Я не это тело

23 и 24 ноября в Москве пройдет 23 Международная Конференция Йога Журнала. Предлагаем вашему вниманию беседу с писателем, переводчиком и учителем в области медитации Сергеем Неаполитанским. Тема нынешней Конференции — Я не это тело. Об этом рассуждает автор более 150 книг, посвященных веданте, созерцательным практикам, буддизму, индуизму и позитивной психологии Сергей Михайлович Неаполитанский.

Сергей, концепция «Я не это тело» звучит для многих абстрактно. Что означает это утверждение в контексте медитации и йоги?

— «Я не это тело» — это древняя философская идея, которая транслируется во многих духовных традициях, включая йогу и веданту. В первую очередь, это напоминание о том, что истинное «я» не ограничивается телесной оболочкой. Переживание своей индивидуальности обычно связано с телом, его потребностями и эмоциональными реакциями. Однако через глубокую медитацию и йогические практики мы начинаем осознавать, что наш истинный центр находится за пределами физических ощущений и эмоций. Понимание этой истины освобождает нас от страха перед изменениями, старением и даже смертью, ведь всё это касается только тела, но не истинного «я».

Как практика медитации помогает прийти к осознанию того, что «я не тело»?

— Медитация учит нас наблюдать за происходящим, оставаясь при этом в центре, который не вовлекается в поток внешних событий. Через практику мы учимся воспринимать мысли, ощущения и чувства как нечто временное, как феномены, которые приходят и уходят. Если мы можем наблюдать за телом, за его ощущениями и мыслями, значит, существует что-то за пределами всего этого, что не меняется — наблюдатель. Постепенно приходит понимание, что тело — это великолепнейший инструмент, с помощью которого мы взаимодействуем с миром, но это всего лишь инструмент. Этот переход от отождествления с телом к восприятию себя как наблюдателя — центральный аспект медитации.

Какие изменения происходят в жизни человека, когда он начинает воспринимать тело как нечто временное?

— Когда мы перестаем отождествляться с телом, меняется наше отношение к страданиям и удовольствиям, ведь они перестают управлять нашим умом. Например, боль или дискомфорт мы больше не воспринимаем как трагедию, а рассматриваем их как естественные явления, через которые можно пройти. Уходит множество страхов — страха потери, страха старения, страха смерти. Мы становимся более спокойными, уравновешенными, умеем радоваться жизни, не привязываясь к материальным вещам. Осознание того, что мы больше, чем просто тело, также укрепляет отношения с другими людьми, ведь мы начинаем видеть их подлинную природу, а не только внешнюю оболочку.

— Какую роль играет йога в укреплении этого осознания?

— Йога — это проверенная веками технология, помогающая осознать истинное «я», управлять умом и глубже почувствовать, что мы — не тело. Через асаны, дыхательные практики и медитацию мы развиваем осознанность и учимся отпускать привязанности. Асаны дают возможность лучше чувствовать своё тело, но также и понимать его ограничения, что приводит к смирению и принятию. Пранаяма помогает успокоить ум, делая нас более сосредоточенными и устойчивыми. Постепенно ум очищается, становится ясным, и мы можем наблюдать за собой отстранённо, не отождествляясь с физическими ощущениями и мыслями. В конечном итоге йога приводит нас к пониманию, что тело — это только одна из частей нашей сущности, временный инструмент для обретения опыта и служения другим.

Для многих людей идея «я не это тело» может ассоциироваться с равнодушием, особенно если они переживают сильные эмоции или утраты. Как йога помогает сохранить баланс в этих ситуациях?

— Действительно, идея «я не это тело» не призывает нас к безразличию. Йога учит, что, осознавая свою истинную природу, мы всё равно можем жить и чувствовать с полной вовлеченностью. Это не значит, что надо подавлять эмоции или отказываться от привязанностей. Наоборот, когда мы понимаем, что мы — не тело, мы становимся более сострадательными и терпимыми к себе и другим, потому что перестаем рассматривать трудности как личные неудачи. Мы можем проживать боль, утраты и радости без привязанности и страха. Это понимание помогает увидеть, что все эмоции — временные, но любовь и доброта остаются неизменными.

Какие советы вы бы дали начинающим практикам, которые хотят глубже понять, что они — не тело?

— Начинающим я советую начать с простых практик наблюдения. Когда вы медитируете, пытайтесь просто замечать мысли, эмоции и ощущения тела, не судя и не анализируя их. Этот простой процесс позволяет начать видеть, что мысли и ощущения — это что-то отдельное, нечто, что можно наблюдать. Постепенно это позволит понять, что за всеми этими слоями скрывается нечто более глубокое, чем тело и ум.

Также полезно развивать регулярную практику йоги и пранаямы. Эти техники укрепляют тело и ум, делая их сильными и гибкими. Будьте благодарны телу, заботьтесь о нем, старайтесь сохранять осознанность в каждом моменте и в тоже время помните, что тело — это лишь временное средство для получения опыта. Чем чаще мы об этом помним, тем яснее приходит понимание того, кто мы есть на самом деле.

Что бы вы хотели передать читателям, которые интересуются этой темой, но еще не чувствуют близости к этой концепции?

— Я бы хотел сказать, что «я не это тело» — это не просто утверждение, а приглашение к глубокому внутреннему исследованию. Даже если эта идея кажется далекой, дайте себе время. Начинайте с наблюдения за собой и своей жизнью, не торопясь с выводами. Этот путь требует терпения, но он открывает дверь к более глубокой свободе и пониманию себя. Важно помнить, что каждый шаг на этом пути важен, и даже если вы только начали, это уже ценно. Пусть ваша практика будет наполнена терпением и любовью к себе — и понимание придет в свое время.

Если я не это тело, то кто же я на самом деле?

— Это, пожалуй, самый важный вопрос, который мы можем задать. В разных традициях ответ формулируется по-разному, и каждое из этих пониманий — это лишь одна из перспектив на истинную природу «Я».

Во-первых, можно рассмотреть идею, что я — поток сознания. В этой перспективе наше сознание подобно реке, которая течет, постоянно меняясь, но оставаясь самой собой. Мы наблюдаем, как мысли, чувства и физические ощущения появляются, разворачиваются и исчезают как волны на поверхности реки. Но поток сознания — это не сами эти мысли и чувства, а именно наблюдатель, который остаётся неизменным, как глубинное течение, видящее приход и уход всех этих феноменов.

Вторая перспектива — я духовная душа, искра божественного начала. С этой точки зрения, наше тело и ум — это временные инструменты для взаимодействия с материальным миром, а истинное «я» есть духовная сущность, соединенная с более высоким началом. Эта духовная природа наполнена светом, любовью и мудростью. Осознание себя как духовной души освобождает нас от привязанности к бренному, ведь мы понимаем, что истинное «я» превосходит время и пространство.

Есть также подход, согласно которому мы подобны квантовому полю. В квантовой физике существует понятие поля, в котором частицы возникают и исчезают, пребывая одновременно и в определённом состоянии, и в состоянии потенциальности. Если применить эту метафору к пониманию себя, можно сказать, что наше «я» подобно квантовому полю: оно содержит в себе множество возможностей и проявлений, и мы можем выражать их в материальном мире через тело и ум. Но это поле не ограничивается телом, оно распространяется и выходит за его пределы, связывая нас с миром на более тонком уровне.

И ещё одна перспектива — я есть чистое осознание. Этот подход основывается на идее, что истинное «я» — это чистое присутствие, которое пребывает за пределами мыслей и восприятия тела. Это чистое осознание, всегда присутствующее в нас, невозможно описать словами, но мы можем почувствовать его в глубоких состояниях медитации. Этот уровень осознания — самый близкий к подлинному покою и гармонии.

Все эти метафоры помогают нам взглянуть за пределы привычного восприятия себя как личности, ограниченной телом и умом. Они дают ключ к тому, чтобы искать «я» через прямой опыт, через практики, которые позволяют нам испытать и понять, что же лежит за пределами видимого. На самом деле, каждый из нас может обнаружить эту истину через внутреннее исследование и медитацию.

Комментарии

Читайте также