличию. Йога учит, что, осознавая свою истинную природу, мы всё равно можем жить и чувствовать с полной вовлеченностью. Это не значит, что надо подавлять эмоции или отказываться от привязанностей. Наоборот, когда мы понимаем, что мы — не тело, мы становимся более сострадательными и терпимыми к себе и другим, потому что перестаем рассматривать трудности как личные неудачи. Мы можем проживать боль, утраты и радости без привязанности и страха. Это понимание помогает увидеть, что все эмоции — временные, но любовь и доброта остаются неизменными.
— Какие советы вы бы дали начинающим практикам, которые хотят глубже понять, что они — не тело?
— Начинающим я советую начать с простых практик наблюдения. Когда вы медитируете, пытайтесь просто замечать мысли, эмоции и ощущения тела, не судя и не анализируя их. Этот простой процесс позволяет начать видеть, что мысли и ощущения — это что-то отдельное, нечто, что можно наблюдать. Постепенно это позволит понять, что за всеми этими слоями скрывается нечто более глубокое, чем тело и ум.
Также полезно развивать регулярную практику йоги и пранаямы. Эти техники укрепляют тело и ум, делая их сильными и гибкими. Будьте благодарны телу, заботьтесь о нем, старайтесь сохранять осознанность в каждом моменте и в тоже время помните, что тело — это лишь временное средство для получения опыта. Чем чаще мы об этом помним, тем яснее приходит понимание того, кто мы есть на самом деле.
— Что бы вы хотели передать читателям, которые интересуются этой темой, но еще не чувствуют близости к этой концепции?
— Я бы хотел сказать, что «я не это тело» — это не просто утверждение, а приглашение к глубокому внутреннему исследованию. Даже если эта идея кажется далекой, дайте себе время. Начинайте с наблюдения за собой и своей жизнью, не торопясь с выводами. Этот путь требует терпения, но он открывает дверь к более глубокой свободе и пониманию себя. Важно помнить, что каждый шаг на этом пути важен, и даже если вы только начали, это уже ценно. Пусть ваша практика будет наполнена терпением и любовью к себе — и понимание придет в свое время.
— Если я не это тело, то кто же я на самом деле?
— Это, пожалуй, самый важный вопрос, который мы можем задать. В разных традициях ответ формулируется по-разному, и каждое из этих пониманий — это лишь одна из перспектив на истинную природу «Я».
Во-первых, можно рассмотреть идею, что я — поток сознания. В этой перспективе наше сознание подобно реке, которая течет, постоянно меняясь, но оставаясь самой собой. Мы наблюдаем, как мысли, чувства и физические ощущения появляются, разворачиваются и исчезают как волны на поверхности реки. Но поток сознания — это не сами эти мысли и чувства, а именно наблюдатель, который остаётся неизменным, как глубинное течение, видящее приход и уход всех этих феноменов.
Вторая перспектива — я духовная душа, искра божественного начала. С этой точки зрения, наше тело и ум — это временные инструменты для взаимодействия с материальным миром, а истинное «я» есть духовная сущность, соединенная с более высоким началом. Эта духовная природа наполнена светом, любовью и мудростью. Осознание себя как духовной души освобождает нас от привязанности к бренному, ведь мы понимаем, что истинное «я» превосходит время и пространство.
Есть также подход, согласно которому мы подобны квантовому полю. В квантовой физике существует понятие поля, в котором частицы возникают и исчезают, пребывая одновременно и в определённом состоянии, и в состоянии потенциальности. Если применить эту метафору к пониманию себя, можно сказать, что наше «я» подобно квантовому полю: оно содержит в себе множество возможностей и проявлений, и мы можем выражать их в материальном мире через тело и ум. Но это поле не ограничивается телом, оно распространяется и выходит за его пределы, связывая нас с миром на более тонком уровне.
И ещё одна перспектива — я есть чистое осознание. Этот подход основывается на идее, что истинное «я» — это чистое присутствие, которое пребывает за пределами мыслей и восприятия тела. Это чистое осознание, всегда присутствующее в нас, невозможно описать словами, но мы можем почувствовать его в глубоких состояниях медитации. Этот уровень осознания — самый близкий к подлинному покою и гармонии.
Все эти метафоры помогают нам взглянуть за пределы привычного восприятия себя как личности, ограниченной телом и умом. Они дают ключ к тому, чтобы искать «я» через прямой опыт, через практики, которые позволяют нам испытать и понять, что же лежит за пределами видимого. На самом деле, каждый из нас может обнаружить эту истину через внутреннее исследование и медитацию.